Витающий в денежных «облаках»
290 млн рублей при жесткой конкуренции отдал Тинькофф-банк за возможность приобрести 55% акций платежного сервиса Cloudpayments. Раскрытие этой суммы произвело большое впечатление на бизнес-круги. «Почему мне, забайкальцу, должны быть интересны финансовые игры в Москве?» - спросит кто-то из читателей. «Как бы столько же получить…», - протянут другие. Что ж, знакомьтесь – уроженец Читы и один из основателей того самого сервиса Дмитрий Спиридонов. Он рассказал Заб.ру, почему в столице покупают не компании, а «мозги», чем вредны «теоретики», мешает ли менталитет нашим землякам пользоваться интернет-новинками и, да, раскрыл секрет достижения заветной цели.
Сибирский характер до Москвы довел- Как Вы сменили забайкальскую столицу на российскую?
- Ну, если кратко о моей биографии, учился в читинской школе №38, затем постигал экономику и управление в ЗабГУ и МГУ. Первое место работы - продавец-консультант в компьютерном салоне «Офис 2000» в Доме книги ИП Гулина, потом - экономист в компании «Сибирьтелеком», далее - начальник отдела продаж в краевом филиале «Почты России» и коммерческий директор в компании «Slavel». На этой стадии в моей жизни и произошел переломный момент – отправившись на стажировку в Москву, понял, что это «мой» город – по темпу, по психологическому настрою, по перспективам. Оставил там сумку с вещами, вернулся в Читу, уволился и уехал. Уверен, что навсегда.
- Сложно ли было устроиться на работу после переезда?
- Несложно – кто ищет, тот всегда найдет. Вопрос в том, что ты можешь предложить. Сначала устроился менеджером продаж в компанию Binatone, затем – коммерческим директором в RBKmoney. В 2014 году вместе с партнером Константином Яном основали Cloudрayments (cloud – англ. «облако» - прим. ред).
- Как можете кратко описать суть этого сервиса?
- Мы упростили систему оплаты картами на сайтах и в мобильных приложениях до минимума «кликов», освободив пользователей от навязчивой, а порой и небезопасной бюрократии. Так же придумали инструменты, которых нет у коллег по цеху. Например, оплату внутри социальных сетей или Smart-recurrent (автоплатежи) – привязка карты, а потом безакцептное списание с напоминанием, с возможностью изменения в режиме онлайн и так далее.
- Ваш проект с «рождения» был везунчиком или ему приходилось пробиваться «через тернии к звездам»?
- Было не просто. Когда разрабатывали Cloudpayments, нам все твердили, что это никогда не будет востребовано. Когда требовались деньги, нам отказывали. Доходило до того, что мы с Константином брали потребительские кредиты, чтобы выплатить зарплату первым сотрудникам. А в итоге получился прорывной проект, аналога которому нет в России, и по сей день все конкуренты, включая аксакалов рынка, пользуются нашими разработками. Сейчас Cloudpayments – самый дорогой среди аналогов сервис, который работает локально в трех странах, и везде нам доверяют крупные партнеры. Это, конечно, очень приятно – доказать, что был прав, поверив в свою идею. Отличительная черта сибиряков – это упёртость.
- Если все так хорошо, почему потребовалось продавать акции?
- Скажу сразу - дело было не в деньгах. На тот момент мы уже всем всё доказали, достаточно зарабатывали и инвестировали сверхприбыль в улучшение сервиса, поэтому главный интерес заключался в опыте акционеров, новых возможностях для развития, с возможностью применения мощностей и инструментов банка в нашем сервисе.
- Предложение сразу родило спрос?
- Скажем так, Тинькофф с эффективным предложением и стратегией был третий, как говорится, бог любит троицу. Желающих купить долю в Cloudpayments было много – венчурные фонды, зарубежные инвесторы… Но мы с Константином приняли решение в пользу Тинькофф-банка, который очень грамотно вписался в наше видение будущего компании. Понравилось, что там тоже есть своя экспертиза, большое количество всяческих сервисов, мощная команда, возможность завернуть любую услугу в пакетное решение. Мы даже по духу близки. Правильность выбора подтвердила масса новых проектов, которые сейчас разрабатываем совместно.
- А полученные 290 млн рублей тоже были направлены на развитие компании или ими распорядились по-другому?
- Смотрите, первоначально «посевные» инвестиции – деньги на разворачивание компании - дал Titanium Investments. И у них была треть акций Cloudpayments. Тинькофф-банк полностью выкупил эту долю, за счет чего у нас сменился акционер. Остальная часть указанной суммы пошла на развитие сервиса.
В Чите принимать такие решения нельзя- И все же продан контрольный пакет акций – 55%. Не было опасений потерять возможность влияния на собственный бизнес после этой сделки?
- Понимаю, почему у вас возникает такой вопрос. В Чите точно принимать подобные решения нельзя, но в Москве другой уровень коммуникации в высших эшелонах топ-менеджмента. Все работают на бизнес, а эгоизм убирают подальше. Де-юре с Тинькофф-банком у нас сложный акционерный договор, согласно которому в оперативное управление и стратегическое планирование держатели контрольного пакета не вмешиваются. Де-факто – устная договоренность с Олегом Юрьевичем (Тиньков – владелец данного банка – прим.ред), который, кстати, тоже родился в Сибири, о том, что он не будет пытаться диктовать нам условия. Мы хороши в своем деле, банкиры – в своем, но у нас общий курс и взаимное использование компетенций. Они заинтересованы в нашем личностном развитии и развитии компании, инвестировали они, прежде всего, в людей. Ответ очевиден. Конечно, Тиньков может выкупить все акции, но пока конкретики в этом вопросе нет. Может, мы и не будем продавать акции успешного бизнеса.
- То есть, вектор развития сервиса по-прежнему в ваших с Константином руках?
- Конечно как стратегически, так и тактически. Потому что на венчурном рынке, прежде всего, покупают не компанию, покупают «мозги» и компетенции - команду, которая воплотила этот проект. Топ-менеджеры моего уровня, уровня Константина Яна, топ-менеджмента Тинькофф-банка – «люди штучного характера». Задача Тинкофф-банка сейчас – предлагать нам использовать их мощности, мотивировать для создания ноу-хау и создавать на базе банка новые сервисы и услуги.
- Что надо сделать, чтобы войти в число таких топ-менеджеров?
- «Пропахать» не одно десятилетие. У меня с работниками разговор всегда строится так: иметь свое мнение можешь только когда на цифрах доказал, что твои идеи верны. Потому что большая проблема нашего рынка – это «теоретики», у которых есть задумки, много рассуждений об их воплощении, но по прошествии времени не оказывается результата. Ну, не получилось у человека, звезды не сошлись… В индустрии электронной коммерции нашу «пятую точку» могут прикрыть только подтвержденные реальными цифрами успехи, признание партнеров и лояльность пользователей. Это и есть главный аргумент против навязывания бизнесу чьих-либо условий.
- Как обстоят дела с упомянутыми ноу-хау?
- Прекрасно. Планов – громадьё. Есть такие идеи, которые еще не реализованы нигде в мире. Мы их «обкатываем» еще в двух наших компаниях – в Европе и в Казахстане. Но подробнее пока рассказать не могу - чтобы не перехватили конкуренты.
- А из того, что можете озвучить?
- Самое свежее – опять же первыми в России совместно с корпорацией Google запустили дополнительный метод оплаты для пользователей с операционной системой Android - Google Pay, в 2017 году одними из первых запустили Apple Pay. Этот метод не требует ввода данных банковской карты. Следовательно, означает не только более оперативное осуществление платежных операций, но и то, что данные никуда не передаются, таким образом, личная информация остается надежно защищена. С одним партнером - по интернет-доставке цветов - в этом направлении мы уже работаем и сейчас подключим других. Кроме того, скоро запустим Samsung Pay. Потому что вся, по крайней мере, центральная Россия уже «живет» и покупает в смартфонах, Сибирский федеральный округ тоже растет по вовлеченности.
Моя-то оплата и что сделать 10 раз, чтобы получилось- Пользуются ли вашим платежным сервисом забайкальцы?
- На самом деле, все, кто живут справа от уральских гор, очень серьезно отстают от центральной России в плане использования новых финансовых инструментов. Если говорить конкретно о Забайкалье, то у нас «проблема кэша» (от англ. «cache» - «деньги, наличность» - прим. ред). Люди не понимают, что выгоднее платить картой и участвовать в различных акциях, которыми банки активно стимулируют своих клиентов - копить баллы, транспортные мили, получать скидки у торговых сетей-партнеров. Жители нашего края только-только начинают втягиваться и привыкать к этому, хотя стало больше тех, кто в день зарплаты не бежит к банкоматам – снимать всю наличность.
- С чем вы связываете такое отставание – с менталитетом или с финансовыми возможностями земляков?
- На первом месте, наверное, всё же достаток. Судя по тому, что я читаю в интернете, - не буду лукавить, переживаю за родной город и регулярно просматриваю местные новостные сайты, – периодически возникают проблемы с задержкой зарплат, в целом уровень благосостояния населения невысок. А когда денег нет, ты их не можешь потратить. Но также верно и то, что в регионе очень мало людей, которые стремятся постоянно овладевать новыми технологиями. Причем, во всех сферах. Например, читинские пенсионеры предпочитают торговать на улицах, а вот московские, наоборот, давно вышли в интернет и зарабатывают, продавая продукцию hand made. Очень многие жители столицы формируют подписку в продуктовых гипер-маркетах, и раз в неделю им на дом доставляют набор продуктов «по списку». То же самое с покупкой одежды, но ее чаще заказывают по месту работы. В Забайкалье многие предприниматели занимаются реализацией товара из КНР, а цены на аренду помещений и коммунальные платежи довольно высокие. При этом торговля у них фактически идет только в выходные, так как люди в будни не могут вырваться из офисов. Зачем тогда открывать несколько бутиков, если можно оптимизировать затраты, создав виртуальный интернет-магазин с доставкой?
- Что посоветуете тем, кто, может быть, вдохновившись вашим примером, захочет начать свое дело?
- Быть упертыми, верить в себя - это особенность читинцев - выживать (ахахаха), не бояться рисковать и не слушать сомневающихся «доброжелателей». Не надо 10 раз рассуждать, почему у тебя может не получиться - надо 10 раз попробовать, чтобы у тебя получилось. Это не наша теория, но она доказана нашей практикой.