Безопасность, утонувшая в рюмке
«Украл, выпил, в тюрьму. Романтика», - говорил один известный герой советского фильма. Но наш рассказ правильнее было бы начать с фразы: «Выпил, сел за руль, в тюрьму. И никакой романтики». Если раньше за вождение в нетрезвом виде можно было получить исключительно административное наказание, то с 2015 года за повторное нарушение предусмотрена уголовная ответственность. Попробуем разобраться, как это работает на практике и почему подобная мера не останавливает забайкальцев.
Неутешительная статистикаКогда знакомишься с данными официальной статистики, становится, мягко говоря, не по себе. Такое ощущение, что наша страна каждый год ведёт крупномасштабную войну, принося огромные человеческие жертвы. Так в 2017 году на дорогах нашей необъятной родины погибло 19 тысяч 88 человек. Для сравнения – обе Чеченские кампании, по разным данным, унесли около 9- 10 тысяч человеческих жизней. А тут в два раза больше. И это только за один год! Одной из главных причин специалисты как раз называют вождение в нетрезвом виде. В связи с этим нет ничего удивительного, что российское законодательство пошло в сторону ужесточения уголовного кодекса. Тем не менее, находящихся «под мухой» не сразу определят в места не столь отдалённые.
При первом задержании в нетрезвом виде за рулём или отказа от освидетельствования налагается административная ответственность, штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5 – 2 года. А вот если гражданин будет пойман повторно или же снова откажется от освидетельствования, то можно уже говорить о привлечении к уголовной ответственности. Правда действовать такая система будет только в течение года со срока привлечения. Срок прошёл – и всё по новой. Снова «административка» и снова в течение года угроза «уголовки» за повторное нарушение. Тут стоит сразу оговориться, что «тикать часики» начнут только с момента сдачи водительского удостоверения и уплаты штрафа. Пока этого не случилось, срок наказания не считается начавшимся.
Несмотря на то, что год только начался, количество привлечённых к уголовной ответственности за данное правонарушение остаётся стабильно высоким. За три месяца 2018 года в Забайкальском крае было возбуждено 389 дел за вождение в нетрезвом виде, из них 376 – уголовных. За 2016-2017 года в среднем за повторное пьяное вождение к уже уголовной ответственности было привлечено около 1 тысячи 500 человек ежегодно.
Неприятные последствияИ вот мы плавно подходим к уголовному наказанию. Повторное попадание в поле зрения органов правопорядка, как уже говорилось выше, грозит нерадивому водителю уголовной ответственностью. Провинившемуся грозит лишение прав, штраф в размере от 200 до 300 тысяч, обязательные работы сроком на 480 часов или принудительные на два года. А вот реальный срок, тоже до двух лет, можно будет получить после третьего нарушения.
– До реальных сроков действительно дело доходит не так часто. Для того чтобы суд посчитал, что человек заслуживает более сурового наказания в виде лишения свободы, он должен как минимум три раза попасться в пьяном виде. Первый раз – административное наказание, второй – уголовное, третий – тоже уголовное, но с отбыванием наказания в исправительных колониях. Как пример – в декабре прошлого года в Черновском районе суд приговорил мужчину к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима за вождение в пьяном виде. Но, несмотря на такую кажущуюся мягкость наказания – реальное лишение свободы только после неоднократного нарушения, уголовная ответственность, даже без лишения свободы, имеет много последствий, – сказал старший помощник прокурора Забайкальского края по взаимодействию со средствами массовой информации Евгений Синельников.
Поспорить с этим действительно сложно. Перво-наперво – судимость, тем более по уголовной статье, это сразу же проблемы с будущим трудоустройством. Многие ли работодатели будут разбираться в тонкостях уголовного кодекса и выяснять какая статья какому правонарушению соответствует? Будем реалистами – единицы. Соответственно, зачем кому-то неблагонадёжный работник, за которым глаз да глаз нужен? Кто бы что ни говорил, а «уголовка» – это клеймо на всю жизнь. Продолжаем «разбор полётов». Допустим, попались вы за вождением в нетрезвом виде второй раз и вас приговаривают к обязательным или принудительным работам. Пройти этот вид наказания на своём рабочем месте нельзя, а значит, придётся как-то решать этот момент с начальством – вот, дескать, не будет меня на работе пару часов в день. Или я буду отлучаться на протяжении двух лет… Не каждый руководитель одобрит такой «расклад», некоторые вполне могут указать «на дверь». Как известно, уровень безработицы сейчас высокий, а свято место пусто не бывает. К тому же описанные выше работы – это, обычно, работа в управляющих компаниях. Доверят вам метлу, а дальше с уютного и привычного своего рабочего места (всё-таки машины недешёвое удовольствие) – вперёд и с песнями на уборку улиц.
Но после того, как обязательные работы остались позади человек на протяжении 1,5-2 лет (3 года редкость) не может управлять никаким транспортным средством. От слова совсем – ни мопедом, ни трактором, ни маломерным судном, ни даже автокаром на складе. В последнем случае, будь добр – носи руками. А если работодатель закрывает глаза на запрет и впоследствии будет пойман сотрудниками ФСИН, которые контролируют соблюдения наказания, для него предусмотрены весьма солидные штрафы.
– За повторное вождение в нетрезвом виде у нас в крае на сегодняшний момент осуждено 18 помощников машинистов. Так как поезд – тоже транспортное средство, в депо были направлены письма, в которых говорилось, что согласно закону данные граждане не могут занимать эту должность. В итоге люди на срок лишения прав фактически потерял и работу. После этого он, конечно, сможет восстановиться, но этот год нужно чем-то заниматься, на что-то жить. А если разговор идёт о сельской местности или о пгт, где работы и так не много, то проблема становится более, чем актуальной, – сказал начальник уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Забайкальскому краю Александр Борисков.
Ну, и, конечно, в такой ситуации стоит подумать и о детях. В будущем если ваш отпрыск захочет пойти в силовые структуры или стать профессиональным военным, маленькая приписочка о том, что у его родителя была судимость, перечеркнет всего его планы. Тут не стоит обольщаться на счёт того, что есть срок, по прошествии которого судимость считается погашенной. В некоторых ведомствах на срок давности никто не смотрит. Так стоит ли рисковать своим и чужим будущим, ради сомнительного удовольствия прокатиться пьяным?
Недоработка законотворцевИ вроде бы всё складно да ладно. Система есть, она работает не первый год, и для нарушителей предусмотрено весьма солидное наказание. Но в этой бочке мёда есть всё-таки ложка дёгтя. Народ у нас, видимо, такой – надеется на русское авось. Ежедневно в Забайкальском крае задерживают от 2 до 12 пьяных водителей. На начало 2018 уже 1562 попались в нетрезвом виде, против 1479 в прошлом году. Это во многом связано с тем, что теперь сотрудники ГАИ могут останавливать водителей не только на постах. Да и камер стало в разы больше. Тем не менее, это не останавливает любителей выпить, а потом воплотить в жизнь фразу: «Какой же русский не любит быстрой езды».
Есть и недоработка, связанная именно с законодательной базой. Допустим, нарушителя поймали без прав. Кто же признается, что он ездит без них уже неделю? Сделает честные глаза и скажет, что вот, буквально час за рулём – из пункта А в пункт Б нужно было доехать. За это ему просто добавят в срок лишения прав один день. Не сильно-то страшно, правда? Да и до реального заключения раньше дела практически не доходили, однако сейчас, не без работы краевой прокуратуры, эта система начала переламываться. Возможно, более действенным было бы изъятие автомобиля после третьего или даже второго нарушения? Может быть, боясь потерять своё имущество, люди стали бы задумываться над тем, в каком состоянии они садятся на руль? А ведь уголовная ответственность сама по себе имеет крайне печальные последствия. Но, видимо, у людей, для которых рюмка водки или банка пива дороже и своего, и чужого будущего, мозг работает как-то по-другому. И понимать элементарных вещей они не хотят.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра" 11.05.2018