«Чита превращается в город пенсионеров и чиновников»

Общество, 11:51, 23 августа 2018

Не секрет, что читинцы испытывают ряд трудностей, которые создали органы местного самоуправления. Немало случаев, когда власти в своих коридорах решают вопросы, наносящие ущерб городу. Создаётся впечатление, что генплан администрация даже не смотрит и не знает. Таким мнением с порталом Заб.ру поделился Заслуженный архитектор России Виктор Кулеш.

«Строительство микрорайона в сан-защитной зоне туберкулёзного диспансера – это преступление»

- Сейчас планируется строительство «микрорайона для медиков». Как вы к этому относитесь?

- Я так понимаю, «дом для медиков», который собирается построить министр здравоохранения в санитарно-защитной зоне туберкулёзного диспансера, - его принципиальная позиция. Какое-то профессиональное несовпадение – министр здравоохранения, строящий в санитарно-защитной зоне. По Генеральному плану города никакого микрорайона на данной территории нет. Это очередная «придумка», чтобы «пропихнуть» этот дом. Всё остальное: весь микрорайон, все названия – это всё «бабушкины сказки» для отвлечения внимания. В санитарно-защитной зоне строить нельзя! Во-первых, это лишает людей возможности проживания в комфортной среде. Во-вторых, санитарно-защитная зона представлена «залесённой» территорией. В нашем случае – это сосны. И никакого спора быть не может - зелень в нашем городе повсеместно надо сохранять, тем более сосны.

Против выступают и жильцы близлежащих домов. Я слежу за полемикой и обращаю внимание - жители вполне аргументированно требуют, чтобы незаконное строительство не осуществилось. Но министр здравоохранения непонятным образом получил в своё распоряжение этот участок, и непонятно каким образом в санитарно-защитной зоне был осуществлён отвод участка для какой-то организации. Этот отвод попросту незаконен. Тем более, строительство в данной санитарно-защитной зоне жилого дома.

Самое печальное - мы сталкиваемся с массированной дезинформацией. Есть разговоры о том, что противотуберкулёзный диспансер будет вынесен. Но подождите! Где документы?! Где проектная документация?! Где территория, на которой будет располагаться диспансер?! Идёт массированный обман. Притом, к великому сожалению, в этом начинает участвовать губернатор края. Я считаю, это неправильно. Мне кажется, Наталья Николаевна (Жданова – губернатор Забайкальского края – авт.) введена в заблуждение. Квартиры нужны абсолютно всем - о чём разговор? Потребность в жилье громадная. Причём здесь врачи, которые обязательно должны поселиться в санитарно-защитной зоне туберкулёзного диспансера? У них что, особый иммунитет? У них нет детей, родственников, которые не имеют отношения к врачебной деятельности, но всё равно должны будут находиться в этой зоне? Все ограничительные нормы завоеваны кровью, в данном случае – тяжелой болезнью. И так легкомысленно относиться к этому вопросу с позиции министра здравоохранения, на мой взгляд, – преступление.

Во-первых, совершенно необязательно, чтобы все медики жили вместе, они могут жить и в других местах. Почему нет поиска другого места? Что это у нас - последний оставшийся пятачок земли что ли? А вопрос стоит так: если вы не разрешите строить в этом месте микрорайон, значит, вы настроены против медиков. Но это же подтасовка. Ведь никто не против строительства дом для медиков.

- Почему тогда, на ваш взгляд, строительство решили осуществить именно там?

- Я понимаю почему. Ведь именно здесь есть все сети, центр, не надо сносить бараки, одноэтажные здания. Это очень выгодно для застройщика. Но эта выгода достигается за счёт существующих зеленых насаждений. Вот в этом и просматривается финансовая заинтересованность министра. Потому что когда вопрос непонятен – это вопрос в деньгах. Только так. И для этого придумывается какой-то микрорайон, придумываются какие-то совершенно немыслимые условия переноса медицинского учреждения. Что мы, не видим, что у нас другие медицинские учреждения ещё строить и строить?

А сейчас идёт перенос, борьба, чтобы открыть Давыдову путь для строительства дома, квартиры в котором он будет предлагать по ипотеке. Он же не будет даром их раздавать. У него их будут покупать. Я отношусь к этому вопросу предельно отрицательно, потому что вижу в нем нарушение градостроительной дисциплины, элементарный подлог, злоупотребление властью, участие в этом подлоге высшей власти - а это уже отдаёт коррупцией. Поэтому строительство здесь должно быть отвергнуто. Я считаю, что по служебной линии, за эту назойливую настойчивость, переходящую все границы, министр, если не должен быть снять со своего поста, то хотя бы должен получить хороший «нагоняй», хорошее порицание, потому что от народа он порицание уже получил.

Санитарно-защитная зона туберкулёзного диспансера, где планируется строительство «домов для медиков». Фото сделано 20 августа 2018 года

«Печальных последствий наводнения можно было бы избежать»

- Вы ранее говорили, что сравнивать читинскую инфраструктуру с западной - некорректно. Как в таком случае развивать город?

- Нам нужно изучать ситуацию, в которой мы живём, анализировать её, видеть достоинства, возможности, стараться по максимуму это использовать. Я считаю, что сравнение Читы с западом – некорректно и бессмысленно по своей сути. Это совершенно разные масштабы, разные возможности.

Когда человек показывает, что видел где-то какие-то ливневые колодцы… Мы же видим, как топит запад. Не получается у них справиться с водой, несмотря на технологические совершенства. Есть природные катаклизмы, которые не предусмотришь, которые, к сожалению, предотвратить невозможно. Но надо в этом случае городскому хозяйству всегда быть готовым к возможности скорейшей ликвидации последствий. Вот умение ликвидировать последствия стихийных бедствий – это то, о чём нужно заботиться.

- Что касается ликвидации последствий. По Вашему мнению, на каком уровне наши власти справляются с этим?

- Вот есть Генеральный план города, есть карта, есть схема инженерной защиты территории от опасных природных процессов… В чертежах показано, как может быть затоплен наш город. Только эти чертежи и прогнозы, мне кажется, городская власть даже не смотрит и не знает. Для неё то, что совершается – это что-то непредвиденное и необыкновенное. Хотя к этому надо готовиться. И чертежи Генерального плана предусматривают всё: направление стоков, строительство дамб и всего прочего. Но ориентация нашей власти на Генеральный план очень слабая.

- То есть, столь печальных последствий наводнения в Чите можно было избежать?

- Если бы с самого начала провели анализ, разработали мероприятия – можно было бы многих проблем избежать. Кроме того, интересная ситуация. Вот у нас есть ул. Хабаровская. Из года в год ее затапливает – машины едут по полколеса в воде. Уже давно нужно было поднять уровень, сделать канавы, сделать твёрдое покрытие, но ничего этого не делается.

Мы изучаем ошибки, чтобы повторить их в следующий раз. Это, к сожалению, становится системой, потому что город приходят возглавлять люди, которые его не знают. Вместо того, чтобы навести порядок в застройке города, призвать к порядку «самовольщиков» - они выдвигают предложение, чтобы «самовольщину» узаконить и начать брать дополнительные деньги. Да это копейки! А то, что мы зажимаем перспективу - в отдельных случаях даже пешеходу негде пройти – на это не смотрим. Нельзя подменить профессионалов, а у нас в городе при власти отсутствует архитектурный градостроительный совет.

Наводнение в Чите в июле 2018 года

«Чиновникам отдали город на кормление»

- Почему это происходит?

Потому что профессионалы могут быть против мнения отдельно взятого чиновника. Это чиновникам не нравится, им не хочется, чтобы их решения подвергали сомнению. Раньше проводились градостроительные конференции, оценивающие результаты проделанной работы, ставящие задачи на будущее, выявляющие проблемы города, ориентирующие всех участников градостроительного процесса на определенные задачи в нужном направлении. А сейчас это на протяжении многих десятилетий не делается. Им дали власть, а, значит, им «отдали город на кормление». Так нельзя управлять городом! Им можно управлять только в том случае, если есть опора на профессионалов. Поэтому и результаты у нас плачевные.

- Как вы относитесь к тому, что конкурс на составление Генерального плана города выиграла компания, уже сделавшая в предыдущем Генеральном плане ошибки?

- Я московскому «Гипрогору» не очень доверяю, ибо столько ляпов они делают, что я сомневаюсь в том, что это делали профессионалы. Я согласен, что директор, главный архитектор, главный инженер – профессионалы, а остальные кадры – это случайные люди. Такого не должно быть. Генеральный план должны делать коллективы, которые умеют завязать всё в одно целое. А здесь череда случайностей. Мне кажется, над Генеральным планом города должен работать местный проектный институт. Какие-то рекомендации, проекты планировок - надо пропускать через этот проектный институт, через коллектив, который на месте видит все «камушки, подводные течения». Вот тогда всё получится.

А в настоящий момент задумали хорошее дело – местные строительные нормы. Ведь у нас столько климатических зон, столько экономически разнообразных ситуаций, условий существования – желательно, чтобы каждому региону дали возможность свои нормы подкорректировать. Но что делается? Выбиваются деньги, и потом эти нормы поручают сделать специалистам из Волгограда. Те берут и продают нам практически те же нормы, которые сделали для Астрахани. Разве можно делать региональные нормы без научной базы, без опытной базы, без обоснования? Даже доверить это нам было бы правильнее, потому что мы существуем ни один десяток лет, у нас накопилось столько данных и положений, о которых в Астрахани слыхом не слыхивали. Там, в Астрахани, всё абсолютно другое. В итоге: деньги заплачены, бумаги получены, надо их утвердить, поскольку деньги уже ушли. Вот местные нормы и утвердились. Но пользоваться ими нельзя, поскольку они не пригодны для нас.

И пусть Генеральный план города делают компании из других городов, но местные проектировщики должны вносить свои коррективы. У нас управление архитектуры и градостроительства имеет в своём составе только одного архитектора. У него просто времени нет, чтобы вникать в каждую проблему. И нужно найти эту систему взаимоотношений главного проектировщика и субпроектировщика. А об этом никто даже думать не думает, и никто ничего не делает, потому что, видимо, всем интересен этот разнобой.

Причина убыли деятельного населения

- Почему, по вашему мнению, люди уезжают из Читы?

- Производственная база из города ушла, а новых предприятий не создаётся. Где Машзавод, Станкозавод, где КСК? Они уничтожены! Создаются какие-то торговые учреждения. Но нельзя же всё строить на торговле, потому что это не производство! Поэтому и происходит миграция населения. Идёт убыль деятельного населения. Чита становится городом пенсионеров и чиновников.

КСК. Фото сделано 22 августа 2018 года

"Машзавод" . Фото из архива Заб.ру

- Вернёмся к теме запада. Там активно развивается профессия «урбанист». Как вы считаете, почему эта специальность не востребована в России?

- Этот вопрос для меня новый, но я постараюсь ответить так, как я это вижу. У нас нет многих профессией, таких как семейный врач, персональный психолог. Не ходим же мы к нему. У нас менталитет такой. Психологические вопросы люди решают либо внутри себя, либо создавая себе условия для «разрядки». Я считаю, урбанист – это профессия, которая стоит «над». Он владеет особенностями социологии, техники, искусства. Это синтетическая, обязательно многогранная профессия. Она требует от человека и философского понимания развития общества, понимания, куда движется мир, куда движутся социальные взаимоотношения. И эта профессия включает знания человеческого общества с одной стороны, а с другой - знания его технических возможностей, перспективы развития.

Я думаю, что потребность в этих людях будет, это, безусловно, профессия будущего. Другое дело, что та система, в которой оказалась сейчас наша страна, наше общество, говорит о том, что на повестке дня у нас другие вопросы. И вопрос не в лучшем устройстве обществе, а в выживании.

Дмитрий Рыбак