Долги и обещания
Президент России Владимир Путин 17 февраля 2016 года принял отставку губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, который руководил регионом с 2013-го. С тех пор прошёл ровно год, а икается «варягу» из Якутии, наверное, до сих пор. В связи с этим «Экстра» решила проанализировать, какое наследство оставил миллионер-мечтатель нынешней власти?
ДолгиЭто, пожалуй, единственное слово, которым можно кратко охарактеризовать стиль правления прежнего губернатора. Долгов Наталье Ждановой и её команде он оставил предостаточно. Прежде всего, речь идёт о государственном долге региона.
Его Ильковский раздул до предельных размеров, не стесняясь обращаться за кредитами к коммерческим банкам. Заёмные средства шли на всё - на стройки, на фестивали, а потом и на выплаты зарплат бюджетникам края, а также на социальные пособия. В итоге, в 2016 году госдолг Забайкалья составлял 26,5 миллиарда рублей, из которых почти 60% приходилось на коммерческие кредиты. К счастью, федеральный центр решил помочь краю перекредитоваться, то есть заменить банковские кредиты бюджетными (под крайне низкий процент). На эти цели было выделено 8 миллиардов рублей, но при условии, что регион сохранит определённый Москвой до 2019 года дефицит бюджета и уровень госдолга. Если же нет - деньги придётся вернуть в полном объёме. Проще говоря, правительство Ждановой будет платить по долгам, не имея возможности брать взаймы.
Отметим, что Константин Ильковский вообще не особо привык жить по средствам, будто в ведении у него был не край, а собственное предприятие. С его лёгкой руки правительство заключало со строителями госконтракты, причём во многих случаях в отсутствие лимитов. То есть денег на эти статьи расходов в бюджете края изначально и не было, но предприниматели брались за работу, доверяясь слову губернатора. Все мы помним, во что это вылилось. Строительные организации края сегодня переживают худшие времена, уже не рассчитывая получить от действующей власти полный расчёт за построенные социальные объекты. Кстати, именно Ильковский внедрил схему, когда подряд на строительство без проведения аукциона и оформления нужных документов отдавался «нужной» компании, а объект позже просто выкупался в собственность региона. Да, это шло вопреки федеральным законам, на что губернатор отвечал: «В законе есть дух и буквы. Никогда не нарушал дух закона. Что касается буквы, то тут есть варианты». Бывшее руководство «Службы единого заказчика» Забайкальского края, поставленное, к слову, самим
Ильковским, со своим патроном, видимо, было согласно, но дошло до того, что нарушило и дух, и букву. Сейчас граждане Литвинцев, Майоров и Выжлов задержаны по подозрению в получении взяток в особо крупном размере - брали «откаты» за предоставление предпринимателям госконтрактов.
ОбещанияУголовные дела, появившиеся после правления Ильковского относительно членов его команды, стали своего рода визитной карточкой экс-губернатора. До сих пор расследуется дело в отношении бывшего министра финансов края Андрея Кефера за задержку зарплат бюджетникам в первой половине 2015 года. Константин Константинович проходит по делу как свидетель, хотя именно его Москва ругала за низкую финансовую дисциплину. Но главной причиной отставки Ильковского был назван срыв программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. После победы на выборах губернатора Наталья Жданова вынуждена была пообещать, что власти края планируют завершить программу переселения к 1 сентября 2017 года, правда в январе текущего года в регионе побывали специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ (фонд выделил Забайкалью 702 миллиона на переселение). Увиденным эксперты остались недовольны, назвав одной из главных причин срыва программы плохой контроль со стороны региональных властей.
Обещания Натальи Ждановой объяснимы, ей надо исправлять ошибки предшественника. А вот сам Ильковский обещал столько, что всего и не упомнишь, причём вряд ли он реально видел перспективу. Навскидку - обещал построить в Чите всероссийский центр патриотического воспитания «Зарница», обещал лукодром, обещал, что в 2016 году в Забайкалье достроят шесть новых школ, а по факту сейчас сданы в эксплуатацию только две. Справедливости ради скажем, что печальный опыт экс-губернатора научил Жданову более основательно готовиться к лесным пожарам и заставил постоянно перестраховываться, чуть что запрещая посещение лесов.
Задумалась Наталья Николаевна и ещё об одном законе, появившемся в эпоху Ильковского. Касается он запрета продажи алкоголя в крае с 20.00 до 11.00. Как оказалось, этот закон открыл зелёный свет распространителям суррогата и небольшим магазинам, которые неслабо обогатились на незаконной торговле в часы запрета. Бюджет края при этом потерял десятки миллионов рублей в виде налогов от крупных торговых сетей, которые из-за регионального закона понесли убытки. Как бы там ни было, а менять после правления Константина Ильковского предстоит многое. Достаточно взглянуть на рейтинг эффективности управления субъектами федерации, который ежегодно публикует газета «Известия». За время работы Ильковского на посту губернатора Забайкальский край оказался в числе аутсайдеров, сместившись с 39-й позиции на 76-ю. И путь наверх будет ох как не прост.
Иван Фёдоров
Статья опубликована в газете «Экстра» №8 от 22 февраля 2017 года