«Я хочу, значит, это будет» - интервью с начинающим путешественником

Туризм, 09:55, 13 июля 2016

8 июля в Читу из одиночного велопробега до Владивостока вернулся один из немногих читинских путешественников, турист и экстремал Юрий Скоробогатов. На вопрос: «Как тебя представить читателям?», Юра ответил: «Авантюрист!». Еще бы, нужно обладать изрядной долей авантюризма, чтобы взять и без долгой и кропотливой подготовки рвануть за 3000 км в один из крупнейших портов страны. Но в то же время моему собеседнику не занимать здравого смысла и кое-где холодного расчета. О своем одиночном велопробеге, о людях в городах Сибири и Дальнего Востока и о том, где лучше дороги Юра рассказал журналисту портала «Забмедиа».

- Юра, как появилась идея отправиться одному на велосипеде так далеко - от Читы до Владивостока?

- Идея появилась больше года назад, но в силу того, что было много работы – подготовка Фестиваля ШОС и «Зарницы» – времени не было. Когда я отошел от всех дел, решил, что можно немного времени потратить на себя. Сел на велосипед и поехал.

- Долго готовился? Что вообще нужно, чтобы просто сесть и поехать?

- Самое главное – это желание. Если говорить о материальных вещах, то все зависит от потребности человека: если человек привык жить на 100 тысяч рублей в месяц, то и в пути он будет тратить много. Когда я выезжал из Читы, у меня в кармане было 2600 рублей.

- Как это? Практически без денег?

- Когда я готовился к поездке, общался с путешественниками, которые разными способами перемещаются по стране и миру, среди прочего спросил – стоит ли публиковать номер карты? Мне ответили, что смысл в этом есть. Я так и поступил, и буквально через пару дней уже пошли деньги. Присылали как знакомые, так и совершенно незнакомые люди. Кроме этого, в пути обязательно найдутся те, которые тебе помогут: дальнобойщики, случайные водители, бабушки, торгующие на обочинах пирожками или молоком. Все путешественники говорили мне: «Не бойся отправляться в путь, трасса поможет».

Хотя даже если бы случайные люди мне не помогали, с голода бы не умер - продуктов я реально вез с собой много. А если у тебя еще и деньги на карте есть, то всегда можно пообедать в кафе. Впрочем, и это оказалось не просто – по картам рассчитывают только в Забайкальском крае, дальше почему-то нет.

- Как долго ты пробыл в пути?

- От момента выезда из Читы до момента возвращения прошло чуть более двух месяцев. Хотя я планировал, что расстояние от Читы до Владивостока преодолею за 80 дней – из расчета движения по 50 км в день. Думал, что буду больше уставать и соответственно, чаще останавливаться, но оказалось, наоборот, до Владивостока я добрался ровно за месяц, при этом 5 дней провел в Благовещенске и больше недели жил в Хабаровске. Самый большой перегон без дневных остановок у меня был на пути из Райчихинска до Биробиджана - 320 км. Я выехал в 8 утра и приехал в час ночи.

- За время пути случались экстремальные, неприятные или забавные случаи?

- Конечно, были. Мне очень сильно не понравился Чернышевск. Это просто антиутопия какая-то: заехал в кафе набрать воды, мне отказали, заехал в другое – то же самое. В итоге выяснилось, что где-то есть колонка, доехал до нее, оказалось, чтобы набрать воды нужно заплатить в администрацию деньги, получить талон и только потом воспользоваться колонкой. И это в 2016 году! Гостиница в этом городе стоит 1600 рублей. Я обошел 42 дома с просьбой пустить переночевать и везде мне отказали. Такое ощущение, что они вообще всего боятся. Хуже, наверное, было только возле Облучье (Еврейская автономная область – прим. авт.), где я встретился с местной гопотой. Исход встречи решили дальнобойщики, которые заметили нас и помогли мне.

Самым забавным случаем за поездку была, наверное, встреча с дорожниками в районе Могочи. Я остановился на перекур между двумя бригадами и слышу, как два рабочих обсуждают – из Италии я или из Англии. Через некоторое время они решись подойти, и заговорили со мной на ломанном английском, я поддержал эту игру и начал отвечать им также – на английском. Один из них не понял, что я русский, даже когда я сказал «I’m from Chita» – он был уверен, что я из Италии. Потом я, конечно, заговорил по-русски, мы посмеялись, поговорили. До конца дня у меня было очень хорошее настроение.

- Расскажи о людях и городах, в которых ты побывал.

- Люди в Сибири и на Дальнем Востоке по большей части отзывчивые, гостеприимные. В Забайкалье, Хабаровске, Амурской области готовы всегда прийти на помощь, во Владивосток сложнее – там люди более недоверчивые. Я влюбился в Благовещенск – это чистый, компактный и очень красивый город. Если его развитие не будет нестись слишком стремительно и лет через 50 все останется примерно также, то я хотел бы на старости лет перебраться именно туда.

Вообще города разные. В Хабаровске, например, мне кажется, все еще царит Советский Союз – там практически неразвита инфраструктура, мало хороших заведений, куда можно было бы сходить, практически нет дорог и тротуаров. У нас дороги реально лучше, чем в Хабаровске или во Владивостоке, но хуже, чем в Амурской области.

Владивосток я видел и раньше, пока работал в ВДЦ «Океане»: тогда он мне казался большим, клевым, нереально крутым. В этот раз я знакомился с городом изнутри, увидел его «изнанку». И я по-новому влюбился в этот город после знакомства с местными игроками в Encounter и «Дозор» (ночные игры – прим. автора). Играть здесь действительно интересно – очень много крутых локаций.

- Тебя научила чему-то эта поездка?

- Да, я понял несколько вещей: во-первых, сколько бы денег у тебя ни было, тебе все равно будет мало. Но самое интересное, чтобы чувствовать себя хорошо, быть довольным своей жизнью некоторым не нужно много средств. В пути я встретился с бродячими циркачами – вот они счастливые люди, которые не исчисляют жизнь деньгами. Во-вторых, нужно быть добрее и доверчивее к миру, но совсем отпускать ситуацию на самотек тоже нельзя: я знаю, что на трассе найдутся люди, которые мне помогут, но я не надеюсь только на них.

- И все-таки мне не понятно, зачем тебе это – путешествия, риск?

- Ну, смотри, у каждого своя цель в жизни – карьера, новая машина, квартира… Я просто хочу посмотреть мир. Мне это интересней, чем сидеть в офисе или таскать мешки из угла в угол. Единственное, что меня останавливает от того, чтобы уехать заграницу, это получение диплома. Я его получу, сделаю загранпаспорт и отправлюсь… не знаю, на Бали, в Лаос или, может быть, в Китай – там меня уже ждут. Среди путешественников принято встречать друг друга и помогать.

Я считаю, что нет ничего невозможного. «Не смог… Нет времени… Обстоятельства…», - это просто отмазки, полный бред. Любой запрет или ограничение вызывает в моей душе протест, и я готов приложить все усилия, чтобы доказать, что возможно практически все. Если я хочу, значит, это будет.

- Ты доволен своей жизнью?

- Скорее да, чем нет.

- Что бы ты изменил в ней, если бы была такая возможность?

- Я бы начал раньше путешествовать.

- Какие у тебя планы на ближайшее будущее?

- Буквально на днях мы с другом уезжаем автостопом в Братск, искать самый вкусный борщ и играть в ночные игры. Потом я планирую все-таки реализовать проект «Уличные библиотеки», о которых вы уже писали. В конце лета – Байкал. А там уже будет холодно и начнется подготовка к новому сезону. Куда и как я отправлюсь в следующий раз – еще не знаю. Все зависит от желания!

Подготовленный к публикации текст Юра Скоробогатов читал уже на пути в Иркутск.