Жизнь общажная

Общество, 14:10, 12 декабря 2017

9 декабря Чита вновь попала в «нехорошую» ленту новостей – группа жителей общежития по ул. Красноармейская, 66 перекрыла проезжую часть по ул. Новобульварная, чтобы не пропустить направляющиеся в депо последние троллейбусы. Участники акции протеста озвучили причину – «незаконное отключение электроснабжения». «Прокуратура нас не слышит, управляющая компания делает, что хочет, администрация – тоже. Мы вынуждены это сделать, чтобы нас хоть кто-нибудь услышал!», - пояснили они.

Немного истории

Позже выяснилось, что дело не только «в электричестве» - накануне прошел рейд, направленный на выявление граждан, незаконно занимающих жилплощадь. Корреспондент Заб.ру встретилась с жильцами общежития.

О жизни муниципальных общежитий Читы рассказывать можно очень долго. В 90-х и 2000-х они жили «сами по себе». Точнее, по бумажкам – на балансе города, по факту «как Бог на душу положит». В пустующие комнаты заезжали новосёлы, «прорубали» дверные проемы между комнатами и занимали несколько комнат. Никто не заморачивался сбором справок в БТИ, расчетом «квадратов» на человеческую душу. Вычистив из неработающих душевых комнат отходы людской жизнедеятельности, горожане оборудовали в них кладовки, навесили замки, сказав: «Мое! Не претендуйте!». Со стороны это напоминало времена «золотой лихорадки» - кто успел, тот и «застолбил» больше.

На рубеже столетий общежития могли похвастаться уже кое-каким порядком, как косметическим, так и бюрократическим. Но так, слегка. На самом деле, и там «черт ногу мог сломать». Естественно, главным условием проживания было место работы гражданина – городское учреждение, либо принадлежность к категории остронуждающихся. Однако инвентаризация жилого фонда не проводилась, а если и проводилась, то как-то незаметно. В квадратных метрах муниципалитета проживали сват брата, сестра тетки по третьему колену и так далее. Выбить комнату или получить постоянную регистрацию можно было «скорифанившись» с комендантом на определенных условиях. А еще «общагу» можно было снять. Среди жильцов то и дело ходили разговоры о расширении, об очередях на жилую площадь и о том, что когда-нибудь они смогут перебраться из «12 квадратных метров на четверых» в какую-нибудь квартирешку. Один душ делили, в лучшем случае, на три комнаты, в худшем – на 15-25. Одним словом, общежитие.

Наверняка 2/3 комнат были заняты не в соответствии с Положением «О муниципальном общежитии в городском округе «Город Чита». Нет, по бумажкам, конечно, все были исключительно по своим каморкам, а по факту?

А затем пришла приватизация – глоток воздуха для тех, кто мог оформить в собственность муниципальное жилье и за счет этого хоть как-то решить свой «квартирный вопрос». Ну, а для тех, кто не мог приватизировать «коробку 3х4», это стало легкой степени кошмаром.

Приватизированные комнаты стали с чистой совестью сдаваться и продаваться. Причем, оформить в собственность жилые помещения смогли не только работники городских предприятий и учреждений, но и те, кто уже несколько лет не имел к ним никакого отношения. Но в администрации города по-прежнему, как молитву, твердили: «Чтобы встать в очередь и получить комнату, нужно быть трудоустроенным только в МУПах».

Нелёгкий выбор от администрации

2014 год запомнился жителям общаг не только ШОСом, но и очередным «ноу-хау» в сфере ЖКХ. Из общежитий «ушли» коменданты, «пришла» УК «Мегаполис», которую жильцы вспоминают с дрожью по сей день. Потом была чехарда с начислениями за услуги ЖКХ. Плата выросла почти в 2 раза. За 11,6 кв.м. и трех «прописанных» семья отдавала почти 4,6 тысячи рублей. А известие о том, что «теперь они проживают в многоквартирном жилом доме» и вовсе повергло в шок.

Тогда «приятной» неожиданностью стало, что жильцы оплачивали «Мегаполису» счета за электроэнергию в очень завышенном размере. Однако управляющая компания, в свою очередь, не перечисляла деньги «Читаэнергосбыту» и накопила огромный долг перед поставщиком электроэнергии. «Читаэнергосбыт» выкупил долг у УК и грозно взялся взыскивать его с жителей общежитий. Последовала череда разбирательств и жалоб. Проверить правильность начислений уже не представлялось возможным - "Мегаполис" объявил себя банкротом.

Его сменила УК «Олимп», которая впоследствии передала полномочия УК «Кенон-2». Последняя сейчас является главным благоустроителем городских общежитий.

И как говорят, только «начала жизнь налаживаться», как во второй половине 2017 года читинцы узнали о решении администрации города навести порядок в муниципальном жилом фонде. До 28 ноября жильцов общежитий обязали предоставить сведения о работе и договор социального найма, а тех, кто не трудоустроен в таковых, поставили перед выбором - либо трудоустраиваетесь в муниципальных учреждениях города, либо «с вещами на выход». Согласитесь, волевое решение для городских властей.

Безусловно, не может не радовать, что, наконец-то, чиновники смогут, не заикаясь, отвечать на вопросы о состоянии жилого фонда города. Но невозможно не задать вопрос - куда поедут те, кому их же рукой была сделана постоянная регистрация, а предприятие, например, было передано краю или просто-напросто сменило форму собственности? А главное – каков мотив такого решения администрации города, что даже сам замглавы администрации Центрального района Читы по вопросам ЖКХ Василий Турсабаев субботним утром 9 декабря отправился на Краснормейскую, 66 будить жильцов и вручать им на подпись согласие добровольно освободить жилое помещение?

9 декабря

Со слов жильцов злосчастного общежития, утро 9 декабря началось не с кофе, а с вышеупомянутого Василия Турсабаева, а также представителя УК «Кенон-2», сотрудников полиции, отключения электроснабжения и закрытыми на замок входными дверьми в здание.

«В 10 утра полиция во главе с администрацией начали чуть ли не выламывать двери жителям общежития. Закрыли входную дверь на навесной замок и не выпускали людей даже на работу. Человеку, который пытался выйти, сказали: «Прижми ж…». Детей, возвращающихся из школы, допрашивали «из какой комнаты», «дома ли мама». Держали людей, никого не впускали и не выпускали. Требовали паспорта, прописку, трудовые книжки. (…) Обрезали свет и должникам, и не должникам. Сказав при этом: «Сейчас они все выползут». Например, отключили свет и опечатали комнату, в которой находился ребенок, а мама была «на сутках», - рассказали жильцы.

В настоящее время они недоумевают (цитирую): «Люди, которые прожили 10, 15, 20 лет. Имеют детей, внуков, которые выросли здесь. Всю жизнь отработали на городском предприятии, ушли с него на пенсию. А теперь нас хотят выкинуть на мороз». Главный вопрос – что делать? У многих нет возможности купить, снять жильё, взять ипотеку или переехать к родственникам.

Одна из жильцов озвучила, что трудоустраивалась в городское учреждение здравоохранения, которое несколько лет назад получило статус краевого. Работает в нем 23 года. Приватизировать комнату не дали. Два года ходила по судам. А сейчас ей предложили освободить комнату.

70-летняя пенсионерка проживает в жилом помещении площадью 8-9 «квадратов». Работает вахтером. Если она не сможет работать дальше и уволится, ей тоже предстоит покинуть занимаемую площадь.

Далее от жильцов последовали жалобы, на душ – «один на 5-этажное здание», «3 раковины на 14 комнат», «помещения «под душ» со сгнившими канализационными трубами», «отсутствие ремонта». Но более всего жильцов общежития оскорбил тон, с каким проходил субботний рейд – по их словам, это было «грубо и весьма высокомерно».

Вот что рассказали корреспонденту Заб.ру в общежитии на Красноармейской, 66. Копии документов и обращений, касающиеся данной проблемы, имеются в распоряжении редакции.

Что на это скажет власть?

Редакция портала Заб.ру обратилась в администрацию города Читы с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, снабдив при этом запрос перечнем вопросов, интересующих журналистов. Ответ получили в тот же день. Его содержание приводим ниже – слово в слово:

«Администрация Центрального района проводит плановую проверку на предмет законности проживания граждан в муниципальном общежитии. Проводимое мероприятие направлено на инвентаризацию муниципального жилого фонда для контроля за его эффективным и законным использованием. На данный момент граждан, нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных общежитиях, в районе более 300 человек. Основанием для проверки стало требование прокуратуры Центрального района города Читы, действующей по поручению прокуратуры Забайкальского края, в связи с поступающими обращениями от жильцов общежитий, управляющей компанией ООО УК «Кенон-2».

Принять решение о выселении может только суд при наличии на то законных оснований. Непосредственно выселением занимаются судебные приставы.

В случае отсутствия законных оснований пользования жилым помещением в муниципальном общежитии, предлагается добровольно освободить помещение.

Работа по контролю за использованием муниципального жилья ведется постоянно, а не является разовой акцией.

Жильцы ставились в известность о необходимости предоставить в администрацию района документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. За месяц до рейда были вывешены объявления. Данное мероприятие является плановым, проводится на законном основании. В соответствии со статьей 3 Положения «О муниципальном общежитии в городском округе «Город Чита», принятого Решением Думы городского округа от 22.06.2006 г. № 118, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период работы, службы или обучения в муниципальных предприятиях, учреждениях, организациях.

Каждый случай рассматривается индивидуально, решение принимается общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации района».

Остается непонятным, куда пойдут жить эти люди, почему одним дали возможность приватизировать комнаты, а другим нет, как Город планирует помогать решать жилищный вопрос тем, кто не по своей вине «работал в городе, а теперь работает в крае»?

И вот в этот абзац ответа верится с трудом: «Работа по контролю за использованием муниципального жилья ведется постоянно, а не является разовой акцией».

Помнится, весной 2017 года журналисты работали с судебными приставами по выселению граждан, самоуправно занявших муниципальные квартиры по улице Строителей. Одна из историй впечатлила всех.

Гражданка Л. заняла двухкомнатную квартиру, по информации представителя администрации Читы, будучи сотрудником ЖЭУ Читы. В процессе работы женщина выявила, что данная жилплощадь на протяжении определенного времени пустует. Поэтому просто взяла и заняла ее. 20 лет назад… Регистрации в данном жилом помещении у нее не было, прописаны на этих квадратах были совершенно другие люди.

В этой квартире, «под носом» у администрации Черновского района, гражданка родила детей, похоронила мужа и сына. При этом постоянную регистрацию имела в одной из комнат городского общежития в Железнодорожном районе.

Выселение проходило с угрозой самоубийства, с привлечением спецслужб.

Журналисты «под шумок» задали вопрос представителю администрации Черновского района. Официальный комментарий женщине структура давать запретила.

- А вы разве не знали, что она занимает эту квартиру?

- Знали.

- А почему никаких мер не предпринимали?

- Каких?

- Ну, например, провести инвентаризацию жилого фонда или сверить данные паспортного стола и регистрацию людей, проживающих в муниципальном жилье?

- Мы не можем приходить и требовать прописку.

- А совместный рейд с сотрудниками полиции вы же можете организовать?

От дальнейших ответов женщина ушла. В прямом смысле.

Эпилог

Данный материал просим не принимать как поддержку самоуправства. Также просим не осуждать людей, которые борются за свое благополучие на 8-14 квадратных метрах. Это скорее очередной укор городским властям. Какого порядка вы от читинцев требуете, если у вас там, наверху, черт ногу сломит?