Сказочное Забайкалье или вот-вот заживём?
Правительство России 3 мая утвердило план развития Забайкальского края до 2025 года. Заб.ру уже кратко писал об этом, а губернатор Наталья Жданова рассказывала о проектах. Давайте же теперь развернём судьбоносное постановление правительства в единый текст, чтобы оценить масштабы и реалистичность задуманного. Программа действий состоит из 36 пунктов. Почитаем и помечтаем вместе.
В документе все мероприятия разбиты на два раздела. Первый называется «Мероприятия, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Забайкальского края», второй – «Мероприятия по созданию новых и развитию существующих объектов инфраструктуры Забайкальского края».
Русское гостеприимство за китайский счётБольшое внимание уделено госгранице с Китаем. Причём многое будет сделано за китайские деньги. Правительство России планирует заключить соглашение с правительством КНР «о создании приграничного пространства совместного взаимовыгодного экономического развития». Предполагается, что Забайкалье будет более тесно сотрудничать с автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян.
До 2025 года планируется создать новый пешеходный пункт пропуска «Забайкальск – Маньчжурия» и развить там туристическую инфраструктуру. Это позволит увеличить турпоток из Китая до полумиллиона человек в год. Соответственно и доходы от туризма вырастут – до 8,6 млрд рублей. Речь идёт о создании «трансграничного российско-китайско-монгольского туристического кластера» на территории Забайкалья.
До 2020 года поставлена задача перевести на круглосуточный режим работы грузовое направление автомобильного пункта пропуска Забайкальск. Тогда пропускная способность в этой точке границы вырастет до 300 тысяч человек в год. Грузовое и пассажирское направления будут разделены, а время прохождения туристов сокращено. В реконструкцию грузового направления вложат 800 млн рублей. Это, по замыслу, будет способствовать созданию благоприятных условий для развития ТОРа в Краснокаменске. Ещё один ожидаемый результат – комплексное освоение лесных ресурсов запада Забайкалья «Транс-Сибирской лесной компанией».
Другая интересная строчка плана – в 2019 году подготовить бумаги для строительства железной дороги от Забайкальска до аэропорта «Сицзяо» в Маньжурии. Предполагается, что будет сокращено до минимума время движения граждан России и Китая по маршруту Маньчжурия – Чита. А турпоток через железнодорожный пункт пропуска увеличится на 15 тысяч человек в год.
По плану, подписанному премьером Дмитрием Медведевым, Китай до 2021 года вложит 670 млн рублей в строительство автомобильного пункта пропуска Олочи. В будущем этот пункт пропуска станет не только грузовым, но и пассажирским. Рассчитывают на развитие въездного туризма и родственных обменов между жителями Забайкалья и китайского приграничья до 200 тысяч человек в год (район «Русское трёхречье»). К пункту пропуска Олочи реконструируют дорогу от Могойтуя и Сретенска. Кроме того, 200 млн рублей вложат в реконструкцию участка дороги «Чита – Забайкальск – граница с КНР». Поток транспортных средств здесь будет разделён, обустроят подъезд к грузовому терминалу пункта пропуска Забайкальск.
До 2020 года за 700 млн рублей реконструируют автомобильный пункт пропуска Староцурухайтуйский. Это позволит и ТОР в Краснокаменске сделать более привлекательным, и создать условия для освоения горнорудных месторождений юго-восточных районов, а также развить агропромышленный комплекс вдоль границы. Обо всём этом написано в постановлении правительства.
На границе построят зерновой жд-терминал в рамках проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай». Это должно обеспечить объём перевалки зерна в год до 8 млн тонн. В терминале единовременно будет храниться до 80 тысяч тонн зерна. Кроме того, до 2025 года в Забайкалье будет создан Амазарский промпарк (как российско-китайская зона торгово-экономического сотрудничества). В этом парке появится лесозаготовительный и лесопильный комплексы, целлюлозно-промышленный комбинат, а ещё производство талового масла, скипидара, дигидрокверцетина, мебели, половой рейки и паркета, фанеры, крафт-бумаги и активированного угля. Всё это приведёт к созданию 3 000 рабочих мест, ежегодные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят 2,9 млрд рублей.
Краснокаменск уже не «торт»… Но ещё и не ТОРСлавный город Краснокаменск сегодня, как известно, живёт почти на последнем издыхании. Срочно строится рудник №6, чтобы ППГХО не пришлось закрывать из-за бесперспективности – запасы урана истощаются. Создание территории опережающего социально-экономического развития пока не восхищает результатами. Власти хотят провести «диверсификацию бизнес-среды», говорится в постановлении, и создать новые производства в ТОРе. Это наряду со строительством рудника №6 «гарантирует уверенность в долгосрочном развитии Краснокаменска». В этом году утвердят комплекс мер по стимуляции притока инвестиций в ТОР «Краснокаменск».
Седьмой пункт плана, кстати, касается градообразующего предприятия ППГХО – планируется субсидирование процентной ставки по инвестиционному кредиту на строительство рудника №6. Это должно повысить привлекательность проекта для инвесторов. На строительство рудника в Краснокаменске привлекут 18,5 млрд рублей, причём 16 млрд рублей – внебюджетные средства. Это позволит «гарантированно обеспечить работу ППГХО до 2044 года с сохранением рабочих мест для 2 500 человек».
Растущее сельское хозяйствоЕсть в плане пункты и о развитии агропромышленного комплекса Забайкалья. Но они очень хитро сформулированы. Говорится, что до 2024 года планируется «утверждение комплекса мер, направленных на стимулирование строительства объектов агропромышленного комплекса». То есть, речь идёт не о самом строительстве, а об утверждении бумажек. И на это отводится 7 лет. Но, якобы, к 2030 году в Забайкалье объёмы производства сельхозпродукции будут следующие: зерно - 490 тысяч тонн, рапс - 300 тысяч тонн, картофель - 215 тысяч тонн, овощи - 41 тысяча тонн, скот и птица на убой в живой массе - 125 тысяч тонн, молоко - 360,2 тысяч тонн, шерсть - 3,5 тысяч тонн.
Помощь окажут племзаводу «Комсомолец», которому присвоен статус племенного завода по разведению овец забайкальской породы нерчинского типа. В ближайшие два года там планируется создать 22 высокопроизводительных рабочих места, вовлечь в сельхоз-оборот неиспользуемые земли под растениеводство. Объём инвестиций – 340 млн рублей.
До 2020 года в Забайкалье хотят решить проблему и с опасными болезнями животных (в частности, с ящуром), сократив очаги заболевания. В связи с этим будет совершенствоваться ветеринарное законодательство РФ. Цель – добиться того, чтобы мясо из Забайкалья можно было вывозить (сейчас из-за ящура это сделать проблематично).
И горная промышленностьЭкономика Забайкальского края во многом формируется горнорудной промышленностью. Её развитию посвятили несколько пунктов. Например, - создать условия для освоения Березовского железорудного месторождения. Включили в план и почти запущенный на полную мощность Быстринский ГОК. Его ввод в эксплуатацию – это почти 2 000 новых рабочих мест и плюс 16,7 млрд рублей налогов за 10 лет в бюджет края, отмечается в постановлении. Задача на текущий год - перевести земли, необходимые «Норникелю» для освоения полиметаллических месторождений юго-востока Забайкалья, из «лесного фонда» в «земли промышленности».
Поручено построить новые и реконструировать имеющиеся электросети, чтобы обеспечить техприсоединение горнопромышленных узлов Забайкалья (речь о горно-обогатительном комбинате «Наседкино», месторождениях «Зашуланское», «Чинейское» и других). Эти промышленные объекты в постановлении называют «опорными для наращивания экономического потенциала региона». Итогом станет создание рабочих мест и рост налоговых поступлений.
До 2021 года в Забайкалье планируется строительство высоковольтной линии 220 кВ протяжённостью 500 км. А также – увеличение пропускной способности БАМа и Трансиба до 300 МВт, что даст возможность техприсоединения Удоканского горно-металлургического комплекса. Инвестиции в электроэнергетику составят 8,5 млрд рублей. В списке работ и реконструкция подстанции Чара (для нужд Байкальской горной компании).
На территории региона будут произведены поиски высоколиквидных (то есть хорошо продаваемых) видов полезных ископаемых. Планируется прирост разведанных запасов урана, свинца, цинка, серебра, золота.
Экологически чистая водаСреди планируемых мероприятий по экологии – сокращение на 80% сбросов загрязняющих веществ в реки и озёра, строительство очистных сооружений. Кроме того, будут построены дамбы в населённых пунктах для защиты от наводнений более 35-ти тысяч жителей.
На реконструкцию и строительство очистных сооружений в Краснокаменске потратят 1,1 млрд рублей. Ещё столько же вложат в реконструкцию системы водоснабжения Краснокаменска.
В Чите до 2025 года запланировано строительство и реконструкция Сибирского и Смоленского водозаборов. Объём вложений – 2,7 млрд рублей. Это позволит обеспечить качественной питьевой водой 256 тысяч человек. Протяжённость реконструируемых водопроводных сетей составит 138 км, а уровень износа коммунальной инфраструктуры снизится до 40%.
Запланировано строительство станции очистки воды в Балее стоимостью 100 млн рублей. Это улучшит экологическую ситуацию и создаст благоприятные условия для жизни 10 тысяч человек. Кроме того, в Балее возведут очистные сооружения на 178 млн рублей.
Построить здесь здания здоровьяПо здравоохранению планы такие – построить 32 фельдшерско-акушерских пункта, восемь амбулаторий в районах и туберкулёзную больницу на 250 коек в Чите. Это до 2025 года.
Аэропорты и мостПланируется реконструкция читинского аэропорта. По прогнозам, до 2025 года на это потратят 2,8 млрд рублей, причём краевой бюджет не вложит ни копейки. Реконструкция должна привести к улучшению транспортного обслуживания и увеличению на 40 тысяч пассажиров в год объёма перевозок через аэропорт. Одна из целей реконструкции - «устранение риска выбытия аэропорта из состава национальной опорной аэропортовой сети в удалённом, стратегически значимом регионе РФ».
До 2025 года также запланирована реконструкция аэропорта Чара. На неё потратят почти 1,7 млрд рублей. Это нужно для поддержания «круглогодичной оперативной транспортной доступности севера Забайкалья», а также для создания условий для освоения Удоканского месторождения меди.
Среди прочего - реконструкция моста через Ингоду и путепровода через железную дорогу в Дарасуне (Карымский район) за 1,5 млрд рублей. Это нужно для обеспечения безопасного транспортного сообщения для жителей посёлка и всего района, поясняется в документе.
Культурная связьПочти миллиард вложат в реконструкцию драмтеатра в Чите. Работы планируют завершить до 2025 года. Почти 192 млн рублей по планам уйдёт на реставрацию Цугольского дацана, построенного ещё во второй половине ХIХ века. Уточняется, что это необходимо для сохранения объекта культурного наследия и для увеличения туристической привлекательности региона.
Помимо перечисленного, 664 млн рублей направят на организацию подвижной радиотелефонной связи в 101 приграничном населённом пункте Забайкалья. Тем самым обеспеченность связью в регионе составит 100%.
ИтогоОбщие суммы вложений до 2025 года в экономику Забайкалья сопоставимы с годовым бюджетом региона. Речь идёт об инвестициях в 42,7 млрд рублей. Из них краевая казна вложит лишь полмиллиарда, ещё 27,5 млрд рублей – это внебюджетные источники, а 14,5 млрд рублей – средства федерального бюджета. Деньги из Москвы, согласно постановлению, будут выделяться в приоритетном порядке.
Правительство Забайкальского края теперь ежеквартально до 15 числа соответствующего месяца обязано отчитываться перед Минэкономразвития России о ходе исполнения всего намеченного. А федеральное министерство, в свою очередь, раз в год до 15 марта будет сдавать отчёт в правительство России.
Таковы утверждённые планы развития Забайкалья до 2025 года. Как вы думаете, насколько они реальны? Вот-вот заживём в развивающемся регионе или это всё картинки «сказочного Забайкалья»?
Использовано фото с сайтов: www.liveinternet.ru/community/lj_zavodfoto/post408511097, aginskoe.ru, Chinasmack.com, avatanplus.com