Край с топливными особенностями

Авто, 14:39, 12 февраля 2018

Мы уже писали о том, что некоторые забайкальские автолюбители решили бороться с ростом цен на бензин в крае, бойкотируя определённые заправки. Как способ обратить внимание на проблему – этот протест, возможно, подойдёт, но, как мы и предполагали, ситуация куда сложнее, и сражаться с АЗС означает бить по побегам, не задевая корень. А корень сидит глубоко, он питается биржами и ценами на нефть, ростом налогов и повышением акцизов, безынициативностью региональной власти и нежеланием муниципальной власти развивать конкуренцию на местах. Обо всём этом в своём докладе на недавнем заседании профильного комитета заксобрания говорил руководитель УФАС России по Забайкальскому краю Евгений Минашкин. Выглядело так, что депутаты его не услышали, обвинив подконтрольное чиновнику ведомство в бездействии. Но мне кажется, винить можно кого угодно, в том числе и себя, а вот сделать выводы стоило бы. Судите сами.

Парадоксальные обстоятельства

Рост цен на бензин осенью 2017 года по всей России был ожидаем, это традиционное явление в межсезонье. А вот декабрьские скачки, которые отчётливо наблюдались в Забайкалье, удивили многих. Как результат, около трёх десятков обращений в адрес УФАС региона. В том числе от краевого правительства и прокуратуры. Антимонопольщики в свою очередь направили запросы в адрес филиала №7 компании «Востокнефтепродукт» (принадлежит «Роснефти» и находится в Хабаровске), как основному поставщику бензина в крае и самой крупной розничной сети в Забайкалье – компании «Нефтемаркет». На основе ответов составили резюме и разослали во все интересовавшиеся инстанции, в том числе в заксобрание, где и проходило недавнее заседание по данному вопросу. Сразу оговоримся, что ничего сенсационного в резюме УФАС нет. Мол, рост цен в крае находится в пределах той общей динамики, которая наблюдается по России. А всеобщее повышение связано с ростом цены топлива на бирже, которая является определяющей в формировании оптовой цены на всём рынке, в том числе в сделках, реализуемых вне биржи (а таких большинство). Кроме того, не забываем про рост налоговой нагрузки в топливной сфере.

Итак, розничные цены вслед за оптовыми растут везде, но по-разному, а в Забайкалье вообще самый дорогой бензин по Сибири, почему? Всё дело в так называемой организации рынка, выстраиванием которой должно заниматься краевое правительство. Логично было бы предположить, что географическое положение диктует свои условия, ведь ближайший от Читы нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) находится в Ангарске на удалении более чем в 1 100 километров. Но это не совсем так. В самой Иркутской области, в сердце которой непосредственно находится НПЗ, цены на топливо выше, чем в соседней Бурятии. Парадокс. Всё дело в наличии представительств вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В республике есть самая крупная розничная сеть «Бурятнефтепродукт», контрольный пакет акций которой в своё время был успешно продан «Роснефти» – это и есть ВИНК, внутри которого цена формируется без максимальных накруток и зачастую ниже биржевой стоимости. Таким образом, «Бурятнефтепродукт», представленный множеством АЗС по всему региону, может в розницу торговать по более низким ценам, чем конкуренты. В Иркутске тоже есть дочка ВИНКа, но её охват несопоставим с Бурятией, поэтому цены на рынке Приангарья выше.

В Забайкалье дела обстоят ещё хуже. Основным продавцом ГСМ в крае (по доступности для потребителей) является ПАО «Нефтемаркет», которое не относится к ВИНКам, а работает, грубо говоря, само по себе. Соответственно и торгуется компания на бирже, а также закупается оптом у иных поставщиков (не в Роснефти). Нужно ли говорить, что ценник разительно отличается, а учитывая перевалку топлива, транспортировку до АЗС по региону и прочее, розничная цена получается такой, какой мы её видим сегодня. Более того, в Чите цены на заправках «Нефтемаркета» ниже экономически обоснованных, так как в краевом центре велика конкуренция. Поэтому в районах, где зачастую «Нефтемаркет» является доминирующим хозяйствующим субъектом, цена на их топливо выше, чем в Чите. Но и она является убыточной для компании. Так, по основному виду деятельности – продаже бензина и дизтоплива на АЗС – «Нефтемаркет» по итогам 2017 года получил убытков на сумму около 13 миллионов рублей, и только за счёт торговли в магазинах, транспортных услуг и услуг хранения смог выйти в небольшой плюс. Нужно учитывать и тот факт, что компания (в отличие от многих конкурентов) работает на обычной системе налогообложения и за прошлый год принесла в бюджет разных уровней около 212 миллионов рублей.

– Я не собираюсь защищать «Нефтемаркет», но замечу лишь одно, что последние 3 года экономические показатели работы компании снижаются. Но если компании вдруг не станет, заменить её на сегодняшний день будет некем, особенно в малонаселённых районах. В этом и загвоздка организации рынка в крае. Этим должна заниматься власть субъекта, особенно если она понимает, что организация рынка не соответствует потребностям населения. Думать должны все вместе: и заксобрание, и правительство. И в первую очередь нужно заниматься районами, развивать там конкурентную среду, чтобы в районы заходили новые хозяйствующие субъекты, а муниципальная власть этому бы способствовала. Нужно понимать, что мы (УФАС – ред.) не регулятор, мы не можем диктовать цену, а можем работать только в рамках законодательства, – подчеркнул глава краевого управления ФАС Евгений Минашкин.

Бензин, как лекарство

Для наглядности приведём пример. С января по начало декабря 2017 года рост стоимости бензина АИ-92 на бирже составил 13,5%. Закупочная цена увеличилась на тот же процент, а вот в рознице у «Нефтемаркета» этот процент за тот же период составил 8,9%. Да, он выше всякой инфляции, но ниже роста закупочной цены. По дизелю биржевой рост за то же время составил 25%, в рознице у нас – 15,2%. Отметим, что в Чите есть АЗС, связанные с Роснефтью, а точнее с её компанией ООО «РН-Востокнефтепродукт», и там цены действительно ниже, а рост их менее значительный. Но таких заправок всего шесть в регионе, три из них находятся в Чите.

Таким образом, УФАС может только констатировать, что цены на бирже растут, а рост акцизов в России запланирован на три года вперёд, начиная с января 2018-го (этот фактор роста забайкальцы почувствуют через несколько месяцев, когда топливо, купленное оптом по новой цене, прибудет в регион). Как видно из статистики, рост розничной цены не превышает, а даже наоборот ниже закупочной, поводов для реагирования ФАС нет. А вот сигнал для власть имущих на всех уровнях есть.

Однако не все согласны с тем, что полномочия ФАС настолько ограничены. Депутат краевого заксобрания Сергей Белоногов предложил пожаловаться на работу регионального УФАС главе федерального ведомства Игорю Артемьеву и президенту РФ Владимиру Путину. Уполномоченная по защите прав предпринимателей в крае Виктория Бессонова также попросила Евгения Минашкина активнее отстаивать принципы конкуренции, так как по сравнению с соседними регионами Забайкалье сильно проигрывает, в том числе из-за высоких цен на ГСМ. По данным бизнес-омбудсмена, только за прошлый год субъектов предпринимательской деятельности в целом в крае стало меньше более чем на 1 800 единиц. В связи с этим Бессонова предложила УФАС внести цены на топливо в список регулируемых, как, например, цены на жизненно необходимые лекарства. Наконец, фракция КПРФ в заксобрании решила не мелочиться и сразу направить от себя обращение в адрес президента России по поводу роста цен на бензин. К слову, глава государства в курсе сложившейся ситуации по стране. СМИ уже сообщили, что Путин пообещал поговорить на эту тему с главой УФАС Артемьевым, но при этом добавил, что, конечно, причину роста видит в повышении акцизов, которое необходимо для ремонта и строительства дорог.

Поэтому так – цены на ГСМ, вероятнее всего, продолжат расти, и никто, кроме правительства страны, повлиять на это не сможет. И единственной возможностью для Забайкалья хоть как-то нивелировать этот процесс может стать интенсивное развитие организации рынка ГСМ, которое возможно за счёт широкого присутствия в регионе филиалов ВИНКа. Региональным властям нужно налаживать взаимодействие с «Роснефтью». По словам министра территориального развития края Виктора Паздникова, в феврале представитель компании должен приехать на переговоры в Читу. И если уж смотреть на пример соседней Бурятии, то очевидно, что создавать структуру ВИНКа нужно на базе самой крупной розничной сети, которая, как мы помним, сегодня несёт убытки по основному виду деятельности. Как ни странно, по словам всё того же Паздникова, «Нефтемаркет», несмотря на все сложности, продавать свои акции «Роснефти» не собирается.

Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»