«Экипаж»: На высоте

Культура, 16:37, 22 апреля 2016

Минкультуры полностью зачистило прокатную неделю под этот фильм. С одной стороны, логично: российский зритель так скептически настроен по отношению к родному кинематографу, что вполне мог бы пойти на какую-нибудь заокеанскую ерунду, лишь бы не мучиться. С другой стороны, прямо обидно за державу и ее сарафанное радио, которое и без зачистки (и даже без рекламного бюджета «как у больших») разнесло бы, что хорошее кино, надо брать. Ладно, будем честными – не хорошее. Почти идеальное.

Стоит сразу разобраться с этим «почти» - поскольку в него войдет неизбежное сравнение с фильмом Александра Митты. Который, несмотря на несовершенство спецэффектов, все-таки работал гораздо лучше качестве фильма-катастрофы – прежде всего за счет топорной простоты происходящего. Вот вулкан, вот землетрясение, вот хвост оторвет. Сценаристы нового «Экипажа» решили «усилить подачу» - и в результате вторая половина фильма представляет собою один огромный цирк с самолетами и акробатами. Вообразить себе что-то подобное в реальности невозможно, и потому вместо эмпатии неизбежно включается калькулятор, вычисляющий, скажем, число пассажиров, которые упадут вниз – в соответствии с законами жанра. На фоне этой перегруженности трюками меркнет даже некоторая сценарная благоглупость типа стремления стажера Гущина вмешиваться в африканские перевороты. В конце концов, очень русское качество, достоверное – в отличие от транспортировки людей в небе по канату.

В остальном «Экипаж» - это просто праздник какой-то, и основная его прелесть в том, что кино вышло не только «профессиональным», в духе романов Хейли, но и по-настоящему отечественным. Во-первых, экспозиция, в которой нас знакомят с основными героями, впитала в себя, кажется, всю повседневность, попадающую в новости. Тут вам и хам, ради которого задерживают вылет, и вышеупомянутый переворот, и «гуманитарная милостыня», и еще много чего. Во-вторых, герои нового «Экипажа» - это, опять же в соответствии с нашей традицией, настоящие мужики – даже если они женщины. Потому что в небе женской работы нет, а у нас вся жизнь сплошное небо: то шасси клинит, то двигатель взорвался. В-третьих, финал «Экипажа» проникнут очень современным, чисто российским оптимизмом, и этим здорово отличается от голливудского – и кино, и оптимизма.

Технически же отличить фильм Николая Лебедева от какого-нибудь зарубежного монстра проката невозможно. Здесь на высоте все, начиная от спецэффектов, про которые не надо говорить, на них надо смотреть – и заканчивая работой актеров. Данилы Козловский в роли героического раздолбая-нонконформиста хорош примерно так же, как в роли маньяка из «Хардкора» - то есть до последней степени. Владимир Машков то слегка выпадает из амплуа сурового мачо, то возвращается к нему, не утрачивая при этом ни грамма сурового обаяния. С женскими персонажами дела обстоят не так радужно (кажется, российскому кино придется заново учиться у советского тому, как не превратить сильную женщину в карикатуру) – однако же на Александру в исполнении Агне Грудите приятно посмотреть. Хотя ее героиня и запоминается, увы, меньше, чем учительница английского и мимолетно показанная в диспетчерском центре Тамара – та самая, из старого еще «Экипажа».

Ее появление, кстати, оказалось идеальным лакмусом для вопроса «надо ли было снимать новое кино, когда уже есть Митта». Половина зала в этот момент вздохнула – а еще половина не поняла, в чем дело. Вот этой-то половине будет совсем нелишним новое кино с его буйными спецэффектами, не менее буйной романтикой и любовной памятью о классическом кинематографе родной страны. Да и те, кто смотрел старый фильм в этом же самом зале 37 лет назад, тоже внакладе не остались: Николай Лебедев со своей командой в буквальном смысле прыгнул выше головы. И его «Экипаж» действительно стоит того, чтобы в гордом одиночестве стоять в прокатной сетке, собирая максимально возможную кассу и аплодисменты зала.

Клара Хоменко

Расписание сеансов смотрите в «Афише Забмедиа»