Отсчёт самоубийств

Происшествия, 11:03, 28 сентября 2018

Аграрно-промышленный техникум, расположенный в посёлке Могойтуй Забайкальского края, не так давно стал известен на всю страну. Причина – череда самоубийств, жертвами которых стали его учащиеся. Ещё до выяснения всех обстоятельств некоторые общественники и представители СМИ забили тревогу. Мол, самоубийства являлись не случайностью: за ними стояли приверженцы набившего оскомину движения АУЕ. При этом данное образовательное учреждение в сложившихся обстоятельствах с лёгкой подачи борцов за правду и вовсе приобрело статус чуть ли не рассадника вселенского зла. На деле же всё оказалось куда прозаичнее.

Ушли добровольно

Отправной точкой в этой истории с самоубийствами стал конец января 2018-го. Тогда, по информации источника нашего издания в правоохранительных органах (уполномоченные органы пока не разглашают подробности этого дела – авт.), счёты с жизнью свёл студент могойтуйского аграрно-промышленного техникума. Однако произошла эта трагедия не в стенах учебного заведения, а в доме, где проживал покойный. Одной из причин, толкнувших парня на столь отчаянный поступок, стала потеря близкого человека. При этом какая-либо криминальная составляющая в данном случае отсутствовала. Парадокс, но спустя некоторое время аналогичная ситуация повторилась – 27-го марта из жизни ушёл ещё один выпускник того же техникума. Предыстория вкратце такова: после получения диплома юноша продолжил жить в здании студенческого общежития. Ему разрешили там остаться, пока он не подыщет себе работу по специальности и не обретёт собственный дом (покойный был из неблагополучной семьи – авт.). Как утверждает наш источник, на совершение суицида его никто целенаправленно не подталкивал. Предположительно, причиной оказались проблемы в семье.

К сожалению, серия самоубийств на этом не закончилась. 1-го апреля 17-летняя девушка, бывшая учащаяся техникума покончила c собой в комнате общежития. Известно, что покойная состояла на учёте в наркологическом диспансере, поскольку в столь юном возрасте уже нередко злоупотребляла спиртными напитками, а также за ней числилось не одно дисциплинарное нарушение. В свою очередь каких-то выраженных проблем с психикой, которые бы свидетельствовали о склонности подростка к суициду, ранее никто из компетентных специалистов не выявлял. Отметим, что после случившегося на место происшествия незамедлительно выехала оперативно-следственная группа из краевого центра. В ходе проведения расследования её представители обнаружили записку, которая была написана девушкой накануне своей смерти. Суть «прощального послания» сводилась к тому, что та ушла из жизни добровольно, без чьей-либо помощи. Конечно, эти слова не стали для сыщиков истиной в последней инстанции – они детально отработали все версии. В результате всё, что связано с криминалом, отпало. Естественно, данные о мотиве поступка покойной сотрудниками правопорядка сейчас официально не разглашаются. Что же касается того, почему экс-студентка находилась в здании общежития, то здесь ситуация выглядит следующим образом: за несколько дней до инцидента её отчислили из техникума, но при этом выселять из комнаты сразу не стали, дали время на сборы.

«Чёрный» список самоубийц пополнился снова ровно через 18 дней. На этот раз в него попал уже не бывший учащийся, а студент второго курса. Почему он расстался с жизнью доподлинно неясно. Но, опять же, фактов, свидетельствующих о том, что его кто-то намеренно довёл до суицида, выявлено не было. Добавим, что труп 16-летнего парня нашли поздним вечером в одном из корпусов на территории техникума. Там же была обнаружена и предсмертная записка, в которой он попрощался с родственниками и попросил в своей смерти никого не винить. Именно этот инцидент и произвёл эффект разорвавшейся бомбы в медиапространстве: сначала на региональном, а потом и на федеральном уровне. Некоторые общественники и представители СМИ заговорили о том, что вышеупомянутые события не были случайными, а являлись закономерностью, имеющей в своей основе криминальную подоплёку (большинство версий такого рода выдвигались до выяснения описанных выше обстоятельств суицидов – авт.). Мол, подростки совершили самоубийства не добровольно, а их, возможно, подтолкнули к этому сверстники из числа приверженцев движения АУЕ (арестантский уклад един – авт.), которых якобы в стенах техникума было немало. В частности, те всячески над ними издевались и вымогали у них деньги, а руководство образовательного учреждения закрывало на такие вещи глаза. Как итог – печальные последствия в виде четырёх смертей.

Забайкальский «Сайлент Хилл»?

Крайней попыткой изобличить «беспредел», творящийся в техникуме, стала статья, опубликованная на сайте газеты «Московский Комсомолец» под названием: «Дом мертвых детей». В материале со ссылкой на общественницу из Могойтуя, некую Александру Демиденко, утверждалось, например, что скончавшуюся в апреле девушку жестоко избивали, якобы заставляли посещать «явочную» квартиру с мужчинами, а в один из дней избили в момент, когда на территории образовательного учреждения находились правоохранители и заместитель министра образования региона Евгений Егоров. Помимо этого, там красочно описывались и другие факты избиений и вымогательств, совершённых в отношении учащихся, замалчивание указанных проблем со стороны преподавательского состава и так далее. Вот выдержка из статьи: «Этой весной в поселке Могойтуй Забайкальского края при загадочных обстоятельствах один за другим скончались четверо ребят. Еще нескольких с трудом удалось спасти. Полсотни получили травмы. Забайкальский техникум стал похож на призрачный город «Сайлент Хилл», где почти невозможно выжить. Как будто некая злая сила заставляет детей жестоко избивать друг друга, уходить в алкогольные запои, совершать побеги и умирать. Любые попытки расследовать трагичные случаи пресекаются, а их инициаторов запугивают. Местные шаманы обещают очередную волну смертей в новом учебном году». Ещё одно не менее резкое обвинение столичных журналистов, основанное на словах всё той же общественницы Демиденко, заключалось в том, что после череды трагедий некоторых особо разговорчивых студентов представители руководящего состава якобы насильно помещали в психиатрическую лечебницу, чтобы те не взболтнули чего лишнего об истинном положении дел в учебном заведении сотрудникам контролирующих органов.

В общем, вывод из статьи напрашивается сам собой – техникум погряз в преступности, а самоубийства подростков являются следствием этого. В реальности эти аргументы выглядят не очень убедительно, поскольку в учебном заведении прошла уже не одна череда всевозможных проверок, а также совещаний для выработки мер по стабилизации ситуации, участие в которых принимали представители правительства региона, минобразования, минсоцзащиты, минздрава, прокуратуры, правоохранительных органов и администрации Могойтуйского района. В ходе этих мероприятий информация о возможных фактах жестокого обращения со студентами (со стороны преподавателей), а также о фактах вымогательства у студентов, не нашла своего подтверждения. Впрочем, аналогично дела обстояли и с самоубийствами: никаких свидетельств того, что они произошли с лёгкой подачи ауешной братии, обнаружено не было. При этом поставить эти официальные заявления под сомнение трудно, ведь история с погибшими студентами имела повышенный общественный резонанс, и, соответственно, её расследованием занимались высококвалифицированные специалисты из разных, независимых друг от друга структур. Однако определённое количество нарушений в рамках минувших проверок в техникуме всё-таки вскрылось, но они не являлись результатом какого-то масштабного заговора. Например, сотрудники прокуратуры установили, что администрация учреждения не обеспечивала учёт и расследование фактов получения некоторыми студентами телесных повреждений в соответствии с установленным порядком. Подобные повреждения могли быть не только плодами насильственных действий, но и несчастных случаев. В конечном итоге семь виновных должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, а ещё три должностных лица привлекли к административной ответственности, назначив им крупные штрафы.

Напомним, что похожая ситуация с детскими суицидами, когда непроверенные слухи затмевали здравый смысл, наблюдалась в ноябре 2017-го. В тот период в посёлке Могзон Хилокского района четыре школьницы попытались свести счёты с жизнью. Благо, что никто из них серьёзно не пострадал в физическом плане, а вот «увечий» морального характера они само собой не избежали. Две девочки чуть было не отправились на тот свет после намеренного отравления неизвестными препаратами. Оставшиеся же не смогли довести свои планы по уходу из жизни до логического завершения, так как им помешали сделать это сторонние лица. В народе вину за случившееся отчасти возложили на администраторов «групп смерти» в социальных сетях. Люди полагали, что это они «промыли» головы подросткам. На практике же всё оказалось куда прозаичнее: инциденты не были связаны между собой, а причины их возникновения крылись в семейных неурядицах.

Материал опубликован на сайте газеты «Экстра»