Чиновнику – кроссовер, инвалиду – «Гранту»

Авто, 08:30, 17 октября 2017

Упорству чиновников в решении собственных насущных вопросов можно только позавидовать. С таким рвением они бы лучше свои прямые обязанности выполняли. Ну да ладно, прекратим демагогию. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края уже в четвёртый раз в 2017 году объявил аукцион на покупку автомобиля за 1,5 миллиона рублей. «Ну что вы прицепились к ним?» - может спросить читатель, - «пусть уже купят и катаются на здоровье». Но не можем мы оставлять это без внимания, и в конце вы поймёте почему.

А как же белый перламутр?

Но сначала немного документального юмора. Как мы помним, последний раз – в сентябре – ТФОМС края возжелал полноприводный кроссовер цвета белого перламутра не ранее 2017 года выпуска. Единственную заявку на участие в конкурсе подало ООО «Чита Моторс» (официальный дилер Nissan в Чите). В протоколе рассмотрения единственной заявки сказано, что компании отказано в допуске к участию в аукционе, так как описание предлагаемого к поставке товара не соответствовало описанию объекта закупки, указанного в документации о проведении аукциона. Не стоит бояться формулировок, объясню просто. Чиновники, составлявшие документы о закупке (предположительно, под вполне конкретный автомобиль), перехитрили сами себя, указав в первом пункте аукционной документации вот такую фразу: «Иные характеристики объекта закупки указываются в неизменном виде», если там нет слов «не менее», «не более», «не ниже». Вот и всё. Получилось, что машина для ТФОМС края (по документам) должна иметь максимальную скорость 180-185 км/ч, а разгонятся до 100 км/ч за 10-11 секунд. Участник закупки в свою очередь предложил товар с такими характеристиками: 182 км/ч и 10,5 секунды соответственно. По сути, попадание в яблочко, но коварный пункт о «неизменном виде» всё испортил. И, руководствуясь документами, комиссия заявку зарубила.

Но ТФОМС края, как я и говорил, не намерен сдаваться. 9 октября на сайте госзакупок появилась информация о проведении очередного аукциона. Вы будете смеяться, но это та же сумма, те же требуемые характеристики автомобиля, кроме двух пунктов. Один – мелкий технический, а второй – очень даже показательный. Из документации исчезло требование о том, что кузов предлагаемого к покупке кроссовера должен быть цвета белого перламутра. Этот пункт нами – журналистами – метко использовался в заголовках для подчёркивания замашек кормчих из Фонда. Видимо, теперь решили убрать его, дабы не было поводов для иронии. Но подогрев сидений, климат-контроль, аудиосистема, «мультифункциональное рулевое колесо с кожаной отделкой» – это всё осталось. Действительно, как без этих «наворотов» можно продуктивно работать?

Самое главное, изменён тот коварный пункт, оборвавший предыдущую закупку. В нём добавилась такая фраза: «Показатели, включающие диапазон значений («от… до…» «… - …»), предполагают указание участником конкретного значения, входящего в указанный диапазон». Смотрим выше – теперь автомобиль от ООО «Чита Моторс» подходит идеально и документам не противоречит. Ой, простите, раскрыл интригу и назвал возможного победителя аукциона, а, точнее, как и в прошлый раз, единственного заявителя на участие. Я, наверное, просто не так понимаю смысл закона о госзакупках, который вроде бы нужен для того, чтобы экономить бюджетные деньги, чтобы на аукцион выходило несколько участников, а победителем назывался тот, кто предложит меньшую сумму по контракту. Но к чему эти сложности? Есть максимальная цена, есть документы под автомобиль и есть фирма, которая очевидно по всем критериям подходит. Если по прошлому аукциону мы так конкретно утверждать не могли, то теперь можем – достаточно просто взглянуть в документы. Интересно, а надзорные ведомства, например, УФАС, следят за такими моментами, анализируют их? Но если нет – вот вам, пожалуйста, всё, как на ладони.

Поддержим отечественный автопром

Возможное нарушение принципа конкурентной борьбы при проведении госзакупки – это одна сторона медали. А теперь вторая. ТФОМС Забайкальского края ведь не одинок в своих притязаниях на дорогие автомобили. Историй множество, вспомнить ту же «Службу единого заказчика» Забайкальского края со своим внедорожником за 2,4 миллиона рублей, который им так пока и не удалось приобрести в этом году. Далеко ходить не надо и сейчас. Также 9 октября появилась информация о проведении аукциона на покупку автомобиля для нужд министерства образования Забайкальского края за 1,4 миллиона рублей. Хорошо хоть из средств федерального бюджета, но всё же. Ведомству нужен кроссовер или универсал не ранее 2017 года выпуска без пробега. А вот теперь, как говорится, почувствуйте разницу.

В начале октября Забайкальское отделение Фонда социального страхования РФ также на сайте госзакупок объявило аукцион на покупку двух машин для «застрахованных лиц с ограниченными физическими возможностями, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания». Цена одного автомобиля – 525,5 тысячи рублей. Техзадание очень простое – нужна легковая машина, «оборудованная адаптированными органами управления», то есть устройствами ручного управления для инвалидов без нижних конечностей. В данном случае – без левой ноги. К сожалению, аукцион не состоялся, так как ни одна компания не подала заявку на участие. Но примечательно тут другое. Во-первых, две машины для людей, которые были застрахованы и получили травму на производстве, стоят дешевле, чем один автомобиль для какого-то чиновника из ТФОМС края. Во-вторых, очевидно, что за 525 тысяч можно купить только отечественный автомобиль, скорее всего речь идёт о самом дешёвом легковом авто российского производства – Lada Granta. Фонд социального страхования этого и не скрывает, что видно по старым новостям. Такая вот политика – экономия государственных средств. Вот только почему-то распространяется она в данном случае только на инвалидов. А на чиновников?

Поэтому когда «Служба единого заказчика» Забайкальского края или ТФОМС нашего региона хотят приобрести дорогой иностранный автомобиль (пусть и собранный в России), в котором есть всё для комфортных поездок, причём хотят потратить на это немало деньжат из бюджета, какая ещё может быть реакция у нормального человека на происходящее? Или у того же инвалида, которому купили отечественную машину, торжественно вручили, а потом тут же прыгнули в шикарный кроссовер, скажем, цвета белого перламутра, и умчали вдаль. Какие-то двойные стандарты, вам не кажется?

Экстра-справка:

По данным сайта госзакупок, в гараже ТФОМС края как минимум уже есть такие автомобили как: Mitsubishi L200 2011 г.в. (цена* такого авто варьируется от 569 до 1,4 миллиона рублей в зависимости от комплектации и пробега), Nissan Patrol 2012 г.в. (стоимость* от 1,5 до 2,7 миллиона рублей) и Toyota Verso 2010 г.в. (цена* от 545 до 800 тысяч рублей). Только на обслуживание этих трёх автомобилей ведомство потратило более 200 тысяч рублей в 2016-17 годах.

*по данным сайта Auto.ru

Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»