Контрафакт по цене свободы
17 ноября Ингодинский районный суд Читы вынес обвинительный приговор в отношении заместителя начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Забайкальскому краю Алексея Чечурина и его подчинённого – начальника отдела по борьбе с преступлениями на потребительском рынке в сфере незаконного оборота алкогольной продукции и в агропромышленном комплексе Александра Шутарева. Чечурина осудили по статьям: «Превышение должностных полномочий» и «Получение взятки в особо крупном размере», а его подельника только по статье «Превышение должностных полномочий». Отметим, что осужденные не признали своей вины, заявив о фальсификации доказательств. «Экстра» разбиралась в ситуации.
Алкоимперия под «крышей»Напомним, что, по версии следствия, Чечурин в декабре 2014 года вступил в преступный сговор с читинской предпринимательницей Ольгой Семёновой – учредителем обществ с ограниченной ответственностью «Пилигримм», «Трафт», «Элис», «Сотар», «Альянс», «Темп» и «Элис+», занимавшейся поставками алкогольной продукции и организовавшей также её незаконный оборот на территории Забайкальского края. За ежемесячное вознаграждение в 100 тысяч рублей злоумышленник, используя свои служебные полномочия, целенаправленно и систематически предупреждал Семёнову о проведении сотрудниками регионального УМВД оперативных мероприятий, которые реализовывались в отношении неё и подконтрольных ей фирм. При этом он оказывал общее покровительство Семёновой, консультировал её, как избежать административной и уголовной ответственности за незаконный оборот алкогольной продукции. Чечурин лично и через подчинённых сотрудников УЭБиПК не принимал должных мер, направленных на изобличение и пресечение её незаконной деятельности по торговле алкоголем. Добавим, что с декабря 2014 года по февраль 2016 года коррумпированный полицейский получил от Семёновой взятку на общую сумму в 1,5 миллиона рублей, что является особо крупным размером.
Кроме того, из материалов уголовного дела следует, что в конце сентября 2015 года бизнесвумен сообщила экс-замначальника УБЭПиПК краевого УМВД о поступлении на контейнерную станцию для одной из её фирм трёх контейнеров с немаркированной алкогольной продукцией и попросила обеспечить запланированное проведение проверки данной продукции без её выявления и изъятия. Чечурин через Шутарева организовал подмену изъятых его подчинёнными в ходе оперативно-розыскного мероприятия для экспертизы бутылок водки «Ивушка люкс» с нанесёнными на них поддельными федеральными специальными марками на аналогичные бутылки с подлинными марками. Тем самым он предоставил Семёновой возможность получить обратно всю изъятую у неё партию алкоголя в количестве свыше 54 тысяч бутылок общей стоимостью около 7 миллионов рублей. В результате вся поддельная алкогольная продукция была ею реализована с последующим получением внушительной прибыли.
Следующий похожий инцидент, который отчасти и предрешил судьбы взяточника и его сообщника, датируется ноябрём 2016 года. Тогда в одну из фирм предпринимательницы поступили ещё три контейнера с водкой сомнительного качества и парфюмерно-косметическим средством, которые она планировала реализовать населению края под видом спиртных напитков. В свою очередь Чечурин, действуя по договорённости с Семёновой, дал указание одному из подчинённых не осуществлять досмотр этих контейнеров. Однако этот сотрудник пошёл ему наперекор и в ходе проведения ОРМ выявил и изъял из незаконного оборота весь контрафакт: около 38 тысяч бутылок водки марок «Ивушка люкс», «Балтийская волна» и четыре тысячи литров парфюмерно-косметического средства «Свежесть».
В марте 2016 года Чечурин и Шутарев были задержаны правоохранителями (коррупционеров разрабатывали сотрудники регионального УФСБ – авт.) и помещены в СИЗО. Примечательно, что последнего спустя 4 месяца выпустили из-под стражи под подписку о невыезде. Уголовное дело в отношении злоумышленников сыщики расследовали почти год, после чего материалы поступили для рассмотрения в Ингодинский районный суд Читы. В процессе судебных разбирательств бывшие борцы с преступностью не признали своей вины по предъявленным обвинениям, назвав их необоснованными. Однако это не помешало суду вынести им обвинительные приговоры. 17 ноября 2017-го Чечурину назначили наказание в виде 9 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 15 миллионов рублей. Также он был лишён звания полковника полиции. Шутарев получил два года условно. Сейчас оба осужденных намерены обжаловать данный приговор в вышестоящей инстанции. Что же касается бизнесвумен Семёновой, то она заключила досудебное соглашение со следствием ещё около года назад: 7 марта 2017-го служители Фемиды дали ей условно 5 лет и назначили штраф в размере 17 миллионов рублей за дачу взятки должностному лицу. Впоследствии у неё было арестовано 15 наименований движимого и недвижимого имущества. По другим криминальным эпизодам в рамках этого громкого дела – подделка маркировки на бутылках с водкой и незаконный оборот алкогольной продукции – женщину не осудили, во всяком случае, пока.
Жертвы «подставы»?Отец бывшего заместителя начальника УБЭПиПК Валерий Чечурин в подробностях рассказал нашему изданию, к чему сводилась позиция его сына на суде. По утверждениям мужчины, факт дачи взятки Алексею предпринимательницей Семёновой не подтверждается, так как весомые доказательства у следствия по этому поводу отсутствуют.
– Во-первых, уголовное дело в отношении моего сына было возбужденно по факту того, что он 13 ноября 2016 года в период с 16:05 до 16:15 получил взятку в сумме 700 тысяч рублей от Ольги Семёновой во дворе дома №54 по улице Ленина в Чите. Эту взятку она ему дала якобы за то, чтобы его подчинённые не проводили в отношении неё проверок. Но как было выяснено в ходе ознакомления с материалами дела, никаких улик, свидетельствующих об этом, по сути, нет. В материалах отсутствовали показания людей, кто бы говорил о данном факте. Плюс не имелось никаких результатов оперативно-розыскной деятельности, которые бы подтверждали вышеупомянутое обвинение. Следователь, судя по всему, не ясно из каких побуждений решил выдумать факт получения взятки и возбудить на его основе дело. В дальнейшем эта версия не подтвердилась. Однако, как известно, следственный комитет никогда не признаёт своих ошибок. В результате сыщики уговорили Семёнову заключить с ними досудебное соглашение, так как знали, что за ней числится целый ряд преступлений: подделка документов, незаконное предпринимательство и мошенничество. Она, боясь ответственности за это, начала делать всё, что ей велели. Таким образом, женщина стала менять показания, как это нужно следователю. При этом сотрудник данного ведомства вырывал из контекста телефонных разговоров отдельные фразы и «определял», что в них речь идет об Алексее, хотя полный пакет этих разговоров в действительности говорил совсем другое, – поделился с «Экстрой» отец осужденного, добавив, что по итогу было сформировано то обвинение, по которому его сына и осудили.
Также собеседник издания уточнил, что все обвинения в отношении Алексея Чечурина построены исключительно на показаниях Ольги Семёновой, которая была осуждена только за дачу взятки, а за оборот фальсифицированного алкоголя и прочие прегрешения нет. Со слов мужчины, уже после задержание его сына она продолжала реализовывать поддельную водку.
– Вопрос: кто ей тогда покровительствует? Почему Семёнова, которая заключила досудебное соглашение со следствием, продолжала свою преступную деятельность? Тем самым она не выполнила условий соглашения. Но прокурор его с ней не расторг. На суде же в довесок ко всему женщина отказалась отвечать на вопросы, воспользовавшись правом статьи 51 Конституции РФ. Считаю, что в нашем крае уже давно практикуется привлечение к уголовной ответственности за взятки и другие преступления только по показаниям досудебщиков, которые за свою свободу готовы говорить следователям всё, что они хотят. В итоге, вся доказательная база строится на их словах. Почему следственные органы не пытаются доказать вину обвиняемых, как того требует УПК, мне непонятно. В случае с моим сыном, например, следователи не провели оперативный эксперимент, который мог достоверно подтвердить или опровергнуть факт получения им взятки. Может, это делалось намерено? При этом никто не понёс наказания за проволочки, которые были допущены в ходе следствия. Явная волокита, дело лежало месяцами мёртвым грузом, в то время как обвиняемые сидели в СИЗО, нарушалось право на защиту, право на обжалование решений и так далее, – заявил Валерий Чечурин.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"