В Чите культуры нет
«Не побоялся и сделал» - именно такая мысль приходит во время общения с читинским музыкантом, который переехал в Санкт-Петербург и получил признание в клубной тусовке культурной столице. Даниил Вайгельман, 10 лет отдавший поискам себя в Чите, буквально на прошлой неделе стал участником крупномасштабного фестиваля System 1.0, который собрал порядка 8 тысяч любителей техно-музыки. Сейчас Даниил находится в Чите, он встретился с журналистом Забмедиа, чтобы рассказать о фестивале, мире столичного шоу-бизнеса и правильном отношении к жизни.
- Как ты оказался в Питере, и откуда у тебя появилась любовь к электронной музыке?
- Электронной музыкой я увлекся с 13 лет. Именно в этом возрасте я в первый раз открыл программу, начал писать музыку, долгое время играл в местных клубах. Первыми, кого я услышал в Чите, были диджеи Кирилл Бодров и Мороз. Они вели на радио передачу «Клубная среда». Именно с того момента появилась любовь к этой музыке.
Но читинские клубы играют коммерческий формат музыки. Я всегда хотел уехать отсюда, чтобы там, на Западе, писать и быть ближе к культуре. И вот уже как год я живу в Питере.
- Почему выбрал именно техно?
- Это мое альтер-эго. Я работаю в разных жанрах, для разных артистов и популярных в том числе. Я могу писать любую музыку, но техно – это мое альтер-эго. А я всегда хотел играть другую, странную музыку. Даже не знаю как объяснить… Это космос! Кто-то говорит, что это творчество, кто-то говорит, что это полный бред. Хотя техно-музыка имеет богатую историю: направление зародилось в середине 80-х года в Детройте. Во времена СССР это направление было запрещено. А в Петербурге люди бегали в порты и заказывали у моряков пластинки с «контрабандой» - под видом отечественных пластинок из-за границы привозили диски зарубежных исполнителей.
Техно-музыку надо понять. В каждом треке есть какая-то идея. Поэтому у каждого трека есть свое название. Например, у меня есть трек Taj Mahal, который появился после рассказа друга об Индии. Друг рассказал, что когда он увидел Тадж-Махал, у него в голове что-то перевернулось. Я пришел домой и начал что-то набрасывать… Так появился трек.
- В России такое творчество популярно?
- В России это направление мало развито. Где-то в Европе, напротив, очень развито. Там люди этим живут, там мало попсы. У них если клубная деятельность, то это именно клубная деятельность, у нас же – извращенный формат. У нас в клубах играет Шнур и Егор Крид.
В Петербурге первые вечеринки начали проходить на Фонтанке. И сейчас я лично общаюсь с первыми тусовщиками, которые первыми в России начали слушать и изучать электронную музыку. Сейчас им лет по 50.
Подъем клубной культуры в России пришелся на 90-е годы. В Питере был клуб «Тоннель», который располагался в заброшенном бомбоубежище и был очень атмосферным. Тогда он просто произвел фурор - люди со всей России ехали туда. Клуб просуществовал 10 лет, и с директором этого клуба я тоже знаком.
Мир шоу-бизнеса - это интересно, но в это же время он тебя… давит
- Ты уже можешь сказать, что попал в большой шоу-бизнес?
- Для меня не стоит цель куда-то попасть, я просто занимаюсь творчеством. Мир шоу-бизнеса - это интересно, но в это же время он тебя… давит. Есть люди, которые говорят, что я счастливый – занимаюсь любимым делом и получаю за это деньги. Иногда мне хочется сказать: «Не, ребята, я вам завидую, потому что вы ходите на работу, у вас есть общение, в вашей жизни что-то постоянно происходит». А я встаю утром – у меня музыка. Вечером – музыка. И так каждый день. Перед отъездом в Читу я сел писать в три часа дня, а вылез в два часа ночи. Высасывать идеи для треков – это сложно. Но можно!
Сейчас я даже стараюсь меньше думать о музыке, меньше говорить. Когда постоянно думаешь о чем-то одном, через какое-то время хочется убежать от этого и побыть обычным человеком.
- То есть, творчество превращается в рутину?
- Первое время мне было трудно понять, где творчество, а где работа. Один старший товарищ объяснил мне, что дома – это творчество, за его пределами – это работа. Первое время мне было дико, что я – парень из Читы, который писал музыку бесплатно, от души, а в Питере получаю за это деньги. Смотрю иногда на какой-нибудь супермаркет и думаю, ведь там же люди работают каждый день по восемь-девять часов и получают 20 тысяч рублей в месяц. Это же так сложно! Вот у них – работа, а у меня – не работа. И это очень сложно понять.
За год жизни в Питере, я понял, почему люди отказываются от своей мечты и возвращаются к себе домой, не сумев «зацепиться» в столице: там нужно уметь подстроиться под тех, на кого ты в данный момент работаешь, но при этом не потерять себя.
- Работа продюсера, музыканта хорошо оплачивается?
- Хорошо оплачивается она в Америке. А в России… Русскому человеку пофиг на все. В Америке люди привыкли за все платить. Питер – город зажравшийся. Там люди устали от всех артистов. А здесь публика не избалованная. Здесь, на периферии, артисты зарабатывают деньги. На Западе в музыкальном плане все делятся на кланы или тусовки. В плане электронной музыки тоже есть несколько кланов, если брать Запад России, например. Конкуренция просто дикая. У площадок тоже очень высокая конкуренция. Люди друг друга давят, пытаются вырваться на передний край… И это интересно.
- А как к сибирякам относятся на Западе?
- В столицах к людям, которые приехали из Читы, из других городов Сибири, отношение гораздо лучше. Они считают нас сильными, хотя бы потому, что мы смогли преодолеть больше 7000 км. И мы заряжаем их энергией, пока местные ленятся. Они не будут браться за какую-то фигню за 100 тысяч рублей, а мы будем.
Вообще, русские музыканты «выстреливают» в других странах и только после этого их признает вся Россия: «Это же наш человек». Пока я жил в Чите, я думал совсем по-другому. Я считал, что люди любят талантливых, но никто никого не любят: какая разница, умеешь ли ты писать музыку - если у тебя есть деньги и связи, из тебя сделают «звезду».
В этом отношении я очень уважаю Максима Фадеева и его творчество: у него была очень тяжелая жизнь, но он не переставал заниматься музыкой, не бросил свою мечту даже тогда, когда можно было все бросить и уйти работать менеджером. Таких людей единицы.
- У меня складывается впечатление, что ты очень легко относишься к жизни. Это так?
- Если постоянно думать о будущем, то ничего у тебя не будет. Нужно наслаждаться моментом. Нужно жить здесь и сейчас. Ценить тот момент, который есть, ведь завтра всего этого может и не быть. Не зацикливайся на будущем, и то, что ты хочешь, обязательно придет. Раньше я воспринимал все иначе, но теперь понял, что к жизни нужно относиться проще.
- На родину, в Читу не планируешь возвращаться?
- Нет, в Питер я перебрался совсем, я вошел в ритм этого города, там у меня уже есть друзья, люди, которые меня поняли. Я люблю Читу, но там интересней. Я до сих пор восхищаюсь атмосферой этого творческого города.
Я рассказывал истории о Чите друзьям из Питера. Они просто в шоке. В других городах России такого нет – нет гопников и не воруют так, как здесь. Когда уезжаешь отсюда, последнее очень хорошо видно. Все, у кого есть хотя бы немного денег, уезжают отсюда. Отношение к простым людям в столицах совсем другое. У меня сложилось впечатление, что Россия – это Питер и Москва. Хотя те, кто уехал в Нью-Йорк или Лос-Анджелес, считают, что Санкт-Петербург – город гопников.
Хотя я ловлю здесь кайф: тут совсем другой воздух, он чище, людей здесь меньше и они искренней. Здесь, в Чите, на своем районе я просто Даня. Этого мне иногда не хватает. Не хватает простоты. Там все люди ходят под масками. Здесь люди еще готовы общаться просто так, от души, там - все всегда заняты. Здесь умеют отдыхать медленно и это прикольно.
В Чите много говорят и мало делают
- Культурный уровень в Чите совсем другой, правильно?
- Культуры здесь практически нет. Но ее здесь и не должно быть, мне кажется. Какая культура может быть в городе, в котором несколько тюрем? Хочется процитировать Дмитрия Ревякина: «Чита – это самый лучший город, но мне приходится жить в Москве». Или в Питере.
Если говорить конкретно о клубной культуре, то после общения с местными ребятами я понял, что она до Читы дойдет еще не скоро, а может быть, и вовсе не дойдет. В Чите клубы открывают люди, которые в этом ничего не понимают. На Западе этим занимаются люди, которые выросли на такой музыке, которые на заре 90-х бегали в порт покупать пластинки, которые следят за мировыми тенденциями. Поэтому там получаются реально крутые клубы. В Чите же много говорят и мало делают.
- Расскажи, как прошел фестиваль?
- Мы готовились к нему три месяца, были очень хороший свет и звук, как на лучших столичных площадках. Получилось очень атмосферно. Мы ожидали увидеть три тысячи человек, а пришло восемь тысяч.
- Ты получил от System 1.0 то, что хотел?
- Да, я получил. Сейчас решается вопрос о моем туре по российским городам. Когда ты чего-то добился в культурной столице, хочется развиваться дальше, общаться с людьми, которые всю свою жизнь посветили этому. В скором времени я планируют посетить Берлин, пожить там месяц, походить по местным заведениям, а там посмотрим, что будет.
Вообще, сейчас работаю над сольным вокальным проектом. Это экспериментальный проект, но все новое всегда хорошо «заходит». Даже в Читу я приехал не столько отдохнуть, сколько написать пару песен. Ну, и сделать загранпаспорт, чтобы отправиться в Германию. В отдаленном будущем хочу открыть свой продюсерский центр. Я верю в это.
- Что ты пожелаешь тем, кто мечтает что-то изменить в своей жизни?
Делайте больше добра, оно всегда воздается – это закон жизни. Верьте в то, что делаете, и не опускайте руки. Все рамки у людей в голове. Границ нет!