Хромые на бюджет

Экономика, 08:30, 18 декабря 2016

Краевые власти ждут 3 миллиарда рублей из Москвы

Депутаты Законодательного собрания Забайкалья на очередной парламентской сессии приняли закон о бюджете региона на 2017 год и плановые периоды 2017-18 годов. Пока только в первом чтении, а это означает, что ко второму чтению документ претерпит ряд изменений. Однако уже сегодня можно взглянуть на цифры, чтобы понять общую стратегию и концепцию, по которой предстоит жить нашему краю в следующем году.

На строительство по минимуму

Объём доходов бюджета на 2017 год будет равен 39,7 миллиарда рублей, расходов - 40 миллиардов, дефицит, соответственно, составит 300 миллионов рублей. Это максимальное значение при предельном госдолге региона, который равняется, только вдумайтесь, 26,6 миллиарда рублей. Традиционно большая часть расходов будет вложена в социальную сферу, то есть на зарплаты, социальные выплаты и прочие обязательства, которые власти края просто не имеют права не перекрыть.

- Досталось новому правительству очень тяжёлое наследство. Но приоритет, поставленный губернатором, - это исполнение социальных обязательств, это неукоснительная и своевременная выплата зарплаты, погашение максимально кредиторской задолженности по коммунальным платежам, которая нас сейчас всех очень серьёзно душит и не даёт возможности, в том числе, по школам, по детсадам вовремя закрывать зарплату. Мы с этими вопросами первостепенно должны разобраться, - заявил в своём обращении к депутатам вице-премьер краевого правительства Дмитрий Кочергин.

Важность принятия закона о бюджете в первом чтении отметила и новоиспечённая руководитель министерства финансов края Марина Кириллова. По её словам, законопроект разрабатывался в условиях неопределённости объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Её размер был взят на уровне 2016 года - около 8,3 миллиарда рублей. Это значит, не факт, что Москва на 2017-й даст столько же.

- Следует отметить, что параметры представленного проекта ко второму чтению будут подвергнуты значительной корректировке, поскольку предварительный объём дотаций краевому бюджету из федерального дополнительно составляет более 3 миллиардов рублей, - отрезала Кириллова. К слову, эта фраза стала чуть ли не ключевой на заседании. Ведь из неё следует, что по ряду пунктов, где бюджет в проекте пока сильно проседает, возможны изменения в лучшую сторону. Например, в нынешнем варианте денег на зарплату бюджетникам запланировано на 11 месяцев, а на социальные выплаты - и вовсе на 10. Разве что отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население заложены в полном объёме, чего в прошлом году с большим скрипом добивались депутаты.

Распределение дополнительных денег может ситуацию изменить, но, к сожалению, не кардинально.

- В перечень объектов капитального строительства государственной собственности, в которые осуществляются бюджетные инвестиции, включено 33 объекта. По сравнению с аналогичным перечнем 2015-го, 2016-го количество сократилось практически в два раза. Общий объём бюджетных инвестиций по объектам строительства составляет 375 миллионов рублей, а распределяется он всего по пяти объектам из 33. Это детсады в Сретенске, Чите и Могойтуе, Кардио-ожоговый центр в Чите и спортивный центр в Краснокаменске. Расходы на бюджетные инвестиции в отношении 28 объектов капитального строительства не планируются, - рассказала председатель Контрольно-счётной палаты края Светлана Доробалюк.

Депутаты-строители сразу встрепенулись и заявили, что 375 миллионов даже на названные пять объектов не хватит. Так и есть, краевые власти это понимают, но долги предшественника давят и не дают поднять голову. Поэтому, по словам Дмитрия Кочергина, ко второму чтению сумма на погашение долгов перед строителями может быть увеличена.

Как всегда против

Вообще, если начать перечислять все минусы бюджета, по которому нам предстоит прожить следующий год, одной газетной полосы не хватит. Тут и отмена индексации пособия на ребёнка, мер социальной поддержки многодетных семей, выплаты детям-сиротам и приёмным семьям, что противоречит краевым законам. И отсутствие денег на повышение зарплат врачам, что идёт вразрез с майскими указами президента. Заложен минимум на обеспечение жильём детей-сирот, а их более 5 тысяч. Причём по решению суда все они должны заселиться в новые квартиры до декабря 2017 года. На деле же денег хватит только на 120-150 человек.

И таких примеров, от которых хочется обхватить колени руками и забиться в углу, масса.

Положительная сторона законопроекта о бюджете, по мнению Светланы Доробалюк, это возвращение к трёхлетнему планированию, что «даёт ориентиры всем участникам бюджетного процесса на среднесрочную перспективу». Мне же кажется, что это планирование достаточно условное, ведь все понимают, что при нынешней экономической ситуации сложно заглядывать дальше, чем на год вперёд.

В беседе с журналистами перед пленарным заседанием о том, что будут голосовать против законопроекта о бюджете заявили лидеры фракций ЛДПР и КПРФ, объяснив это тем, что параметры документов не учитывают интересов очень и очень многих жителей края.

- Бюджетные ассигнования, предусмотренные на здравоохранение на 2017 год, ниже 2016-го на 14%. В абсолютном значении это 235 миллионов. Деньги, направленные на реализацию отдельных программ в рамках полномочий краевого Минздрава не предусмотрены. Скажем, это бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Отсутствие возможности получения лекарственных препаратов данной категории граждан нарушает их законные права и ведёт к ухудшению качества жизни, - привела пример руководитель фракции ЛДПР в заксобрании края Светлана Илюхина.

За поддержку законопроекта высказались представители «Единой России» и «Справедливой России», пояснившие, что бюджет так или иначе принимать нужно, чтобы не противоречить бюджетному законодательству России, да и просто продолжать жить. Результат голосования: 35 - за, 8 - против.

Принятый в первом чтении законопроект оставил миллион вопросов. Например, что делать до сих пор с не посчитанной кредиторской задолженностью и как гасить госдолг, обслуживание которого выливается бюджету в миллиардные суммы? Или как развивать край, когда денег еле-еле хватает не на жизнь, а только лишь на существование? Как всегда остаётся уповать на федеральный центр, который должен понять положение, в котором оказалась новая забайкальская власть, и к обещанным дополнительным 3 миллиардам добавить бы ещё. Иначе из года в год край будет двигаться в будущее, как хромая кобыла, которую, как ни печально, так и хочется пристрелить.