Чиновники тоже плачут
Что хотели бы руководители региона и их подданные попросить у Деда Мороза накануне Нового года?
Ну, жизнь у всех сегодня незавидная. Вот, например, недавно многодетные матери пригрозили властям митингом по поводу задержек социальных выплат, на что советник губернатора Владимир Дмитриев тоже поплакался: дескать, служащие администрации края тоже не знают, когда получат зарплату.
Власть или собес?Вот со слезами на глазах наша региональная власть остановила на 2017 и последующие два года действие сразу двух десятков законов, которые хоть как-то поддерживали население и бизнес в крае. Среди них поддержка градообразующих организаций промышленности, инвестиционной деятельности, субсидирование за счёт средств краевого бюджета части процентной ставки за пользование кредитом, субсидирование лизинговых платежей, поддержка заготовительной деятельности. Также нет финансирования на поддержку традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционных промыслов коренных малочисленных народов, промышленных парков, развитие личных подсобных хозяйств. Помимо этого, поддержки на три года лишатся социально значимые СМИ, садоводческие и огородные некоммерческие объединения, соинвесторы строительства жилья, семьи медработников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет или вышедших на пенсию, и другие.
Думаю, со слезами, но проектом закона о краевом бюджете с 1 января 2017 года предусмотрена индексация на 5,8 процента только… стоимости услуг на погребение. Очень символичное для края решение.
Отчаянию краевой и муниципальной власти в регионе нет границ. Сегодня она похоже на большой собес, который только и занят тем, что просит у вышестоящей власти дополнительных средств на всё про всё. А если не дают или подают, как она считает, мало – призывает протестовать. Вот, например, субвенции на дошкольное образование в следующем году в бюджет Читы были доведены не в полном объеме - денег на зарплаты работников детсадов в 600 млн. рублей у города нет. Глава города Анатолий Михалёв выход видит в революционной ситуации. Коллегам по партии «Единая Россия» он так и заявил:
- Если нам дадут недостаточно средств, то выход один – снижать зарплаты, и тогда люди выйдут на площадь Ленина, на улицы. А когда нас спросят, почему это произошло, мы покажем, как нас финансируют.
Стоит, очевидно, добавить, что когда воспитатели и нянечки детсадов спросят об этом региональную власть, она тоже покажет, как плохо её финансирует федеральное правительство. А когда нянечки доберутся до федерального правительства, оно сошлётся на Барака Обаму и Ангеле Меркель, которые достали нашу страну своими санкциями. И тогда работники детских садиков всё поймут, посочувствуют нашим руководителям всех уровней и успокоятся. А дети начнут писать письма Деду Морозу и просить его подарить своим любимым воспитателям в 2017 году немножко денежек на жизнь, поскольку начальников научили только отнимать и делить, а прибавлять и умножать они не умеют.
С другой стороны, жизнь у чиновников просто замечательная. Кто что не попросит – ответ один: денег нет, отвяжитесь, нас так финансируют. И ничего делать не надо. Новый сити-менеджер Читы Олег Кузнецов тоже недавно поплакался журналистам: каждый день видит из окна своего кабинет центральную площадь города, слёзы вытирает по поводу её плачевного состояния, а сделать ничего не может – нет денег.
Да что там площадь! Вот как-то летом побывал в Чите премьер Дмитрий Медведев, внял просьбам жителей улицы Аянской и поручил местным властям её отремонтировать. Дескать, негоже, чтобы люди и машины городской улицы передвигались по ухабам и колдобинам, как на слалом трассе. О, какое это неподъёмное задание оказалось для местной власти! Проблеме года посвятила заседание фракция «Единая Россия», обсуждалась она и в администрации города. Слёзы при этом лились рекой. Руководители города говорили о том, что средств дорожного фонда не хватает, сами заработать не можем – так что к воспитателям и нянечкам детских садов могут присоединиться и жители улицы Аянской. Они тоже выйдут на площадь, и когда спросят городскую власть, то она расскажет, как плохо её финансируют (далее см. выше)…
Больше туману – больше тайнПравда, Деду Морозу тоже не позавидуешь – в Забайкальском крае ему даже с помощью волшебного посоха и активной Снегурочки (губернатора края) во многом разобраться невозможно. В Службе единого заказчика, где орудовали ставленники бывшего губернатора Константина Ильковского, сплошные тайны и, судя по первым сведениям от следственного комитета, устоялась сплошная коррупция. Которую как бы никто не видел. У энергетиков при покровительстве руководства края – тоже сплошные коммерческие и иные секреты.
Тайны губернского двора достигли апогея. На последнем заседании РСТ было и смешно, и грустно. Не ко двору пришёлся даже прокурор. Блюстителя закона вместе с журналистами и представителем Общественной палаты края выставила вон из зала заседания глава Региональной службы по тарифам Евгения Батуева. Недавняя работница Читаэнерго, а ныне глава РСТ, с подобострастием верной подданной смотрела на зам. гендиректора ТГК-14 Андрея Аблязова и робко интересовалась: согласен ли он, чтобы присутствующие узнали сведения коммерческой тайны компании при обсуждении тарифов. Ну, разумеется, зам. гендиректора был категорически против. Ещё бы: если уж собственные миллионные зарплаты и премии топ-менеджеры компании держат в большом секрете, что говорить о коммерческой тайне! Таким образом, новый главный регулятор энергетических тарифов в крае бодрым голосом попросила удалиться всех «лишних». Секретное заседание продолжилось в узком корпоративном кругу, где в конфиденциальной обстановке решался вопрос о том, сколько нам всем следует платить за теплоэнергию. При этом учитывались сведения, которые ТГК-14 предусмотрительно спрятала под грифом «коммерческая тайна». Законно или нет были спрятаны эти сведения – тоже тайна. Ибо прокурора, который должен был, очевидно, это определить, соотнеся данные сведения с федеральным законом об акционерных обществах, тоже прогнали с заседания.
Похоже, новая команда Натальи Ждановой с самого начала взяла курс на особую конфиденциальность своей работы, представляя региональное правительство неким закрытым акционерным обществом.
Вот и свежеиспечённая зам. председателя правительства по социальным вопросам Аягма Ванчикова тоже решительно удалила журналистов с обычного рядового совещания, придавая, очевидно, этим актом весомость своей деятельности. Мы, общественность, ей бы простили такое стремление сделать социальные вопросы военной тайной стратегического значения, если бы она раз и навсегда на своём закрытом от общества заседании решила вопросы задержки зарплаты учителям, врачам и проч., а также нашла деньги на индексацию социальных выплат и увеличила бы финансирование завтраков школьникам. Увы, кроме строгого выражения лица чиновницы, мы пока ничего не видим.
Дурной пример заразителен, и вот уже недееспособная власть города Читы решила спрятать свою немощность под секретным грифом. Недавно городские избранники удалили с заседания журналистов. О, вопрос на нём обсуждался суперсекретный: тарифы на проезд и схема пассажирских перевозок! Горожанам об этом нельзя знать ни в коем случае. Председатель комитета по секретным материалам ЖКХ и тарифам за проезд Александр Прокопенюк строго хмурил брови и категорически отказался решать стратегически важные вопросы в присутствии журналистов.
Понятно, конечно, что собственную немощь и недееспособность хочется скрыть от общественности. Строгие выражения лица были и у других депутатов. Как некогда говорил «тот самый Мюнхгаузен», именно с таким выражением лица делаются самые большие глупости на свете.
Так что, вслед за бароном, скажем: улыбайтесь, господа! Нам ещё предстоит оценить деятельность наших секретных чиновников и депутатов самым решительным образом.
Владимир Тихомиров