«Инферно»: Жалобно
Беда с экранизациями книг, в особенности тех, где речь идет о приключениях разума – это невозможность перевести их в полной мере на язык кино. Романов Дэна Брауна это особенно касается: если в книге двадцать страниц объяснений про истинную природу Девы Марии выглядят вполне нормально, то на экране даже пять минут таких объяснений смотрятся совершенно невыносимо. «Код да Винчи» еще умудрялся сохранять баланс между разговорами и действием. После «Ангелов и демонов» стало очевидно: надо что-то делать. Потому что как триллер – это было беспомощно и занудно даже с учетом таких зубров, как Том Хэнкс, Юэн МакГрегор и Стеллан Скарсгард, а также режиссер Рон Ховард.
Последний совершенно очевидно не справлялся с инерцией первоисточников – не лучшего качества, будем честными. Учитывая, что четвертый роман Брауна еще хуже, чем второй, от экранизации «Инферно» можно было ожидать электрического стула – и таки именно он с грохотом вкатился в наши кинотеатры. Все родимые пятна жанра остались на месте. Даже лишившийся памяти, профессор Роберт Лэнгдон сперва бодро цитирует Википедию, а все почтительно слушают, потом профессор кричит: «Туда!» - и все бегут, и так сорок раз по кругу. «Туда» обычно означает какой-нибудь донельзя банальный храм или дворец, окруженный, как выясняется, зловещим ореолом очередного заговора каких-нибудь идейных коррупционеров (тамплиеров, розенкрейцеров, сноубордистов).
В общем, все как семь лет назад – только если в «Ангелах и демонах» была хоть и слабенькая, но интрига, то в «Инферно» все настолько очевидно, что просто больно смотреть. Не спасает уже ничего – ни музыка Ханса Циммера, ни Том Хэнкс, который изо всех сил старается как-то оживить окончательно окартонившегося Лэнгдона. Профессор, конечно, делает сложное лицо, видит вещие сны и бежит-бежит-бежит, но выглядит это не увлекательно и даже не скучно - жалобно: взрослый человек, а такой ерундой занимается. Причем это в равной мере относится и к герою, и к актеру, который вот совсем недавно показывал класс в «Чуде на Гудзоне», а теперь опустился на нижний уровень Ада - искать зловещие признаки в расстановке запятых у Данте.
Перед нами классический пример того, как все попытки придать монументальную форму жалкому содержанию заканчиваются бессмысленной растратой времени, денег и материалов. Прекрасная работа оператора Сальвадоре Тотино, который снимал «Эверест», режиссерский талант оскароносца Ховарда, актёрские способности Фелисити Джонс и Бена Фостера – все это рассыпается даже не в пыль, а в какой-то сонный порошок. И ведь все это было очевидно еще на начальной стадии проекта, который вообще не должен был состояться! Но «Sony Pictures», которая вообще-то собиралась экранизировать «Утраченный символ», а не «Инферно», внезапно обнаружила сходство книги Брауна с отличным фильмом «Сокровище нации» 2004 года. Мировой заговор, не иначе. И происки нибелунгов.
Клара Хоменко
Расписание сеансов смотрите в «Афише Забмедиа», кроме того на портале появилась возможность купить билет на киносеанс