Бюджет в решете
Накануне Нового года глава Минфина РФ обвинил органы государственной власти Забайкальского края в бездействии и некомпетентности.
Хорошо учил в конце декабря новоиспечённый глава администрации губернатора края Дмитрий Кочергин глав муниципальных органов власти: «Нас «рвет» не от того, что у нас денег нет, а от того, что мы управляем неэффективно».
«Где деньги, Зин?»
Верные слова. Они повторяют смысл записки министра финансов РФ Антона Силуанова, в которой говорится: «Бездействие органов государственной власти Забайкальского края в части уточнения регионального бюджета и увеличения бюджетных ассигнований на социально значимые расходы приводит к образованию кредиторской задолженности, а также к невозможности осуществления выплат по ним даже при наличии остатков на счете бюджета». Таким образом, мы видим, что упрёк главы Минфина РФ в большей степени относится к краевой власти, а не к муниципальной.
Заметим, что письмо Минфина РФ появилось в ответ на просьбу членов Совета Федерации и депутатов Госдумы от Забайкальского края к правительству РФ оказать бюджету края дополнительную финансовую помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 3 млрд.770 млн. рублей. Конечно, и члены Совета Федерации, и депутаты Госдумы хотели как лучше. Но получилось как всегда – плохо и невпопад. Отлаженная машина выпрашивания всё новых сумм у федерального центра разбилась о железную логику главы Минфина РФ, который всё объяснил с цифрами и фактами в руках. И краевая власть при этом, судя по записке, выглядит не лучшим образом.
Ну, вот разве не убедительны следующие факты. Минфином России в 2016 году неоднократно рассматривались параметры бюджета Забайкальского края, сбалансированность бюджета региона, и были приняты дополнительные решения о предоставлении дополнительной финансовой поддержки в общей сумме 11 млрд. 304 млн. рублей. В том числе в виде бюджетных кредитов выделено 9 млрд. 65 млн. рублей и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 2млрд. 239 млн. рублей. Более того, в декабре 2016 года перечислена дополнительная финансовая поддержка в общей сумме 1млрд.489 млн. рублей, в том числе в виде дотации 239 млн. рублей и бюджетного кредита – 1млрд.250 млн. рублей. Таким образом, общий объем нецелевой финансовой поддержки бюджету Забайкальского края из федерального бюджета в 2016 году в виде дотаций и бюджетных кредитов составил 19 млрд. 855 млн. рублей с ростом к уровню 2015 года на 9% или на 1млрд. 589 млн. рублей.
Встаёт вопрос: много это или мало? Всё познаётся в сравнении. Так вот, по оценке Минфина РФ, Забайкальский край по уровню обеспеченности финансовой поддержкой из федерального бюджета в виде дотаций и бюджетных кредитов на одного жителя региона занимает 3 место в Сибирском федеральном округе после высокодотационных субъектов (Республика Тыва и Республика Алтай). Уровень обеспеченности финансовой поддержкой из федерального бюджета на одного жителя региона в 2016 году составил 18,3 тыс. рублей, при среднем по Сибирскому федеральному округу - 8,5 тыс.
Кроме того, по оперативным данным по состоянию на 1 декабря 2016 года консолидированный бюджет Забайкальского края по доходам исполнен в сумме 49 млрд. 907 млн. рублей с ростом на 13% к аналогичному периоду прошлого года (при среднероссийском показателе - 8%). Расходы произведены в сумме 49033 млн. рублей, то есть бюджет исполнен с профицитом в 874 млн. рублей.
По оценке Минфина России общий объем налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составит 37 млрд. рублей, дополнительно поступит к первоначальному бюджету порядка 5 млрд. рублей. Долговая емкость бюджета края позволяет привлечь рыночные заимствования в объеме 3,5 млрд. рублей, не приводящих к нарушению условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов. Значит, имеются реальные источники для исполнения бюджетных обязательств по социально значимым расходам бюджета. Зачем же при этом ещё что-то просить дополнительно?
И ещё. Минфин РФ отмечает, что остатки средств на едином счете бюджета на 1 декабря 2016 года составляли 2 млрд.439 млн. рублей, в том числе остатки целевых средств, поступивших из федерального бюджета - 356 млн. рублей. Как видим, помощь в минувшем году со стороны федерального центра была существенна. Почему же тогда многие учителя и работники других бюджетных сфер встретили Новый год с пустым карманом, а выплаты были мизерными – по 5-10% от заработной платы за декабрь? Полетели коллективные жалобы президенту страны, в правительство РФ, губернатору, в прокуратуру… Люди в отчаянии, а социальная напряжённость в регионе одна из самых высоких в стране.
Впору задать сакраментальный вопрос: «Где деньги, Зин?».
Чиновников много, толку мало
При всём этом наша региональная бюрократия себя не забывает. Так, по оценке Минфина РФ, за 2014 и 2015 годы превышены целевые показатели по оплате труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, установленные «дорожными картами».
Экономия средств бюджета региона при соблюдении в 2015 году подходов к зарплате указных категорий работников бюджетной сферы могла бы составить 211 млн. рублей. В части расходов на содержание органов государственной власти Забайкальского края Минфин РФ отмечает, что штатная численность работников государственных органов Забайкальского края на 1000 человек является одной из самых высоких в регионах Сибирского федерального округа и составляет 3,06 человек, что выше среднероссийского показателя (1,87 человека) в 1,6 раза. С 1 января 2015 года увеличена среднемесячная заработная плата государственных служащих, замещающих государственные должности, в среднем на 60-70% (правительство Забайкальского края, Контрольно-счетная палата, Избирком и др.), что стоит бюджету Забайкальского края дополнительных расходов ежегодно в сумме 51,4 млн. рублей.
Проведение данной политики в целом приводит к необоснованному росту дефицита бюджета, неисполнению принятых расходных обязательств, росту кредиторской задолженности, государственного долга Забайкальского края и расходов на его обслуживание.
Не научились управлять? Помощи не ждите
В данной статье далеко не в полном объёме приведены все претензии Минфина РФ к управленцам края в области финансовой политики. Но чётко дано понять: без проведения действенных мер по оздоровлению государственных финансов Забайкальского края решить в целом проблемы сбалансированности регионального бюджета невозможно. В условиях оптимизации расходов федерального бюджета и отсутствия источников дополнительных доходов для увеличения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации важной задачей является рациональное и эффективное использование регионами, в том числе Забайкальским краем, имеющихся средств.
Таким образом, Минфином РФ сделан чёткий вывод: учитывая наличие резервов оптимизации расходов бюджета Забайкальского края, финансирование расходных обязательств правительство края может осуществлять за счет собственных доходов бюджета региона с учетом ежегодно оказываемой из федерального бюджета финансовой помощи.
Ну, а помощь эта немалая. На 2017 год бюджету Забайкальского края размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации увеличен на 3 млрд. 344 млн. рублей или на 40% к уровню 2016 года и составит 11 млрд. 632 млн. рублей. Также предусмотрена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы в сумме 450 млн. рублей и бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета в целях замещения долговых обязательств Забайкальского края в сумме 1280,7 млн. рублей.
Сверх того, как дал понять Минфин РФ, федеральный бюджет ничего давать не будет. Надо использовать собственные бюджетные резервы, научиться зарабатывать деньги и быть скромнее со штатами управленцев и их зарплатами.
Владимир Тихомиров