«Бегущий по лезвию 2049»: Дни текущего будущего

Афиша, 16:27, 6 октября 2017

Сиквел к культовой картине – это почти всегда риск самоубийства, даже если культовую картину снял ты сам. Живой пример – тот же Ридли Скотт со своими Чужими: ты нас когда-то породил, мы тебя и убьем фанатскими криками про «все было не так». И ведь не то чтобы фанаты неправы. В случае с «Бегущим по лезвию» могло произойти ровно то же самое, и Дени Вильнев сильно рисковал, взявшись за этот проект. Но риск оправдался: фактически перед нами кино на уровне исходной картины. А во многом так даже и лучше.

Рассказать об этом «многом» не представляется, правда, возможным – чтобы не впадать в грех спойлеров. Вместо этого скажем, пожалуй, что фильм неповторимо красив: операторское мастерство Роджера Дикинса, 13 раз номинированного на «Оскар», отнюдь не ослабело к его 70 годам, а настоялось, как хорошее вино. И ударяет в голову точно так же. Скажем, что Райан Гослинг традиционно хорош в роли героя, у которого слишком много тонких настроек – как и полагается человеку. Скажем, что роли Джареда Лето, Робин Райт и Дэйва Батисты слишком мало – но они прекрасны. И добавим ко всему этому, что фильм, длящийся почти три часа, не становится скучным или чересчур медитативным.

Нет, причина не в том, что в новом «Бегущем» много погонь и загадок, а для фанатов – еще и отсылок к тому, прежнему фильму 35-летней давности. Дело скорее в том, что в нем слишком много настоящей, не завуалированной библейскими аллюзиями боли. В смысле, который Ридли Скотт все пытался свести к тайне, репликант ли Декарт, а студия – к фантастической мелодраме. Вильнев же снимает свое кино, просто и прямо, о том, как живые люди не верят в то, что они именно живые и именно люди. Наличие души, которое якобы дает право считать себя человеком – это всего лишь вопрос отношения к себе. Репликанты же, ведя свою борьбу за право считаться людьми, никак не могут вырваться из ловушки собственного к этому отношения – и в результате позволяют использовать себя во имя великой цели. Они делают из себя сосуд, инструмент, то самое неодушевленное. В общем, история, до боли знакомая на примере борьбы за права цветных, женщин, меньшинств… а вскоре, возможно, и репликантов. До 2049 года ведь не так много осталось.

Покупайте билеты и смотрите расписание киносеансов в Афише Забмедиа