«Экстра-1998»: О «ночных бабочках», нацистах и Пелагее

Общество, 08:30, 7 августа 2016

В преддверии своего 20-летия «Экстра» продолжает публиковать дайджест по годам с момента появления газеты. На очереди 1998-й - год из обоймы так называемых «лихих девяностых», пропитанный кризисными явлениями, криминалом и вкусом «Кока-Колы».

«Обезнуливание»

Для Читы этот год начался с чрезвычайной ситуации. «В результате повреждения канализационного коллектора (район улицы Рахова) фекальные воды вышли на поверхность. Под угрозой аварии оказались городские теплосети и водопровод». Как выяснилось, причиной происшествия стал большой ящик с тряпками, который закупорил коллектор. Как ни странно, о нём знали ещё с 19 декабря, но вытащить не смогли. Мэр Читы Александр Седин называет происходящее «преднамеренным вредительством».

Ущерб оценён в 1 миллион рублей новыми деньгами, возбуждено уголовное дело.

Вообще 1998 год в стране стартовал лихо. С первых же номеров «Экстра» стала много и понятно писать об экономике. Так, в интервью изданию начальник управления федерального казначейства Анатолий Коноплёв выставил финансовый «диагноз» региону, сравнив отношение федерального центра к Иркутской и Читинской областям: «Прямо противоположное. Они 40% своих доходов отдают в Москву, а мы только просим. Ну, кому нравится человек, который постоянно просит, с которого взять нечего?»

Также год проходит под знаком деноминации. «Экстра» в №3 проводит ликбез и опрос в материале «Деноминация глазами читинцев». Так называемые обезнуленные деньги и возвращение копеек горожане, как видно, встретили с опаской.

- Не разделяю я оптимизма, с которым власть имущие говорят нам о пользе деноминации. Сначала лучше бы с зарплатами всё уладили, а потом и нули бы эти кромсали, - делилась тогда своим мнением школьный учитель предпенсионного возраста Галина Тимофеевна.

Очевидно, что газета с первых лет своего существования делает ставку на общение с читателями. На второй полосе «Экстры» в рубрике «Вы спрашивали» всегда можно найти письма и вопросы от людей, которые говорят о наболевшем. И всегда получают ответы. Порой, диалог по одной проблеме растягивается на несколько номеров. Кроме того, издание не забывает поощрять своих подписчиков, разыгрывая призы, в числе которых утюги, чайники, калькуляторы и видеокассеты. Параллельно с начала года стартует конкурс «Экстра-девушка-98», для участия в котором забайкалки присылают в редакцию фотографии со своим изображением. Всё в рамках приличия. Кстати, в прошлом - 1997 году - победила жительница Краснокаменска Мария Николаева. За первое место она получила редкую по тем временам вещь - кофеварку Moulinex.

Депутатские зарплаты

Газета постепенно формирует свой стиль, рассказывая читателям не только о региональных, но и о федеральных темах. Особенно поднаторел на этом поприще в то время обозреватель «Экстры» Александр Баринов, чья фотография первой начала украшать каждый его материал, чаще всего посвящённый политике. Много и, главное, актуально пишут ещё два журналиста издания - Александр Карпенко и Борис Ветров. Последний вообще в течение года поражает выбором тем. Например, в материале «Исповедь извозчика «ночных бабочек» Ветров рассказывает о судьбе бывшего преподавателя по имени Дмитрий, который, как несложно догадаться из заголовка, занимается транспортировкой проституток по городу. Говорит, что не жалеет о новой профессии:

«А я вот считаю, что мне просто повезло… Два «лимона» в месяц - как с куста, да на бензин ещё кидают».

Единственное, что тревожит Дмитрия, это тот факт, что половина женщин, которых он «возит», семейные, и работают они втайне от мужей.

По всей видимости, получив от читателя отклик на скандальный материал, Борис Ветров идёт дальше и публикует откровенное интервью с «девушкой по вызову». Потом пишет о торговце наркотиками, о сексе по телефону, о настоящей шведской семье из Читы, в которой вместе живут душа в душу четыре мужчины и две женщины.

Публикует репортажи из притонов, из мест лишения свободы, а также крайне острое журналистское расследование о хищениях пиломатериалов сотрудниками администрации исправительной колонии №10 в Краснокаменске.

Александр Карпенко не отставал от коллеги. В начале года он написал о зарождении в Чите идей национал-социализма, взяв интервью у лидера «Русского национального единства» Игоря Остроумова.

Нашивающие на одежду свастику бритые наголо молодчики пытались доказать журналисту, что они стоят за правое дело.

Но по тону материала было видно, что ни Карпенко, ни многие здравомыслящие читатели так не считают. Ещё одна тема, которую поднимает корреспондент в №19, актуальна и сегодня. Она касается зарплат депутатов Читинской областной думы. Дошло до того, что специальным постановлением заработок председателя регионального парламента был приравнен к губернаторскому. Такие разоблачения народным избранникам не понравились, и в адрес редакции от них стали приходить письма с возмущениями. В ответ на эти письма Карпенко пишет колонку, суть которой можно уместить в одной его же фразе: «Меня, как избирателя, ваша работа не устраивает».

Пляж на крыше

В 90-е «Экстра» не может не писать про криминал, который в то время цвёл буйным цветом. Заголовки шокируют: «Пьяные офицеры ЗабВО открыли огонь по гражданским», «Свидетели Иеговы» повесили моего сына». В №14 на обложке газеты вообще опубликовано фото расстрелянного внедорожника Opel.

Автомобиль обстреляли из автоматов на дороге между селом Смоленка и посёлком Каштак. «От смертельного ранения скончался гражданин Кожемякин. Не исключено, что мотивом преступления стал очередной раздел сфер влияния между криминальными структурами», - говорится в заметке.

Несмотря на то, что год был действительно тяжёлый со всех сторон, журналисты «Экстры» писали и о добрых явлениях жизни. Скажем, с интересом можно прочитать материал о тогдашней любви читинцев к летнему отдыху на крышах. Да, когда-то было модно загорать на домах с плоской кровлей, причём зачастую топлес. Писала «Экстра» и о культурной жизни Читы. В День города в 1998 году забайкальскую столицу посетило немало артистов, в том числе группа «Нэнси», певица Алиса Мон и даже совсем ещё юная Пелагея, которая дала небольшое эксклюзивное интервью. Занимательно на страницах издания смотрится и реклама. Например, компания «Кока-Кола» для того, чтобы как можно лучше закрепиться на рынке Читы, совместно с «Экстрой» и «Русским радио» 16 августа на Театральной площади проводила конкурс по распитию «легендарного напитка». Рекламный слоган гласил: «Приди и выпей больше всех».

После просмотра всей подшивки за год, становится понятно, что

«Экстра» уже тогда заняла свою нишу, публикуя уникальные материалы,

как то интервью с воевавшим в Чечне контрразведчиком или размышление об утопичности идеи создания «Большой Бурятии», озвученной в 1998-м Иосифом Кобзоном. Предпочтение тогда отдавалось плотности текста, нежели картинкам, поэтому сейчас такие статьи зрительно воспринимаются тяжеловато. Но в те времена потребность в чтении печатных СМИ была куда выше, чем сейчас. Тираж «Экстры» за первый месяц года прирос с 30 до 40 тысяч экземпляров и оставался на этой отметке до самого декабря, в конце которого с разницей в один день вышло сразу два номера - очередной и праздничный. Оставалось вытащить из «Экстры» праздничный календарь, повесить его на стену и встречать 1999 год, обещавший стать не менее сложным, чем 1998-й.

Статья опубликована в газете «Экстра» №31 от 3 августа 2016 года