Бремя тарифа - пора рассказать Путину

Экономика, 20:15, 26 июня 2017

Забайкалье готовится с 1 июля облачиться в новые тарифы и по традиции руководитель РСТ региона выступила перед депутатами Заксобрания края и рассказала о предстоящих изменениях. Изменения коснутся всех – и бюджетных потребителей, и коммерческие структуры, и население. Каждый забайкалец так или иначе испытает на себе очередное повышение тарифов и как следствие - коммунальных услуг.

О том, как восприняли депутаты регионального парламента доклад Евгении Батуевой, стоит рассказать отдельно.

Руководитель РСТ рассказала всю правду – для кого и на сколько увеличится тариф, где он останется прежним из-за возможности перекрестного субсидирования, отметила, что все выверено по закону – и увеличен тариф на предельно допустимый показатель – для населения на 3,7 %, для бюджетных и прочих потребителей на 6 %. И назвала этот рост традиционным.

Забегая вперед и анализируя возмущения депутатов, хочется отметить, что именно формулировка «традиционное повышение тарифов», предельно допустимый индекс повышения и проблема перекрестного субсидирования, а также информация из жизни менеджеров-монополистов и возмутили народных избранников. Тем не менее, в некоторых вещах с ними сложно не согласиться.

Депутат Жидков: Повышать тарифы - плохая традиция

- Вы сказали, что зарплаты не выросли, стоимость угля не выросла, затраты не возросли, а тарифы растут. Просто так? Вы сказали «традиционное повышение тарифа» – это плохая традиция, - сказал Жидков.

- Традиционно, я имела ввиду, что не с 1 января повышение происходит, а с 1 июля, - попробовала объяснить справедливоросу начальник РСТ.

- Не зависимо от экономики, традиционно повышаем цену. У нас как – расходы растут, цена поднимается. Если у вас расходы, как вы сказали, не выросли, на каком основании вы поднимаете цены? , - не успокоился Андрей Жидков.

-Расходы у организаций естественно выросли. Потому что существует инфляционные процессы, уголь дорожает, материалы… В настоящее время тарифы на тепловую энергию, на все услуги водоснабжения и водоотведения устанавливаются на долгосрочный период регулирования, - снова попыталась донести до депутата Батуева, - Мы, устанавливая тарифы, выбрали тарифную модель, при которой - на 6 % рост для бюджетных и прочих потребителей, а для населения - 3,7 %. При этом у организации остаются выпадающие доходы, который выплачиваются из бюджета.

Руководитель РСТ добавила, что ресурсоснабжающие организации несут затраты, и потому повышается тариф для бюджетных и прочих потребителей, а тариф для населения «зажат» рамками 3,7 %. В связи с этим неизбежно возникают выпадающие доходы.

- Откуда эти выпадающие доходы? Мы так много о них говорим, откуда они выпадают? Что за доходы? - не отступал Жидков.

Евгения Батуева снова повторилась – заработная плата, уголь, материалы, все необходимые первостепенные затраты, растут большим темпом, чем тарифы для населения. По прогнозу социально-экономического развития, данные затраты выросли на более чем 4, 5 %, вместе с тем для населения рост составил 3%.

- Понятно, что какую-то часть, которая не компенсируется по населению, ее необходимо выплачивать бюджету Забайкальского края. Это по всей России такая практика, - сказал она.

Здесь депутат Жидков снова уточнил, что цены и так вырастут, тарифы поднимутся, однако о каких выпадающих доходах может идти речь? Но Евгения Батуева, словно понимая боль монополистов, сказала, что тарифы вырастут на 3,7 %, а затраты на оказание услуги вырастут на 4, 7 %. «Процент, по-вашему, он что, должен растворится где-то?», - спросила она депутата.

Мерзликин: Что делается для объективного тарифа?

- Вас обязывали создать нормативную базу, чтобы норматив по теплу высчитывался. Что для этого сделано? Это большая работа. Какие перспективы, чтобы этот показатель был на самом деле объективным?, - спросил Николай Мерзликин.

- В начале года мы подготовили запросы во всем муниципальные образования и ресурсоснабжающие организации и управляющее организации. Не все, но представили нам. В настоящее время идет расчет нормативов, рассматриваем все представленные документы. Работу очень масштабную в этом направлении ведем.

Депутат также спросил про судебные процессы, в которых участвует РСТ. Согласно ответу Батуевой, юристам ведомства не приходится сидеть без дела.

Сутурин: У них нет выпадающих доходов!

Депутат-коммунист Сергей Сутурин с присущей ему дотошностью начал свой вопрос Евгении Батуевой, рассказав, что в реальности заработная плата снижается, но РСТ вновь принимает решение о повышении тарифов, вместо того, чтобы попытаться доказать ресурсоснабжающими организациям, что у них нет выпадающих доходов.

- Потому что платежи для населения возрастают. Нужно принять решение не индексировать тарифы с 1 июля, а будет начинаться очередной год, там смотреть как ситуация, потому что индексация в середине года сказывается и на реальном секторе экономики, и на населении, - сказал депутат.

- Я уже говорила, что тарифы у нас устанавливаются в долгосрочном эквиваленте. И сама методика предусматривает статьи затрат, зарплаты, ремонты, они обязаны индексироваться на определенные индексы прогноза социально-экономического развития. Это методические указания, федеральное законодательство. Не индексировать мы не имеем права, - вновь начала объяснения Евгения Батуева, - мы устанавливаем плановую выручку, плановые затраты на следующий период регулирования. Исходя из фактических данных, нами проводится анализ практической деятельности организаций. Так, по ТГК-14 у нас на следующей неделе заканчивается выездная проверка, результаты мы уже подвели, все необоснованные затраты, естественно, будут исключены по результатам тарифной сессии.

- Почему индексация выше инфляции? Тарифы на 6 %?, - спросил Сутурин.

- Традиция, - ответил ему Жидков.

Белоногов: Нас держат за дураков

- Коллеги, я не знаю, кто чего понял, - начал свое выступление депутат Белоногов, - я предлагаю по результатам сегодняшнего разговора не принять к сведению, как обычно мы делаем, а нам с вами надо бить тревогу самую настоящую. Потому что из года в год это все повторяется, нам сказки рассказывают, а мы слушаем, и дальше живем. А живем-то как? Все хуже и хуже. Я имею ввиду производственников. Все же понимают, что такое электроэнергия на сегодня – она влияет на все, на все цены, какими мы с вами пользуемся в своей повседневной жизни.

Он отметил, что в РФ осталось три региона, где существует перекрестное субсидирование, и спросил у присутствующих, когда же закончится период, в котором производственники платят больше.

- Вы говорите, что вы регулируете только передачу и сбыт. Вот у нас существует ТЭЦ-1. Сегодня электроэнергии хватает ТГК-14. То есть вся она, которая выработана здесь на территории Забайкальского края, вся она потребляется и не покупается на каком-то там рынке, о котором нам что-то там говорят. Так вот себестоимость 1 кВТ/ч – 90 копеек. За кого вы нас держите? Вы в разы увеличиваете, и помалкиваете, и работаете, как хотите... - сказал Белоногов.

Депутат напомнил, что рентабельность добычи угля в Забайкалье – 500%, а уголь в каждом киловатте - 60-70%. Угольщики «принаглели», а РСТ спокойно к этому относится, и сама обстановка в крае не контролируется.

- Вы докладываете, что «по традиции», а почему именно 6% - не отвечаете. Вам эти индексы даны для чего? Предельные индексы. Вы почему делаете по максимуму? Вам установили предельный индекс для населения и вы по максимуму все делаете. Не превышаете. Ну сколько можно эти миллионы великие платить всем – ТГК, сетевикам, сбытовикам. Миллионные премии, офисы, чего только нет. А мы, слуги народа, которые должны защищать интересы населения, спокойно сидим, - переключился коммунист на своих коллег, - к сведению примем - и все дела. У меня предложения – нужно кричать об этом. Сколько нас со всех сторон зажимают, но по тарифам особенно. И держат нас, забайкальцев, за дураков. По-другому не могу никак оценить. Давайте к Путину обратимся. Чего мы боимся? Мы для этого избирались сюда – для решения этих вопросов. Сколько можно терпеть!

Евгения Батуева сообщила, что перекрестное субсидирование, которое есть в Забайкалье, предусматривает такой механизм, когда юридические лица платят по повышенным тарифам, нежели население, но если им перейти на такую же ставку, как для населения, то в сумме недополученную выручку ресурсоснабжающим организациям должен будет покрыть бюджет края. Такую сумму Забайкалье не вытянет. Однако она отметила, что все возможные и невозможные меры по сдерживанию цены РСТ принимает.

- Давайте себе признаемся все тогда – мы боимся нагрузить население. Если вы все эти цифры посмотрели, вы верите этим энергетикам, давайте скажем населению – 10 рублей киловатт. Давайте скажем, что бояться-то? Вы там боитесь, население будет волноваться, а производство мы нагрузим до такой степени, чтобы оно сдохло окончательно. Принцип - то такой же, - возмутился депутат, - давайте за деньги бюджета пригласим специалистов сюда, пусть они нам, как первоклассникам, распишут все.

Руководитель РСТ не согласилась с Белоноговым насчет офисов и миллионных премий, заявив, что «все необоснованные затраты мы из тарифа исключаем. И каких-то премий, квартир, лексусов и хаммеров у нас в тарифе нет, не было и не будет».

Лопатин: Мы ничего не можем сделать

Депутат Лопатин, как представитель бизнеса, поддержал коллегу по парламенту.

- Когда в конце 90-х годов началась реформа электроэнергетики, все говорили - тарифы станут прозрачными и их просто будет считать. Прошло фактически 20 лет с той поры, все стало мутнее, мутнее и мутнее. Никакой прозрачности в электроэнергетике нет. И то, что мы находимся на 30 или 31 месте в РФ, это не заслуга Забайкальского края, это пережитки бардака, которой творится в тепловой и электроэнергетике. Тарифы в государстве, где промышленность сегодня работает через пень-колоду, и перед президентом стоит вопрос вообще о ценообразованиии в электроэнергетике. Слишком много пролоббирования собственниками энергетики в образовании тарифов. Просто краев уже не видно. И все это на себе несет народ, тот, кто что-то пытается произвести, - заявил Лопатин.

Он особо подчеркнул, что сегодня вопрос перекрестного субсидирования - это, с одной стороны, представители бизнеса, которые задаются справедливым вопросом - почему они должны за кого-то платить, а с другой стороны – население.

- Я понимаю, что если тариф будет 10 рублей, тогда Забайкальский край должен собрать котомки и выехать в соседнюю Иркутскую область, где абсолютно другой тариф. Через 1000 км от нашего края другой тариф, а мы здесь живем и ничего не можем сделать. Я поддерживаю Сергея Анатольевича (Белоногова - ЗМ) о пересмотре тарифов, об обращении к президенту. В конце концов, тут нужно навести порядок, - резюмировал народный избранник.

В итоге: пишем президенту

Было еще много вопросов, и выступлений, резкий на слово депутат Сутурин выступил снова, назвав бремя тарифа «тарифной удавкой». И народные избранники, действительно, не как обычно приняли к сведению, а поручили депутатам двух комитетов Заксобрания разработать обращение. К кому его направят, пока непонятно – президенту или правительству страны, но в ближайшее время слуги народа подумают о тарифах для всех нас и попросят о помощи извне. Если уж ведомство, которое призвано стоять горой за Забайкальский край, почему-то поглядывает в сторону монополистов...