«Матильда»: Под лаской плюшевых хоругвей
История с этим фильмом – идеальный срез того, что вообще происходит в России. Одинокая женщина после сильнейшего стресса избирает себе объект для обожания, собирает по этому поводу толпу поклонников и с фантастической агрессией бросается на любого, кто смеет бросить хоть один косой взгляд на предмет поклонения. К сожалению, женщина сидит не в фандоме «Сверхъестественного», например, а в Госдуме, и в руках у нее закон о защите чувств верующих – инструмент, который ни одному фандому не снился. Как результат – взрыв кинотеатра, подожженные машины, экстремистские заявления, и бешеное внимание СМИ, поскольку достойное 13-летней девочки фанатение взрослой умной женщины всегда будет как минимум забавно.
На самом же деле ничего забавного нет ни в истерии Натальи Поклонской, ни в безнаказанности православных экстремистов, ни в реакции общества на фильм, которого до недавнего времени никто не видел в глаза. И совсем ничего забавного нет в самом фильме «Матильда», который вышел в канун столетия Октябрьской революции – и замечательно отражает все наши болезни в отношении собственной истории: потерянность, безграмотность, идеализацию, граничащую со слабоумием. Тут можно было бы сказать, что странно предъявлять такие претензии к фильму, который лежит в плоскости художественного, а не политического. Но общественная дискуссия уже выдернула фильм Алексея Учителя из уютной сферы искусства в сферу гораздо менее уютную, и вот теперь «Матильда», едва ли не единственное за 25 лет российское кино о том времени, стоит на беспощадном свету и выглядит крайне бледно и болезненно.
В самом деле – это очень слабое кино. Оно слабее любого сериала, поскольку не может оправдаться принадлежностью к жанру. Единственное, чем оно может похвастаться, это роскошные костюмы и интерьеры, да еще, пожалуй, неплохая игра актеров. Особенно хорош Ларс Айдингер, окрещенный у нас почему-то порноактером за съемки у великого Гринуэя. Несмотря на всю нелепость сценария (чего стоит один зажженный государем фейерверк на Ходынке), он умудряется сделать Николая II похожим на человека, которого совершенно не жаль, но выглядит он вполне живым. Михалина Ольшанска и Луиза Вольфрам тоже не вызывают неловкости своей работой. На великую балерину Кшесинскую и императрицу Александру больно смотреть не из-за плохой игры, а благодаря отвратительным репликам, глупейшим поступкам и пафосной музыке, которая назойливо сопровождает каждый их шаг. Наконец, Данила Козловский здесь выглядит так, словно его позвали на роль – и лишь потом вспомнили, что никакой роли не было. Все это венчает совершенно чудовищный монтаж: возможно, камера оператора Юрия Клименко и была говорящей на исходном материале, но по итогу ей просто отрезали язык.
«Матильда» - самая большая неудача Алексея Учителя. В этом фильме нет ничего, кроме холодной эстетики, лишенной всякого смысла. Так всегда бывает, когда режиссеру нечего сказать – и ведь именно такое российское кино, пустое и бессмысленное, мы в основном наблюдаем на экранах последние 25 лет. Худо-бедно наши режиссеры научились снимать фильмы о частной жизни менеджеров, байопики и даже приключенческое кино – но как только дело касается тем действительно серьезных и больных, выходит «Герой» и «Матильда». И оказывается, что даже талантливый режиссер не в состоянии снять банальную мелодраму – если ее фоном служит предреволюционная Россия. С одной стороны – в силу внутренней неопределенности по отношению к истории ему нечего сказать. С другой стороны – в силу болезненного раздрая, доходящего до шизофрении, ему и не дадут говорить. Забьют иконами.
Смотрите расписание киносеансов и покупайте билеты в Афише Забмедиа