«Пятьдесят оттенков свободы»: Сказка - ложь
Есть много разных мнений насчет того, почему «Пятьдесят оттенков серого» оказались в мировом топе чтения. Сюжет, мол, глупый, язык, мол, плохой… Но спустя три экранизации думается, что самым большим достижением всех «Оттенков» было то, что они привлекли всеобщее внимание к тому, чего, в конце концов, хотят женщины. А именно: в начале XXI века внезапно выяснилось, что женщины хотят секса, причем секса разнообразного. И если раньше о, например, фемдоме говорили только в фандоме «Сумерек», откуда и появились на свет «Пятьдесят оттенков серого» - то тут оказалось, что это не какое-то там извращение, а вполне себе интересная сексуальная техника. Да, во всем мире «скорые» стали ездить к людям, которые застревали в косо завязанном шибари и наручниках. Да, язык книги был плох, а сюжет бродил по проторенным тропам женских романов. И все-таки трилогия оказалась во многом чуть ли не самым феминистичным явлением масскульта.
В экранизации, очень невинной в сравнении с книгами, это видно довольно отчетливо. По сути, «Пятьдесят оттенков» - история о слабом мужчине, который городит вокруг себя суровый мачо-забор, и женщине, которая просто остается собой. Три фильма эти весы качаются, пока в конце концов не приходят в равновесие, устанавливая окончательное равенство между двумя людьми и вытесняя БДСМ-техники туда, где им и место – в сферу удовольствия. Ни мести, ни диагнозов, ни социального статуса, а просто удовольствия, которое можно дать друг другу в постели или на станке. Всё остальное – вопрос совершенно других плоскостей. И если в книге Анастейша зачем-то лечит беднягу Кристиана от пристрастия к плетям, то в экранизации оба в конце концов признают потребности друг друга – что, в общем, самая сильная сторона фильма по сравнению с книгой.
Другая сильная сторона «Пятидесяти оттенков свободы» - что они не смотрятся столь мучительно, как первые две части, за отсутствием совсем уж невыносимых диалогов. Сценарий, конечно, не блещет ни оригинальностью, ни интригой – но, учитывая качество их в первоисточнике, было бы странно этого требовать. Зато Джеймс Фоули в полной мере использовал приём, спасший от провала первый фильм и фактически сделавший второй – сочетание замечательной красоты эротических съёмок с отличным саундтреком. Музыку из третьей части хочется немедленно скачать в плеер – возможно, даже для воспоминаний о том, как прекрасно была снята сцена с мороженым. Ну, или тот момент, где у Кристиана случается припадок ревности при мысли о собственном же будущем ребёнке. Ей-богу, словно экранизировали все эти учебники по этике и психологии семейной жизни, где сказано: «Женщина! Помни: своими родами ты наносишь бедному мужчине травму!» - и далее умные советы, как простить того, кто изменил тебе во время беременности. Хотя в такой ситуации лучше усвоить рецепт из глупого и скандального романа и его глянцевой экранизации.
А вы говорите – эротические сказки.
Смотрите расписание сеансов и покупайте билеты на киносеансы в Афише Заб.ру