Гонцы секретной службы
17 декабря в России отмечается день создания, наверное, одной из самых законспирированных государственных служб – фельдъегерской. О сотрудниках данного ведомства рядовым гражданам известно не так уж и много. «Экстра» решила немного приоткрыть завесу тайны, и в преддверии даты наш корреспондент взял интервью у начальника ГФС в Чите полковника внутренней службы Андрея Пирогова.
Доставить любой ценой– Андрей Иванович, расскажите немного об истории читинского отделения фельдъегерской службы?
– Если рассматривать историю нашего ведомства на региональном уровне, то она выглядит достаточно неоднозначной. Вообще, официальной датой создания отдела фельдъегерской службы в Чите считается 11 июля 1923 года. Однако в 1939 году наше ведомство было упразднено в силу определенных причин. В результате отдел фельдъегерской службы объединили со «Спецсвязью». В современном виде служба в Чите начала существовать с 1966 года.
– Расскажите о том, какую деятельность отдел ведет сегодня?
– Наша служба не афиширует свою работу по ряду причин. Так уж сложилось, что изначально фельдъегеря занимались доставкой важной корреспонденции, в том числе и закрытого типа, субъектам исполнительной, законодательной и судебной власти. Также мы плотно сотрудничаем с военными. По регламенту служебную и секретную информацию сотрудники отдела передают исключительно «из рук в руки» в так называемых «пакетах». Мы не доверяем процесс передачи данных электронным средствам связи. В любой момент может произойти утечка, например, в ходе хакерской атаки и прочее. Как ни парадоксально, но за долгие века своего существования человечество еще не придумало способа надежнее, чем доставлять особо важную информацию вручную.
В зоне обслуживания читинского отдела фельдъегерской службы находятся административные центры субъектов Российской Федерации. Наши сотрудники в обязательном порядке сопровождают вверенную им корреспонденцию от точки отправки до точки доставки. Порой расстояния этих маршрутов могут достигать тысяч километров. Преимущественно в своих командировках фельдъегеря используют авиатехнику, но при этом не исключаются варианты дальних командировок на автомобилях и поездах. Кроме того, нами активно эксплуатируется и водный транспорт.
Главным приоритетом для наших сотрудников в рамках их деятельности является гарантированная доставка корреспонденции получателю. И подчеркну, что выполнение этой задачи не должно зависеть от внешних обстоятельств. Простыми словами, «груз» фельдъегерь обязан доставить оперативно и в указанный срок. Так, в среднем длительность той или иной командировки занимает, как правило, трое суток. Если же говорить об их количестве в месяц, то оно бывает различным. К сожалению, я не могу сказать вам точную цифру в силу засекреченной специфики работы нашей службы.
Высокие требования– Какие критерии предъявляются к человеку, который стремится занять должность фельдъегеря?
– Так как наше ведомство имеет непосредственное отношение к органам внутренних дел, то и критерии у нас к будущим сотрудникам являются аналогичными. Во?первых, претендент на должность фельдъегеря должен иметь образование не ниже средне-специального. Плюс ко всему у гражданина должна быть и высокая физическая подготовка. К потенциальным работникам у нас предъявляются достаточно жесткие спортивные нормативы, без этого никуда, ведь процесс доставки особо важной корреспонденции, по большому счету, непредсказуем. В дороге может случиться всякое, в силу чего фельдъегеря во время служебных командировок всегда имеют при себе огнестрельное оружие. Замечу, что они обладают законным правом воспользоваться им в случае возникновения соответствующей необходимости.
– Процесс доставки корреспонденции фельдъегеря осуществляют поодиночке?
– Нет, все зависит от длительности командировок. Если она является не такой затяжной, то фельдъегерь берется за выполнение задания по доставке «пакета» один. Если же командировка занимает достаточное количество времени, то сотрудники едут в паре.
– Скажите о структуре вашего ведомства?
– В принципе, все у нас в этом плане, как и в других организациях. Есть управленческое звено: руководитель и его заместители, бухгалтерский и кадровый отделы. Ну, и собственно штат фельдъегерей. Насчет того, сколько у нас в службе работает человек, то точную цифру я вам озвучить не могу – это секретная информация. Скажу лишь, что их не так уж и много.
– Есть текучка кадров в коллективе?
– Ее нет по одной простой причине – к нам в ведомство очень сложно устроиться. Обычно сотрудники покидают свои места, только уходя на пенсию. В свою очередь, желающих занять их места довольно много. Однако практически все они ждут потенциального трудоустройства годами. Все подходящие нам по вышеупомянутым критериям вносятся в так называемый резерв. Но и этот факт не гарантирует того, что они стопроцентно попадут в ряды фельдъегерской службы в ближайшем будущем.
Что касается увольнений по отрицательным мотивам, то таких внутри нашего ведомства уже давно не было, так как все сотрудники являются высококвалифицированными специалистами. Они дорожат своей работой и подходят к ее выполнению с большой ответственностью.
– Каким образом выстраивается рядовой день сотрудника вашего ведомства?
– В подробностях, конечно, я не могу рассказать об этом. Отмечу только то, что он является ненормированным. В данном случае, вполне может подойти следующее выражение – рабочий день проходит от нуля и до нуля часов. И никак иначе.
«В наших рядах без жертв»– Трагические случаи, что называется «на производстве», с сотрудниками читинского отдела фельдъегерской службы происходили?
– Нет, к счастью, ничего подобного за годы существования нашего ведомства не было. Замечу, что такие вещи весьма редко происходят даже в масштабах целой страны. Из последних трагических инцидентов могу лишь вспомнить авиакатастрофу под Иркутском в 1993 году, жертвой которой стало двое наших коллег, работавших именно в том регионе.
Фельдъегеря Большедворский и Агарков отправились в служебную командировку. К слову, во время того крушения самолета им удалось сохранить вверенную в их распоряжение корреспонденцию. Дело в том, что они успели написать записку, благодаря которой прибывшим на место происшествия сотрудникам УМВД и УФСБ посчастливилось обнаружить ценный груз. Послание в виде нескольких печатных строк было прикреплено к обугленному «пакету». Памятники погибшим в той катастрофе сотрудникам установлены в музее государственной фельдъегерской службы в Москве. Их поступок вошел в историю нашего ведомства.
– Расскажите немного в заключение о своей карьере?
– Я пришел на службу в ряды читинского отдела фельдъегерской службы со студенческой скамьи в 1995 году. Мной был пройден путь от офицера до начальника отдела, я ни капли не жалею о своем выборе. Мне эта работа нравится.
Датой создания Государственной фельдъегерской службы в России (фельдъегерь – от нем. Feldjager – военный курьер по доставке важнейших государственных документов) считается 17 декабря 1796 года. Тогда по указу взошедшего на трон императора Павла I была сформирована специальная воинская часть, в задачи которой входило выполнение поручений по связи, а также специальных поручений императора. Штат первой части состоял из одного офицера и 13 фельдъегерей. На протяжении последующих десятилетий и вплоть до наших дней фельдъегерский корпус России, ни разу не прекращал свою деятельность, даже во время Октябрьской революции 1917 года и Великой Отечественной войны. В задачи современной Государственной фельдъегерской службы РФ входит оперативная доставка и гарантированная сохранность отправлений особой важности. В частности, доставка корреспонденции по территории нашей страны, а также за рубеж.