«Убийство в Восточном экспрессе»: Рыцари усов и кинжала

Общество, 16:44, 10 ноября 2017

Экранизация детектива, развязка которого всем давно известна – это особая ответственность. Поскольку выехать на интриге уже не получится, надо находить в старой истории что-то новое, поворачивать ее к зрителю новыми гранями, на худой конец, поразить постановкой и актерскими работами. Когда Кеннет Брана взялся за знаменитый роман Агаты Кристи и набрал действительно потрясающий каст – можно было надеяться, что кино выйдет нетривиальным. Однако надежды эти не сбылись.

Брана – режиссер, буквально помешанный на классике, для которой всегда старается найти новое прочтение. К сожалению, история загадочного убийства в замкнутом пространстве явно не кажется ему достаточно глубокой. Сухая, нарочито театральная режиссура лишь подчеркивает это. Камера Хариса Замбарлукоса то забирается наверх, то следует за героями, но все это выглядит скорее нелепо, чем изобретательно. Символизм здесь тоже нелеп: предфинальная сцена, отсылающая даже совсем неискушенного зрителя к Тайной Вечере, словно взята с того самого потолка, где только что в поисках хоть немного оригинального ракурса находился оператор.

Что касается актерских работ, то здесь тоже порадовать нечем. «Убийство в Восточном экспрессе» - на редкость невыразительная площадка для талантов Джуди Денч или Пенелопы Крус. Слишком много героев, слишком мало характеров; по сути практически все экранное время принадлежит Кеннету Брана, который сам играет Эркюля Пуаро. Но и его заслоняют размышления вслух да слишком активные и внезапные действия – издержки жанра, которые сценаристы не сумели нивелировать в пользу хоть какого-то психологизма. Так что временами Эркюль Пуаро сильно напоминает другого интеллектуала, который непрерывно мечется от одного объекта к другому – Роберта Лэнгдона из «Кода Да Винчи» и всех его нежелательных кинопродолжений. Попытка же придать Пуаро глубины за счет его давней любовной истории и испытания, которому подвергается его черно-белое мышление, оказывается совсем провальной – слишком очевидно и слишком мелко для таких масштабов, на которые претендует фильм.

Фактически самыми выразительными в новой экранизации оказываются трое. Это Джонни Депп, который даже за короткое время своим малоприятным выражением лица и демоническим взглядом все-таки умудрился напомнить, за что мы его любим. Это Мишель Пфайффер, с блеском ведущая самую осмысленную и интересную роль в фильме – хотя даже при этом создается ощущение, будто она работает вполсилы. Это накладные усы Кеннета Брана, которые буквально приковывают к себе внимание и очень плохо забываются. И если бы не действительно потрясающие пейзажи, антураж и костюмы, этот фильм было бы очень скучно смотреть. Не слишком хороший результат для бессмертной классики – пусть даже это классика детектива.

Смотрите расписание киносеансов и покупайте билеты в Афише Забмедиа.