Голодные дети в рамках закона

Общество, 13:03, 21 декабря 2016

История одного законопроекта. Депутаты городской думы не смогли отстоять инициативу по увеличению дотаций на школьное питание детей из неблагополучных семей.

Депутаты Читинской городской думы весной 2016 года вышли в Заксобрание региона с инициативой увеличить дотации на питание детей из малообеспеченных семей с 13 рублей до 20. Причиной такого законопроекта стало увеличение цен на продукты и невозможность полноценно накормить детей на имеющиеся средства. В случае принятия такого закона, его действие распространилось бы на весь край. Представитель от городских парламентариев депутат Александр Зенков обозначил вносимый законопроект как важный и социально-значимый.

- Всем понятно, что вопрос важный и сложный в сегодняшних экономических условиях. Дети всегда стояли на первом месте и сегодня нужно обеспечить горячим питанием детей из малообеспеченных семей, когда ребенок приходит в школу для того, чтобы поесть. Цена вопроса сегодня - 13,8 рублей. Но нельзя подобрать на эту сумму ассортимент продуктов, чтобы накормить ребенка. Просьба – увеличить до 20 рублей. Цена вопроса – 40 миллионов рублей в год. Министерство образования говорит, что сумма будет несколько меньше. Надо видеть каждого ребенка – кому-то, может быть, не требуется, но есть дети, которым обязательно нужно такое питание, иначе мы получим не только неблагополучных детей, но и с другими отклонениями, которые придется выправлять другими способами и затрачивать средств придется больше, значительно больше. Проект был внесен в марте 2016 года. В мае он был рассмотрен на комитете. Нам говорят, что мы поздно его внесли – мы это не принимаем. Просим рассмотреть с положительным результатом, - сказал Зенков.

Правовое управление Законодательного собрания края, которое провело экспертизу законопроекта отметило, что необходимость и целесообразность принятия оценивается законодателем самостоятельно. Председатель контрольно-счетной палаты региона Светлана Доробалюк уточнила у Зенкова - оставит ли город в случае принятия законопроекта свою долю софинансирования – сегодня она составляет пять рублей к имеющимся 13 - на что депутат ответил утвердительно. И если законопроект будет принят, то оплата ежедневного питания в школах Читы составит 25 рублей.

- Во всяком случае, свою норму мы оставим такой, какая она есть. И депутатский корпус всегда стоит на стороне детства. Мы оставим норму софинансирования, - уточнил Зенков.

Светлана Доробалюк отметила, что решение необходимо принимать с учетом мнения губернатора, а оно положительное, однако бюджет уже сформирован и средства на эти нужды в нем не заложены.

Позиция министерства образования во всем этом обсуждении не совсем понятна – их мнение выразилось лишь в подсчетах потребности в случае принятия. Министр Андрей Томских обозначил, что под этот законопроект попадает порядка 36 тысяч детей из малообеспеченных семей. Однако цифра может меняться в любую сторону в зависимости от социально-экономических условий.

- По сегодняшним деньгам это в месяц 10 миллионов 700 тыс. рублей на питание. С учетом средств, которые запрашиваются, потребуется от 45 до 60 млн. рублей дополнительно, то есть это каждый месяц дополнительно 4-5 млн. рублей. Итого месячная потребность составит около 15 млн рублей, - сказал Томских.

Затем слово взяла министр финансов края Марина Кириллова, которая обратила внимание депутатов на то, что сформированный бюджет никак не может включить не принятый законопроект, а кроме того, согласно плану финансового оздоровления сейчас бюджету Забайкалья нельзя принимать на себя никаких дополнительных расходных обязательств – любое отклонение от регламента лишит регион дополнительных федеральных дотаций. По словам министра, дополнительная дотация, которая предусмотрена федеральным законом, носит регламентированный характер в части неукоснительного исполнения плана финансового оздоровления, утвержденного в августе этого года. Одна из норм этого плана – недопущение принятия новых расходных обязательств.

- То есть, если мы не исполняем свой план финансового оздоровления, который касается и расходных, и доходных обязательств, и принимаем новые расходные обязательства, то ставится под угрозу получение части дотаций, которые сформированы под условия этой программы. Поэтому, конечно, мы понимаем, что нужно увеличивать расходы на питание, но в этих условиях на чаше весов объем дотаций в 3,4 млрд рублей и 60 миллионов, которые мы предусмотрим как новые расходные обязательства - нужно делать выбор в пользу 3 млрд. рублей. Если отдельные муниципальные образования принимают решения - они должны нести расходные обязательства самостоятельно, - сказала Кириллова.

Александр Зенков, отстаивая законопроект, задал вопрос присутствующим – почему заявленная в мае инициатива не рассматривалась и обозначенные цифры не были заложены. Ведь присутствующие явно знакомы с ситуациями, которые возникают в неблагополучных семьях, и полноценное питание дети могут получить только в школе.

- Кто ответит за то, что эти цифры не были заложены? Вы понимаете прекрасно, что такое голодные дети. Я не знаю, были ли вы в голодных семьях. 4 или 5 голодных ртов. Приходишь – мама пьяная, папа пьяный. А когда он в школу ушел, его там накормили… И ставить эти миллиарды…, - возмутился Зенков, - Я понимаю, что по межбюджетным отношениям РФ задолжала 2,4 триллиона рублей и сейчас эти отношения будут пересматриваться, но надо работать.

Кириллова отметила, что в связи с изменениями, внесенными в бюджетный кодекс, любой межбюджетный трансферт предоставляется субъектам под определенные условия, а особенно тем, у кого предельный уровень государственного долга, к коим относится и Забайкалье. Поэтому в рамках снижения госдолга край не имеет права принимать никаких расходных обязательств. Даже увеличивая норму тех расходных обязательств, которые уже приняты.

Депутат-единорос Сергей Михайлов упрекнул Зенкова в том, что он привел некорректный пример и если печальная ситуация с пьющими родителями в семьях есть, то, мол, должны работать органы опеки, а также высказал предложение «добить» нехватку средств за счет местных бюджетов, направив дотацию и жестко обозначив назначения:

- Действительно, сумма на питание на протяжение многих лет у нас прежняя, это не совсем правильно. Но я хотел бы сказать – вы привели некорректный пример – кто ответит за голодных детей, если мама с папой пьяные, и 4, 5 детей находятся… Таких родителей надо лишать родительских прав, а это органы опеки могут инициировать. Я понимаю так, мы можем за счет местных бюджетов это восполнить. Я бы поговорил с министерством финансов о возможности через дотации… Я понимаю, что они тратятся на усмотрение муниципалитетов… Они не «окрашены», но нужно как-то их «окрасить». Я понимаю, что город Чита может добавить, муниципалитеты районные не совсем богатые и не смогут добавить. Вопрос должен решаться, обсуждаться и нужно посмотреть, какие формы можно использовать. В том числе и в рамках жесткого регламентирования плана финансового оздоровления. Эти обязательства взяты, и увеличивать их необходимо.

Как выяснилось в процессе разговора, даже в течение 2017 года, при возникновении новых источников финансирования, это также будет сделать нельзя – условия предоставления дотаций ограничивают возможности. Единственный выход - если муниципалитеты сами найдут в своих бюджетах средства и начнут оказывать софинансирование.

По словам председателя социального комитета Заксобрания Андрея Мартынова, весной, когда на комитете этот вопрос был рассмотрен, на имя теперь уже бывшего руководителя Минфина Забайкалья Андрея Кефера было направлено письмо, где предлагалось включить данный вопрос для рассмотрения в бюджет. Почему он не был рассмотрен – Мартынов ответить не смог.

Говорили представители власти о цифрах, за которыми стоят люди. И на чаще весов в действительности оказываются бюджетники, кому нужно платить зарплату, и малоимущие дети, которых нужно накормить. Правительство, следуя основному принципу, поставленному губернатором, стремится исполнить социальные обязательства по выплате зарплаты, откладывая рассмотрение поднятого вопроса на длительное время.

В конечном итоге депутаты резюмировали необходимость увеличения суммы на питание, однако не в ближайшее время, и, пообещав вернуться к рассмотрению законопроекта во втором квартале следующего года, оставили его на площадке комитета. И суп, который будет вариться для малоимущих детей в школах, не станет питательнее, если сами муниципалитеты не отыщут в своих бюджетах копеечку для детей. Наверное, нужно радоваться тому, что есть 13 рублей, которые станут обедом для ребенка. И хочется верить, что однажды чаша весов все-таки перевесит в сторону тех самых малообеспеченных семей, расходные обязательства на которые сегодня не дают принять суровые рамки федерального центра.