ДальноБОЙ
Что бы ни говорили скептики, акции протеста дальнобойщиков с требованием полной отмены системы «Платон» продолжаются по всей стране вторую неделю. В Забайкалье число бастующих приблизилось к нескольким сотням человек. Как следствие, появились и первые экономические итоги стачек. Забмедиа выяснило, чего именно уже добились несогласные, и как противостояние водителей большегрузов и федеральных властей скажется на кошельках простых забайкальцев.
«Мы, как волки, загнанные в угол»После очередного общения с участниками протеста в районе Застепи под Читой, где сейчас, по разным оценкам, собралось порядка 150 большегрузов, в серьезности намерений водителей сомневаться не приходится. Мужчины дают понять всем приезжающим, что единственный путь к нормализации ситуации лежит через отмену «Платона» или госакциза, входящего в структуру цены на топливо. Однако дождутся ли дальнобойщики конкретных решений в Москве, сказать крайне сложно.
Между тем территория стачки понемногу превращается в небольшой город. Там есть и столовая с небольшой кухней в прицепе одного из тягачей, и местный парламент на пятаке возле дороги, где обсуждают последние новости, ругают власть и принимают гостей. На этом же месте звучат и основные тезисы акции протеста.
- Начнем ли мы работу до отмены «Платона»? Определенно, нет, - заверил участник забастовки корреспонденту портала 3 апреля. – Отступать нам просто некуда. Мы как волки, загнанные в угол. Вот только представьте - как только «Платон» наберет обороты, и его тариф достигнет обещанных трех рублей, мы будем должны отдавать Ротенбергу сотни тысяч рублей в год. Тут посчитать несложно. Водитель большегруза, работающий на «частном плече», проезжает в среднем от 120 до 180 тысяч километров каждый год. Умножаем это на три. Плюс мы платим акциз за каждый литр постоянно дорожающей солярки. Плюс транспортный налог. Плюс все налоги для ИПэшников. К этой сумме периодически прибавляются еще и штрафы. Как прожить в таких условиях? Нам, честно говоря, не понятно.
При этом, подчеркнули собравшиеся, внедрение «Платона» ставит под угрозу саму возможность заниматься перевозками для некоторых водителей. Дело в том, что система взимания платы с большегрузов работает по двум основным принципам. Перевозчику предлагают либо составить маршрутную карту рейса, либо использовать бортовое устройство, выданное Росавтодором. Основная трудность в том, что и тот, и другой способ подразумевают предоплату за еще несовершенный выезд. Это подтверждается и официальной информацией. Ну, а если денег попросту нет?
- Мы ведь как работаем - в начале рейса мы получаем, в лучшем случае, только аванс на солярку. Бывает, что и этого не дают. Остальные деньги платят только после доставки груза. Но что делать, если ты, допустим, сильно потратился на ремонт, в семье случились какие-то непредвиденные траты? Занимать? Может брать кредит? А если не получится? Выходит, что мы просто не сможем заработать. А ведь у всех нас, как вы понимаете, тоже есть дети, жены. Всем нужны деньги, - пояснил возмущенный дальнобойщик.
И все здесь, вроде бы, прозрачно и понятно. Есть требования, есть реакция СМИ и какая-никакая реакция власти. Постоянно появляется объективная и субъективная информация о протестах в соцсетях и официальных источниках. Кстати об этом. Во время общения с журналистами «Забайкальской медиа группы» участники стачки не раз подчеркивали мирную направленность мероприятия. По словам дальнобойщиков, никто из них не хочет массовых беспорядков, нарушений закона и, тем более, силового решения конфликта. Все, дескать, чинно, благородно. Вместе с тем водители указали на то, что им нередко приходится читать в Сети и слушать по радио о пьянстве и проститутках на стоянках большегрузов.
- Мы недавно слышали в СМИ информацию о том, что здесь водители ходят пьяные, хулиганят, пользуются услугами проституток и кидают камни в проезжающие мимо машины, которые продолжают перевозить грузы. Это неправда! Вы посмотрите – нас круглые сутки охраняют несколько экипажей полиции. Ели бы хоть один подобный случай здесь был, нас бы уже всех разогнали, - подчеркнул участник акции.
Что тут скажешь? Логичный вывод. Тем не менее, по информации Забмедиа, и тут есть нюансы. Источник портала в одной из крупнейших логистических компаний Забайкалья сообщил, что о насилии или откровенных угрозах по отношению к водителям сейчас действительно речи не идет. Однако было уже несколько случаев, когда не бастующих дальнобойщиков, тянущих груз из Китая, очень убедительно просили поучаствовать в акции.
По данным собеседника портала, в Забайкальске водителям поставили вполне конкретные условия: «Сутки стоите с нами, затем едете дальше». Естественно, гадать, что будет, если отказаться от такого предложения коллег, они не стали. В данном случае всем стоит понимать одно – если хотя бы одно заявление о добровольно-принудительном участии в протесте ляжет на стол к правоохранителям, акция быстро закончится. Тут не важно, хотят водители этого, или нет.
Справедливости ради скажу, что, побывав несколько раз на забастовке в районе Застепи, ни об одном подобном случае услышать лично мне не довелось. Хотя и исключать такую вероятность, думаю, не стоит, ведь о своем негативном отношении к продолжающим работать коллегам участники забастовки не раз высказывались.
- А что тут скрывать? Пока мы стоим здесь, другие набивают карманы. Сейчас цена доставки 20-тонного прицепа из Китая в Иркутск сильно повысилась. Такая услуга сегодня будет стоить около 230 тысяч рублей. До забастовки рейс обходился заказчику меньше 100 тысяч рублей. Этого и следовало ожидать, ведь спрос остался прежним, а предложение сильно снизилось. Это ощутят все в ближайшее время, - уверены протестующие.
Неприятно, но доводы водителей большегрузов подтвердили и участники оптового рынка. Как объяснил Забмедиа менеджер перспективного развития компании «Журавли Торговля и Логистика» Павел Александров, после начала стачки дальнобойщиков доставка грузов, особенно скоропортящихся продуктов, стало реальной проблемой.
- Еще в середине марта нас предупреждали, что начнутся забастовки, цена транспортировки изменится с 1 апреля. Но это полбеды. Основная трудность теперь заключается, в том, чтобы вообще найти перевозчика, который согласится доставить груз. Насколько мне известно, в остальных компаниях, не имеющих своих машин, такая же ситуация. Работающих большегрузов физически не хватает. Нам уже пришлось прибегнуть к услугам железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что доставить товар по железной дороге дешевле, возникает риск срыва сроков. Грузовые поезда преодолевают расстояния намного медленнее. В случае со «скоропортом», перспектива получить свой груз не через пять дней, а месяца через два, вообще не радует. Может приехать просто вагон гнили, - рассказал Павел Александров.
Представитель торгово-логистической компании уточнил, что пока протесты на конечной цене товара не сказались благодаря накопленным запасам. Однако более высокая стоимость транспортировки продуктов непременно ляжет в оптовую, а, соответственно, и в розничную цену. «Если ситуация не стабилизируется, повышения цен не избежать. Если изменится транспортная составляющая в структуре цены – изменится и сама цена. Другого варианта нет», - добавил Александров.
Подтверждают его слова и крупнейшие российские продовольственные объединения, включая «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока, Национальную мясную ассоциацию. Руководители этих организаций обратились с письмом к вице-премьеру правительства России Аркадию Дворковичу с просьбой отложить повышение тарифов «Платона», копия письма попала в распоряжение «Коммерсанта». Если говорить о конкретных цифрах, то, по данным авторов обращения, повышение цен с вступлением «Платона» в полную силу спровоцирует рост цен от 3 до 10 процентов. Прибавим к этому и без того высокую инфляцию, экономический кризис, географические и инфраструктурные условия Забайкальского края. Страшно? Может быть. Одно понятно точно – пострадает именно конечный покупатель, то есть мы с вами.
Дальнобойщик, председатель Союза перевозчиков России Андрей Бажутин считает, что требовать отмену системы «Платон» необходимо, поскольку она дает всего 10% от необходимых денег и не способна решить проблему с состоянием федеральных трасс в России.
«Мы будем требовать отмену системы «Платон» и транспортного налога, нужно оставить только акциз как единственный адекватный сбор. Сколько проехал — столько заплатил, сколько заправил — столько заплатил. На сегодняшний день нам рассказывали, что деньги с «Платона» пойдут в федеральные дорожные фонды, но, по словам того же Соколова (главы Минтранса России – прим. ред.), это всего 10% и их не хватает. Куда все это время девались деньги с акциза и транспортного налога, непонятно. Сейчас только с введением «Платона» нам рассказывают, какие золотые дороги у нас появятся», - цитирует слова Бажутина деловой портал BFM.ru.
P.S.Весь этот конфликт для нашего, и без того депрессивного региона с рядом многолетних экономических, управленческих и социальных проблем, вообще несвоевременный. Резкий рост цен только добавит масло в огонь. Но надежда на нормальное решение вопроса, конечно, есть. Уже известно, что в Москве специально проведут экстренное заседание на самом высоком уровне по проблеме забастовок и самой системы «Платон». Может быть, что-то решить и удастся. Поживем – увидим.
По данным официального сайта Platon.ru, «Платон» — система взимания платы создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
По мнению экспертов, введение в действие системы будет приносить в федеральный бюджет до 50 миллиардов рублей каждый год. Полученные средства будут потрачены на ремонт автодорог и модернизацию дорожно-транспортной инфраструктуры.