Мечта в 100 километров

Общество, 09:21, 13 июля 2017

Мечта может быть и такой – пробежать сверхмарафонскую дистанцию. 8 июля в Томске состоялся Чемпионат по сверхмарафону «Томские полусутки», в котором читинец Андрей Брюханов занял почетное четвертое место, пробежав 103,4 километра. Сегодня он единственный забайкалец, кому покорилась эта дистанция. О том, как мечта стала реальностью, ультрамарафонец рассказал Забмедиа.

- Андрей, когда началась ваша личная летопись бега?

- Она началась с 10 класса школы. Потом продолжилась в институте, но были большие перерывы. Вообще тренировался в Чите, бегал короткие дистанции. Ушел в армию и тренировки прекратил в этот период жизни. Бегать очень хотелось, мне всегда это нравилось, и в один прекрасный момент познакомился с человеком, который сыграл определенную роль в моей беговой жизни. Он сам читинец, но проживает 10 лет в Томске. Вот он-то и открыл мне новый «мир» бега. Посоветовал: «Если ты побежишь марафон, беги на больших соревнованиях». Так, мой первый марафонский забег состоялся в 2015 году.

- Что для вас значит «бежать»? Что испытывает легкоатлет во время бега?

- Я получаю от этого огромное удовольствие. Желание пробежаться у меня есть всегда. Вообще, учеными выявлено и всеми бегунами замечено, что после тяжелого рабочего дня бег помогает снять напряжение. Он дарит чувство свободы, чувство эйфории, вырабатываются гормоны радости – эндорфины. Бег – это удовольствие. Забеги, соревнования сопровождают разнообразные впечатления. Это настолько все большое и обширное, что тяжело передать свои настоящие ощущения и эмоции словами.

- Расскажите о своем марафонском дебюте.

- Как я уже говорил, первый мой марафон «Белые ночи» состоялся в Санкт-Петербурге в 2015 году. Тогда марафонскую дистанцию в 42 километра 195 метров преодолевали 12 с половиной тысяч участников из 41 страны мира. Бежали по улицам северной столицы. Все было просто шикарно, очень много эмоций и впечатлений. Честно скажу, что мне пробежать такое расстояние практически на одном желании со слабой подготовкой было очень тяжело. Однако после этого захотелось пробежать еще большую дистанцию.

Запомнился момент старта, когда огромное количество людей бежит движимое той же целью, что и ты – преодолеть это расстояние в 42 километра. Чувство радости испытываешь, море эмоций и впечатлений. После 30 километров, если ты недостаточно подготовлен, неправильно пил и кушал на дистанции, организм дает сбой. Есть такое понятие «марафонская стена». Это когда запасы твоей энергии заканчиваются и ты «проваливаешься яму», т.е. спортсмен не может сделать и шагу, у него начинаются судороги. Также было и со мной. В такие моменты ты начинается бороться с самим собой. Уже нет, например, такого желания - обогнать впереди бегущего спортсмена. Идет постоянная борьба со своим телом. Когда преодолеваешь 40 километров и понимаешь, что тебе осталось всего два километра, сознание работает на то, чтобы преодолеть этот отрезок и пересечь финишную черту любой ценой. И когда ты ее пересекаешь – это нереальное чувство радости. Ты сделал все, что мог и достиг результата! Чувство гордости сопровождает – ты смог, ты не сломался!

- Андрей, что представляют собой сверхмарафонские дистанции и с чем их вообще «едят»?

- Дистанции свыше марафонской в 42 километра 195 метров считаются сверхмарафонскими, а тех, кто их преодолел, называют ультрамарафонцами. Здесь несколько иные задачи, ощущения. Все намного сложнее. Через год, в 2016 году, в Томске я пробежал 88 километров. Если проанализировать этот забег, то судороги начались после 35 километров. И все оставшееся время я просто боролся с собой. Где-то бежал, где-то шел, снова бежал, снова шел. Погодные условия были не лучшими – шесть часов, т.е. половину времени, отведенного на прохождение дистанции, шел дождь. Бежал на одном энтузиазме. Опять-таки, это был мой первый сверхмарафон, в котором я получил определенный опыт и проанализировал ошибки.

В этом году бежалось очень хорошо. Условия были более комфортные - мы бежали ночью. На преодоление дистанции сверхмарафона в 100 километров отводится 12 часов. Стартовали в 8 часов вечера - в 8 утра финишировали. Температура была 10 градусов тепла. Это комфортная температура для данной беговой дисциплины. Один круг – 957 метров. В 100 километрах их 105. Каждый круг считывался чипом, закрепленным на ноге. К этому старту я был подготовлен лучше, чем год назад. Я знал, что это такое, выводы после предыдущего старта были сделаны.

Первые 55 километров пробежали очень легко - в удовольствие. Соблюдали режим питания и приема жидкости. Успевал знакомиться с участниками забега. После 55-ти километров решил сделать остановку, чтобы восстановиться, размяться, снять напряжение с ног, покушать. Побежал дальше. Промежуточной целью было преодолеть 70 километров. Там также сделал остановку, покушал. Следующей задачей стало преодолеть 80 километров. На 80-м километре ощущал определенный дискомфорт в ногах. Общее напряжение чувствовалось, напряжение в ногах было. Однако судорог как таковых не было. Но у меня с собой было «секретное» средство - огуречный рассол, который я взял с собой из Читы. Его ценность для бегуна в содержании огромного количества солей и электролитов, дефицит которых в организме вызывает судороги. Проанализировав ситуацию, решил дальше бежать в таком темпе – 200-300 метров шагаю и два километра бегу. К этому времени на этом участке остались шесть спортсменов. Они также бежали в режиме «шаг-бег». Кто-то шагал больше, потом набегал расстояние, кто-то просто шел, но в основном мы бежали. Здесь уже однозначно тебя заставляла бежать сила воли.

Еще аппаратура давала сбой. После 95 километров мой товарищ, который поддерживал меня на всей дистанции, сходил, посмотрел километраж и сказал, что у меня только 90. Здесь у меня началось сильное беспокойство «а смогу ли я вообще преодолеть эту дистанцию». Бежал, потому что надо. Убеждал себя: «Ты сюда приехал, осталось каких-то два часа, ты можешь, ты все уже почти сделал, беги». И бежал. Последний круг все преодолевали бегом, даже те, кто остаток дистанции преимущественно шли. Бежали, собрав всю силу воли, все мужество в кулак. Чувство радости. Никто не пожалел, что принял участие в забеге. Даже те, у кого не получилось пересечь финишную черту.

- Вы сказали важно выдерживать режим питания на дистанции. Чем марафонец поддерживает силы во время забега?

- Когда я бежал марафон в Петербурге, ел финики, бананы, изюм, шоколад, изотоники (спортивные напитки, которые помогают организму восстанавливаться после продолжительных нагрузок, - прим. автора) пили. Спортивные гели для питания тогда не использовал. Я даже не знал, что такие есть.

На ультрамарафоне до 30 километра участники забега, чтобы восполнить дефицит электролитов в организме, пили фармацевтический препарат. После 30 километра, так как усталость начала накапливаться, каждые 30 минут мы ели спортивные гели, имеющие в составе необходимые соли, минералы и углеводы. Они - источник энергии. Ими ты заправляешь себя, как машину топливом. Потом начали кушать бананы, финики, шоколад. Нам выдавали препараты кальция в таблетках, чтобы не пострадало сердце от нагрузок. У одного участника был товарищ, который принес лимонник китайский, представляющий из себя черную горошину. Очень кислая, но бодрит очень хорошо. После 95 километра стали давать сало и черный хлеб. На этом отрезке уже испытываешь сильное чувство голода, поэтому сало показалось очень вкусным. Также нам выдавали апельсины и «Кока-колу». Последняя служит источником легкоусвояемого сахара, который необходим мозгу человека для нормального функционирования при огромных энергозатратах. Но я ее не пил, так как не очень нравится этот напиток.

Если брать уровень профессионалов, то они употребляют только специализированное питание. У них огромный запас тренировок за плечами, они это все знают и практикуют не в первый раз.

- Сколько всего времени ушло, чтобы достичь результата, который вы сегодня имеете?

- Как таковых тренировок я не придерживался. Я бегал в свободное от работы и домашних дел время. Стабильности, как таковой, в тренировках у меня не было. Была бы стабильность, возможно, и результат был бы лучше. Больше готовился эмоционально, настраивался. Недельный объем пробегаемого мною расстояния составлял около 50 километров. Участвовал в различных соревнованиях, которые проводились в Чите. Бегал на стадионе СибВО, либо до работы по утрам 14 километров.

- Получается, тренера и наставника у вас не было?

- Да. Узнавал все от друзей и знакомых. На собственном опыте и ошибках учился. Сейчас уже более обширно разбираюсь в этой теме.

- Реабилитация ультрамарафонцев после таких колоссальных нагрузок как проходит?

- Большие спортсмены, у кого много стартов, кто живет этими забегами, для восстановления используют, как правило, медпрепараты . Я отхожу своими силами. В прошлом году процесс восстановления давался тяжелее. Ноги от нагрузок тряслись дня три. По этому году чувствую себя отлично. На второй день после соревнований пробежал пять километров. Опытные марафонцы рекомендуют бегать даже через силу километров по три - пять. Так быстрее запускаются восстановительные процессы в организме.

Еще важно восполнить энергетические затраты. После таких забегов тебе постоянно хочется кушать. Организм потерял очень много энергии, и ее нужно восполнить. Нужно есть в малых количествах с интервалом между приемами пищи в минут 40. У меня уже нет такого чувства голода, поэтому можно сказать, что энергозатраты свои я восстановил. Также необходимо восстанавливать водный баланс, т.е. постоянно пить воду.

- Кто-то еще представлял Забайкальский край на «Томских полусутках»?

- Нет, я был единственным представителем нашего региона.

- Представителей каких городов вы встретили на беговом круге Томска?

- Всего принимали участие 12 городов России, и один легкоатлет был из Белоруссии. Поэтому можно смело сказать, что в этом году соревнования перешли в разряд международных. Бегуны из Красноярска, Томска, Кемерово, Барнаула, Читы... и маленьких городков Приангарья. В общем, участвовали 41 человек, среди которых было шесть женщин.

- Андрей, ваша мечта покорить 100-километровый сверхмарафон сбылась. Цель достигнута. Поделитесь планами на свое «беговое» будущее?

- Планы есть. 21 октября в Чите пройдет трейл в 50 километров по горам. Хочу его пробежать. И на следующий год планирую вновь приехать в Томск на «Томские полусутки» и занять свое место уже на пьедестале. Буду более тщательно готовиться, более рационально подойду к тренировкам и питанию. Теперь я уверен, что у меня есть шанс в борьбе за медали!

Фото из архива А. Брюханова