«У нас нет установки задавить бизнес»

Общество, 08:30, 11 декабря 2016

Сферы розничной торговли и общественного питания в Забайкалье всегда изобиловали большим количеством недостатков. О том, как сегодня с этими негативными проявлениями борются специалисты, «Экстре» рассказала заместитель руководителя регионального Управления Роспотреб­надзора Любовь Дубина.

«Медвежьи» услуги

- Любовь Евгеньевна, поделитесь, пожалуйста, с жалобами какого рода в области торговли наиболее часто приходится сталкиваться сотрудникам Роспотребнадзора?

- Для начала нужно сказать, что надзор в данной сфере это лишь малая часть нашей деятельности, причем не самая крупная. Что же касается жалоб и обращений от населения, то они делятся на два блока. Первый из них относится к нарушению санитарного законодательства. Чаще всего жители Забайкалья жалуются на просроченную продукцию, на несоблюдение условий ее хранения, на нарушение товарного соседства на прилавках и в холодильных витринах, а также на уровень качества продуктов и блюд в организациях общественного питания.

Второй блок лежит в плоскости защиты прав потребителей. Здесь жалобы граждан зачастую связаны с их обвесом или обсчетом в торговых точках. Например, производитель указывает на упаковке товара при фасовке его подлинную весовую категорию, а продавцы во время процесса кодировки меняют эту категорию в сторону увеличения, из-за чего цена на данную продукцию соответственно увеличивается. К таким продуктам, по большей части, относятся кондитерские, кулинарные изделия и полуфабрикаты.

- А как обстоят дела в сфере общественного питания?

- В этом направлении прослеживается негативная тенденция, набирающая обороты, как правило, во время праздничных дней. Так, руководители некоторых увеселительных заведений в такие периоды ущемляют интересы своих клиентов тем, что необоснованно обозначают в договорах о проведении банкетов определенные условия, идущие вразрез с действующим законодательством. В частности, предприниматели ограничивают минимальную цену на заказ блюд и напитков, включают в договор дополнительные услуги: плату за вход, за музыкальное сопровождение и одноразовую посуду. В прошлом году поступило порядка десяти подобных жалоб, основная их часть была зафиксирована

в преддверии новогодних праздников. Практически все виновные в этих случаях лица были привлечены к административной ответственности. Однако суммы штрафов, наложенных на них по решениям судов, оказались не столь значительными в сравнении с той финансовой выгодой, что они получили в результате своих противоправных действий.

Местные держат марку

- Каков уровень качества продуктов на прилавках магазинов в Забайкальском крае?

- Можно назвать его удовлетворительным. За 9 месяцев текущего года нами было исследовано более 6,5 тыс. проб различной пищевой продукции. Из них показателям безопасности не отвечало 3,6% продукции, а показателям качества - 2,6%. В первую очередь это касалось фальсифицированной молочной продукции. Кроме того в 2016 году неоднократно регистрировались и факты производства хлеба с нарушениями показателей качества.

В частности, мы обнаруживали завышенный уровень влаги и заниженную пористость.

Еще нам приходилось выявлять нарушения, связанные с производством рыбных консервов. Например, сотрудники ведомства часто сталкивались со случаями, когда сайра в банках не соответствовала требованиям нормативных документов. Информацию обо всех подобных инцидентах мы передавали своим коллегам в те регионы, где была изготовлена данная продукция. Там, в свою очередь, принимали меры к недобросовестным производителям.

Что касается местных производителей продуктов, которых у нас в Забайкалье не так много, то они стремятся не падать в грязь лицом и сохранять качество на достаточно высоком уровне. Хотя нарушения подчас фиксируются и с их стороны, как это произошло, например, в недавнем времени с компанией по производству молочной продукции «Дали видали» из Улетовского района.

- Как часто фиксируются случаи массового отравления?

- В последние несколько лет в крае регистрируется не более одного-двух случаев массового отравления продуктами питания, хотя ежегодно в Управление Роспотребнадзора в среднем поступает порядка 20 жалоб.

Однако многие из них по результатам проверок не находят доказательств и зачастую возникают по вине самих обратившихся. Например, пострадавшие не соблюдали условия правильного хранения продуктов, которые ими были куплены в магазине. Ну, а если дело касается подозрений на отравление в ресторанах или кафе, то здесь, чаще всего, выясняется, что люди съели что-то не то в совершенно другом месте.

Пивбары растут как на дрожжах

- Бытует мнение, что компетентным органам, в том числе и Роспотребнадзору, поставлена негласная установка «давить» малый и средний бизнес…

- Заверяю вас, что таких указаний у нас никогда не было и быть не могло. Объективность и беспристрастность в работе - это основное кредо сотрудников нашего ведомства. Посудите сами, в 2015 году количество плановых проверок, проводимых нами в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, равнялось 350. В свою очередь, в текущем году их число снизилось практически наполовину. Такой показатель говорит лишь о том, что мы строго следуем распоряжению президента РФ, в рамках которого он объявил инициировать, так называемые «каникулы для предпринимателей».

К тому же Роспотребнадзор в Забайкалье сейчас активно использует в своей работе с представителями бизнес-сообщества и новую систему подхода в плане организации плановых проверок, ключевой особенностью которой является разделение предприятий, над которыми мы осуществляем надзор, по группам риска. Так, если организация подпадает под категорию с умеренным уровнем риска, то плановые проверки на нем проводятся один раз в шесть лет. А если предприятие входит в группу минимального риска, то реализация комплекса подобных мероприятий в его стенах и вовсе не предусмотрена.

Еще один немаловажный аспект. Часто наше ведомство принимает в отношении предпринимателей, которые впервые провинились, меры предупредительного характера.

Также «поблажки» допус­каются и бизнесменам, испытывающим тяжелые финансовые трудности.

Если они, допустим, совершили крупные административные правонарушения, то суммы штрафов для них в силу действующего законодательства мы можем снижать до 50 процентов.

- Какую позицию вы занимаете по отношению к предпринимателям, открывающим питейные заведения в помещениях жилых домов?

- Негативную. В последние два года складывается не совсем нормальная обстановка в этой сфере. На подобные заведения к нам регулярно поступает большое количество обращений и жалоб от жителей Забайкалья. Только за 10 месяцев этого года к нам поступило более 50 обращений, послуживших основанием для проведения 43 проверок. По их результатам судом были вынесены предписания о временной приостановке деятельности нескольких десятков подобных злачных мест на срок 90 суток. Однако даже такая тенденция не влияет положительно на общую статистику. Дело в том, что, так называемые «пивные квадраты» растут буквально как на дрожжах. На смену одному нерадивому предпринимателю, которого нам удалось привлечь к ответственности, тут же приходит другой, и все повторяется.

По всем санитарным правилам такие заведения, конечно, можно размещать в помещениях жилых домов, но с некоторыми ограничениями. Основное из них - вести предпринимательскую деятельность, не причиняя неудобств гражданам, проживающим по соседству. К сожалению, именно это правило зачастую и нарушают владельцы подобных организаций.

Статья опубликована в газете «Экстра» №49 от 7 декабря 2016 года