Поворот в ТМО
Хорошо или плохо объединение медицинских учреждений в ТМО - сегодня лишь суждения, умозаключения и мнения. Никакого опыта и никакой юридической основы для возможного слияния в ТМО в Забайкальском краем и в целом в России на настоящий момент нет. А для взвешенного подхода, как оказалось, у краевого Минздрава нет времени – «на носу» дата, когда майские указы президента по повышению медицинским работникам зарплаты должны быть исполнены.
Влюбленный в собственный проект- Мы проехали 13 районов и не везде увидели положительную оценку. Это наша вина, мы поехали очень быстро, придумали это очень быстро и до конца разъяснительную работу не провели. Но в ряде районов понимание есть, - рассказал на общественных слушаниях по проекту ТМО, прошедших на прошлой неделе министр здравоохранения края Сергей Давыдов.
В своей речи он отметил, что для краевого Минздрава, да и медиков в целом ТМО - это стратегическая задача. Причинами, которые создают необходимость слияния медучреждений, министр назвал недофинансирование здравоохранения Забайкалья. С его слов, «сегодня дефицит составляет 5 млрд рублей в год. Кроме того, существует низкая доступность первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в районах края, а также невозможность исполнения указов президента по повышению зарплаты к 1 октября. Все это и многое другое стало пусковым механизмом: дефицит кадров, отсутствие или сильный износ оборудования, низкая эффективность с кредиторской задолженностью медицинских организаций, финансовый дисбаланс в работе фондодержателей и исполнителей. ТМО - это не ликвидация больниц, не сокращение штата, не оптимизация, а стратегическая, экономически стабильная социальная структура».
Также, утверждает министр, финансовое положение ряда медучреждений региона оставляет желать лучшего, и уже известно, что 41 больница к октябрю этого года будет иметь баланс «минус» 598 млн, и только 20 медучреждений баланс «плюс» 404 млн рублей. Но проблема в том, что законодательно нет права перекинуть средства на «кредиторку» с «успешных» медицинских организаций к «неуспешным».
Давыдов на примере трех больниц рассказал, как будут работать медучреждения в виде ТМО - в Первомайском, Нерчинске и Балее. Планируется создать «совет главных врачей, являющийся основой, наблюдательный совет во главе с министром и правительством края, также в каждой медицинской организации создадутся свои советы, которые будут инициировать то, что нужно сделать».
Чиновник заверил: «И при администрациях муниципальных образований также возможно создание советов. Чтобы не говорили: Давыдов делает ТМО, чтобы с одним главным врачом договориться и что-то делать. Вся система прозрачная. В любые кризисы, в любые войны Русь всегда объединялась. Это временный кризис, но неизвестно на какое время. Статусы остаются, главврачи остаются. Никого не закрываем и не увольняем».
Давыдов также сказал, что «ТМО привнесет в районную медицину ряд благ в виде повышения доступности медицинской помощи, централизует финансовые средства, повысит эффективность их расходования. Данное объединение поспособствует желанию жителей оставаться в районах, так как им не зачем будет ехать в Читу, ведь все специалисты будут практически в шаговой доступности». Решать же вопрос доставки людей в тот или иной район он предложил закупкой автобусов, которые будут курсировать от медицинских учреждений.
«Пока из-за того, что не все готовы, предлагается создать два ТМО. Первое - Нерчинск, Балей Первомайск, и второе - Чернышевск, Сретенск и Шелопугино», - сказал он.
Конфликт мнений правительстваСам министр не увидел «минусов» в предлагаемой системе. «Можно разом решить несколько проблем и не создать ни одной», - считает он.
Между тем, на общественных слушаниях в краевом Минздраве, о которых заранее не уведомили СМИ и, видимо, изначально планировали провести закрыто, у присутствующих стали возникать вопросы. Справедливо заметили, каков будет статус у центральных районных больниц. И, действительно, Давыдов подтвердил, что они ликвидируются как юридические лица после слияния в ТМО, и финансовая ответственность станет несколько иной. Но это, по заверению чиновника, никак не скажется на работе ЦРБ, статусе главных врачей, никаких сокращений не планируется. Пока нам была представлена позиция только краевого Минздрава в лице министра, а очень хотелось бы услышать, как к этому относится правительство в лице губернатора. Но, к великому сожалению, Натальи Ждановой почему-то на слушаниях не было, а были ее заместитель Александр Кулаков, зампред по социальным вопросам Аягма Ванчикова (к слову, бывший руководитель регионального управления Росздравнадзора), а также первый замруководителя администрации губернатора Сергей Трофимов. И должна сказать, мнения всех троих разделились.
- Я немного погрузился в эту проблематику, потому что возникли протестные настроения, высказывания, диаметрально противоположные к этому проекту. Раньше, когда проводились слияния медучреждений, цель была такой – сократить расходование денежных средств, оптимизироваться путем сокращения персонала. Сергей Олегович самокритично оценил результаты тех реформ, которые проводились в 2013-2015 годах. Край потерял 600 человек. Здесь предлагается перераспределить существующий денежный поток более рационально, - начал свое выступление Кулаков и вкратце перечислил «плюсы». - Самое главное – это доступность медицинской помощи. Предлагается не больного, нуждающегося в лечении везти в Читу – «к горе, а гору к Магомету отправить». Есть блокировки счетов, которые препятствуют нормальному функционированию и являются серьезным препятствием для работы медицинского учреждения. А у медперсонала не должна болеть голова: заплатят ли ему завтра зарплату или отключат свет. Он должен думать об оказании помощи пациенту. Но сначала все-таки нужно было это мероприятие провести, а потом уже информировать население. Очень часто негатив возникает у людей, потому что им не донесли информацию. Как вариант я предлагаю внедрить в двух-трех объединениях. Год поработаем, и когда пойдет, «даю голову на отсечение» – побегут все.
- А если не пойдет? – спросил Сергей Трофимов.
- Пойдет! - заверил Кулаков.
Он поддержал Давыдова в этой реформе. В частности, по его словам, «из-за того, что такой бюджет и положение медицинской сферы, иного решения пока не находится».
Сергей Трофимов изначально был настроен неприветливо, если не сказать враждебно. И когда он начал свое выступление, это стало понятно.
- Вы сказали, что предыдущая реформа имела целью найти деньги, но не улучшить здравоохранение. Министр начал с того, где ему найти деньги, чтобы выполнить указанные мероприятия. И с этого я начинаю. Я не понимаю, чем реформы отличаются? Нужно найти законодательные пути рационального распределения средств, а не проводить очередную реорганизацию с сокращением главных врачей! Давайте будем искренними. В ваших документах, представленных в администрацию, есть затраты на компенсацию главных врачей по увольнению. Это вы подписали. И ваш последний пункт – принятие непопулярных решений и сокращение штата! - сказал Трофимов.
Министр уточнил, что, оказывается, в администрацию отправили старую версию проекта, сейчас все пересчитано и звучит уже совсем иначе. Но Трофимова было не остановить. Он перечислил все отрицательные стороны, среди которых были и народные волнения, и сопротивления врачей, и населения.
- Вы сказали, что мы собрали команду созидателей, а не реформаторов! – это было не единственным аргументом первого зама Кочергина.
«Собака зарыта» оказалась вот в чем… Накануне выборов нельзя поднимать протестные настроения, так как скоро выборы глав районов, в местные советы, а в марте следующего года – выборы президента страны.
- Мое выступление немного политизировано. Сейчас мы находимся в определенной ситуации, и в сентябре у нас муниципальные выборы: выбирают глав, представительные органы. А в это время бушует край и кипит, - сказал Трофимов, - Вы сказали, Сергей Олегович: «Мы немножко подумали и побежали согласовывать». То есть «мы штаны начали надевать через голову»! Есть такая русская пословица. Поэтому сегодняшнее обсуждение – это хорошее мероприятие, с которого и нужно было начинать. Но решение принимать каким-то голосованием - это не совсем верно. Мы должны все обсудить. Нужно собрать всех глав, выслушать их мнения. Вы сами «в рисках».
- Мы находимся в преддверии выборов президента, которые произойдут через полгода. А мы являемся государевыми людьми и должны об этом думать. Вы говорите, что приезжаете в район, начали с народом разговаривать, а они с опаской воспринимают, потому что реформировали у нас почту, банки, и здравоохранение мы уже реформировали. Они об этом помнят! Им нужно объяснить, что это совсем не так! Нужно обсудить на всех уровнях. Мы – люди государевы, и если мы это решение с вами примем сегодня, это будет в ущерб населению, и они нас не поймут, то мы окажем «медвежью услугу» президенту. И, завершая, я скажу его словами: «Подчеркну, власть должна слышать людей, и учитывать их мнение при принятии решений, в том числе кадровых решений, и прошу уделять этому самое пристальное внимание», - процитировал Путина замглавы администрации губернатора.
Третья позиция прозвучала из уст Аягмы Ванчиковой. Зампред по социальным вопросам постаралась не обидеть ни критикующих проект, ни его авторов. Однако строго обозначила, что нужно тщательно отработать документационные процедуры. Она же предложила не торопиться, а сделать одно ТМО и посмотреть, что из этого получится. Это никак не согласуется с ее совершенно противоположными выступлениями ранее по поводу подобной реформы в краевом центре . В частности, 16 ноября 2016 года ею было озвучено: «Я считаю, что муниципальное здравоохранение должно отвечать за свое население. Конечно, эта централизация, оптимизация была сделана с одной единственной целью – чтобы сэкономить деньги на своей бухгалтерии, на своих кадрах и так далее. А, в целом, качество лечения снизилось».
Что случилось с критичной позицией бывшего руководителя Управления Росздравнадзора, кроме смены занимаемой должности в 2016 году, непонятно.
«В имеющихся условиях финансирования министерство здравоохранения ищет решение проблемы и предлагает этот механизм. Может быть, мы возьмем в качестве «пилота» одно ТМО и посмотрим на его работу, чтобы не вносить волнения в массы», - сказала Ванчикова.
Те, кто куют кадрыНа заседании присутствовал первый проректор ЧГМА, профессор Юрий Ширшов, который был неутешителен в своем выступлении о кадровом потенциале и общем настрое выпускников медицинского ВУЗа Забайкалья:
- Мы работаем «с колес», 300 человек мы выпускаем каждый год, из них 100-150 уезжают на завтрашний день. В Иркутск, в Хабаровск, Якутию... Почему так получается? Значит, там их привечают, там им платят хорошие деньги, дают детсады, квартиры. У нас врачи нужны или нет? Вопрос риторический. Тогда бы они не уезжали. Я должен донести до всех, что в ближайшие два-три года будет еще хуже, потому что интернатуру отменили. Теперь в основном студенты пойдут в ординатуру, а половина будет уезжать. И в первичное звено вряд ли кто пойдет работать. После 6 курса они будут не готовы идти в первичное звено. Раньше мы за интернатуру их готовили, теперь все. Это неправильное решение, но мы выполняем его. «Берем под козырек» и выполняем. В ближайшие два года наша система еще больше потеряет, – резюмировал Ширшов.
Молчащий губернаторДолжна заметить, что ранее мы запрашивали у замглавы администрации губернатора по информационной политике Юрия Сибирякова комментарий Натальи Ждановой по поводу данного проекта Минздрава. Сибиряков переадресовал меня к пресс-службе Министерства здравоохранения края. И, несмотря на мою настойчивость, в комментарии и не отказал, но и предоставлять его не стал. По моему субъективному мнению, он отмахнулся, считая, видимо, не той важности тему. Комментарий он посоветовал брать у ведомств, потому что губернатор будет отвечать на вопросы журналистов только на пресс-конференциях и в командировках. Обозначил лишь, что министерство работает несамостоятельно. Следовательно, можем сделать вывод, что губернатор придерживается одной позиции с министром здравоохранения края и в курсе новых реформ. Только в настоящее время почему-то не озвучивает эту позицию, как противоположно озвучивала накануне выборов в губернаторы края.
Хочется закончить словами сопредседателя регионального отделения ОНФ Андрея Харина, который на заседании в краевом Минздраве напомнил всем обсуждавшим проект, что на первом месте должен стоять человек. Надеюсь, это будут действительно пациенты и сами врачи, которых от очередной реформы в крае точно не увеличится, если не уменьшится.