Как отрихтовали «ветхую» программу

Общество, 16:42, 15 июня 2017

Изменения основных индикаторов программы проводились в «секретной» обстановке. Думается, неспроста.

Те поправки, которые недавно внесло наше региональное правительство в краевую программу по переселению граждан из аварийного жилья, облегчают власти её выполнение, но снижают возможности для населения. С какой целью это сделано?

Секрет Полишинеля

Очередные, 14-е изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 31 декабря 2014 года принимались в обстановке удивительной кулуарной закрытости. Поправки были утверждены 14 марта 2017 года, а через три дня, 17 марта, опубликованы в газете «Забайкальский рабочий». Но не в текущем номере, как это было всегда, а в неком литерном № 48-а тиражом 500 экземпляров. В газетных киосках этого номера не было, а по подписке, судя по ограниченному тиражу, он тоже не рассылался. Куда девался, кому распространялся или не распространялся вообще – вопрос в тумане.

Зная приверженность нынешней региональной власти прятать вполне отрытые документы за всякими знаками вроде ДСП и проч. (об этом мы недавно писали), можно было бы просто посмеяться над нашими региональными бюрократами. Ведь программа, о которой идёт речь, вовсе не секретная, а наоборот народная, и люди вправе знать в подробностях о том, сколько ветхих и аварийных домов предполагается снести, сколько жильцов переселить в новые квартиры, на каких этапах будет решена эта программа и т.д. Всегда так и было: все 13 предыдущих изменений в эту программу ни от кого не прятались, постановления открыто публиковались в газете и на сайте.

Всё тайное становится явным, тем более такой секрет Полишинеля. Случайно став обладателем этой библиографической редкости в виде «Забраба» за № 48-а и ознакомившись с новыми поправками региональной адресной программы, понял, что тут не до смеха. И что-то нечисто. Программа претерпела такие изменения, которые, судя по всему, должны серьёзно облегчить её выполнение новой бригаде губернатора за счёт тех самых людей, которые ютятся сегодня в ветхих и даже опасных для жизни халупах. Ибо урок предыдущего губернатора края Константина Ильковского, снятого с должности именно за невыполнение этой самой программы, вселяет, очевидно, страх и в нового губернатора. И, как мы знаем, президент Владимир Путин, назначая Наталью Жданову и.о. губернатора, напутствовал её, что данная программа должна выполняться чётко и в утверждённые сроки. Наталья Николаевна обещала. Но, очевидно, положение с её реализацией таково, что команда губернатора решилась на какие-то корректировки документа, которые помогут за счёт нуждающихся людей выполнить программу более лёгкими способами и парадно доложить об исполнении российскому президенту.

Во всяком случае, все эти страсти-мордасти с выпуском «секретного» литерного номера газеты наводят на мысль, что что-то здесь не так. Поэтому и захотелось сравнить новый «секретный» документ с изначальным. И понять причину происходящего.

Объёмы меньше, затрат - больше

Ну, все 13 предыдущих постановлений регионального правительства с изменениями в документ для анализа мы не потянем, но возьмём хотя бы программу с утверждёнными изменениями от 17 августа 2015 года. Итак, давайте сравним индикаторы той программы, которая имела место 17 августа 2015 года и теперешней, когда утверждены изменения в постановление правительства 14 марта 2017 года.

Авторы последних изменений в программу решили, очевидно, что раньше общая площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов была завышена, поскольку определялась в объёме 108 185 кв. м. И потому записали другую цифру – 106 199 кв. м. Вряд ли такая ревизия справедлива, ибо аварийных домов никак не убавилось с 2015 года, а наоборот прибавилось. И зачем нужно было вообще вносить эту поправку в изначальный индикатор программы? Думаю, здесь есть определённый смысл: занизить план, чтобы легче было его потом выполнить.

Соответственно подверглась изменению в сторону занижения и расселяемая площадь жилых помещений, особенно с участием финансовых средств федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – эта площадь с 78 186 кв. м. снижена до 74 955 кв. м. В целом же расселяемая площадь изначально была запланирована в объёме 86 074 кв. м., теперь же снизилась до 84 160 кв. м. В результате пострадали люди, наши земляки. Если ранее по программе планировалось переселить из ветхих домов в новые квартиры 4 722 человека, то теперь на это могут рассчитывать только 4 594 потенциальных новосёлов.

Может быть новой команде губернатора это потребовалось, чтобы снизить затраты на реализацию программы – бюджетные деньги-то в дефиците? Но нет: объёмы финансирования, судя по документу, не уменьшились, а увеличились. В изначальной программе потребность в финансировании мероприятий программы за счёт всех источников в 2013-2017 годах составляла 2 млрд. 742 млн. рублей, теперь же эту сумму увеличили до 2 млрд. 946 млн. рублей. При этом видим, как основная финансовая нагрузка перекладывается на федеральный Фонд содействия реформированию. В изменённой программе за 2015 год Фонд должен был выделить на мероприятия 1 млрд. 461 млн. рублей, теперь же ему планируется отстегнуть 2 млрд. 50 млн. рублей – прибавка солидная. Это хорошо, если всё согласовано и удастся потрясти федералов больше, чем намечалось, действительно для дела. Но судя по тому, как власти усердно прячут новый вариант изменённой программы, в этом есть большие сомнения. И, не скроем, что-то нечистое. Мы же знаем, как могут договариваться стороны, чтобы создать условия для откатов. Особенно когда вот так с лёгкостью федералы идут на увеличение финансирования в регион на полмиллиарда рублей. Поэтому, несмотря на весь ореол секретности по данной программе (возможно, именно поэтому) контрольным органам и общественным организациям следовало бы скрупулёзно отследить историю каждого рубля, выделяемого из Фонда на реализацию мероприятий программы.

При этом заметим, что средства краевого бюджета на финансирование программы с 832 млн. 681 тыс. рублей сокращены до 446 млн. 49 тыс. рублей. Нагрузка же на муниципалитеты несколько увеличилась – с 447 млн. 240 млн. рублей до 449 млн. 359 тыс. рублей.

Не будем дальше утомлять читателя сравнением затрат по годам и по муниципалитетам – думаю, и там можно найти много интересного. Вот только зададимся вопросом: кому выгодны все эти изменения в адресную региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья? Самим гражданам? Но они только теряют от таких поправок. Ответ напрашивается сам: выгодно только тем, кто отвечает за реализацию этой программы в крае. С одной стороны, занижены объёмы строительства и количество переселяемых в новые квартиры граждан, с другой – увеличено финансирование. И отрапортовать по выполнению программы будет легче, и половить рыбку в мутной воде тоже возможно…