Последний из «Пивзаводских»
На прошлой неделе Забайкальский краевой суд огласил приговор последнему участнику ОПГ «Пивзаводские», который в течение восьми лет находился в федеральном розыске. На этом фоне «Дело№» решило вспомнить криминальную историю одной из самых влиятельных группировок Забайкалья и рассказать о том, сколько всего злоумышленников, шагавших под её знамёнами, пытались спастись бегством от правосудия.
Под судейской «крышей»?Напомним, по версии следствия, организованная преступная группировка «Пивзаводские» была создана весной 2003 года в Борзе ранее судимыми Игорем Шевцовым и Романом Киберевым. В дальнейшем, внутри ОПГ были образованы три структурных подразделения. Также была разработана система поощрения и наказания участников, создана единая преступная касса – «общак». В течение пяти лет бандиты грабили, вымогали деньги, занимались угонами автомобилей и уничтожали чужое имущество. При этом для большего устрашения своих жертв они применяли огнестрельное оружие. Вдобавок ко всему члены группировки занимались приобретением и хранением наркотических средств, преимущественно марихуаны. Отметим, что в послужном списке банды значится огромное количество тяжких и особо тяжких преступлений. Среди них, например, разбойное нападение и завладение автомобилем «Toyota Land Cruiser Prado» стоимостью свыше 1 миллиона рублей. Незаконное проникновение в квартиру путём взлома входной двери и похищение из неё крупной суммы денег. Вымогательство у индивидуального предпринимателя 70 тысяч рублей и угон у него же иномарки. Похищение 103 голов овец с причинением ущерба сельскохозяйственному кооперативу «Победа» в Балейском районе на сумму около 300 тысяч рублей. Поджог автостоянки в Борзе. И это далеко не весь список криминальных похождений банды.
Возмездие настигло «Пивзаводских» осенью 2009 года. Всего в банде на тот момент числилось около 30 человек. К слову, перед законом злоумышленники ответили, благодаря усилиям сотрудников региональных УМВД и УФСБ. Как ни странно, но правоохранители на уровне района к победе над представителями ОПГ не имели практически никакого отношения. Интересный факт: жители Борзи и других населённых пунктов, где бесчинствовали бандиты, были уверены, что их и вовсе умышленно покрывали долгое время тамошние стражи порядка и служители Фемиды. Тогда по этому поводу люди даже написали обращение в адрес президента РФ. Вот выдержка из него: «На протяжении последних 10 лет председателем Борзинского городского суда была судья по фамилии Демченко, являющаяся родной сестрой одного из лидеров группировки «Пивзаводские». Именно этим и объясняется многолетняя неуязвимость этой банды. Маленький пример из жизни: в 2005-ом была угнана престижная иномарка. Совершенно случайно она была обнаружена в гараже судьи Демченко. Казалось бы, комментарии излишни. Но нет. Её влияние на местное ОВД оказалось сильнее, чем закон. Задним числом была оформлена аренда гаража судьи подставному лицу, а в милицию явился лжеугонщик, который написал явку с повинной. На этом дело было закрыто. А вот то, что весь город знал, что угон совершил родной брат судьи, никого не волновало». Однако было это правдой или нет, неясно до сих пор, каких-либо дел в этом направлении не возбуждалось.
От прошлого не убежишьВ декабре 2013-го участники ОПГ, наконец, были осуждены Забайкальским краевым судом. Лидер банды Игорь Шевцов получил 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Двадцать пять его подельников были приговорены к лишению свободы на срок от 8,5 до 15 лет. Трое членов группировки получили условные сроки, а один был оправдан. Уголовное дело занимало более 70 томов и рассматривалось свыше двух лет. По нему проходило 70 потерпевших. Что примечательно, на этапе расследования один из «Пивзаводских», который вздумал заключить досудебное соглашение со следствием и дать показания против своих соратников, отправился на тот свет. С мужчиной расправились его же приятели: они имели связь с криминалом, но официально не состояли в вышеупомянутой банде. Пятеро мстителей избили предателя битами и палками, после чего нанесли ему смертельный удар ножом в грудь. Далее убийцы попытались скрыть следы преступления – тело и орудия убийства они спрятали в канализационном колодце, а брызги крови на стенах в квартире, где произошла расправа, забелили.
Избежать наказания пять лет назад удалось лишь двум злоумышленникам из этой шайки. Одни из них, некий Алексей Парыгин, который являлся активным участником группировки, во время предварительного следствия подался в бега. От правосудия он скрывался вплоть до мая 2015 года. Ему инкриминировали похищение человека, вымогательство, разбой и незаконный оборот оружия. По данным правоохранителей, Парыгина задержали в Санкт-Петербурге. Там всё это время он проживал по поддельным документам. После задержания молодчика сразу же этапировали в Забайкалье. В 2017-ом суд в отношении него вынес суровый приговор. Вторым в списке беглецов оказался Владислав Горюнов, который внутри ОПГ всегда был на последних ролях. Как сообщает прокуратура региона, первый раз бандит был задержан органами следствия в январе 2009-го, после чего ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако через год меру пресечения мужчине изменили на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Этим-то обстоятельством он и воспользовался. Желая избежать уголовной ответственности, Горюнов скрылся от следствия и суда, в связи с чем был объявлен в федеральный розыск. Только в мае 2018 года он был задержан на территории Алтайского края.
– Из предъявленного обвинения следует, что злоумышленник участвовал в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений в составе преступного сообщества «Пивзаводские». В частности, он принимал участие в совершении разбоя, кражи, незаконного оборота наркотических средств и незаконного оборота оружия и боеприпасов. При этом в суде обвиняемый пояснил, что, находясь в розыске, он встал на путь исправления, трудоустроился, обрёл семью и преступлений более не совершал. Вину он признал частично, вместе с тем, государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме, предоставив служителям Фемиды исчерпывающие доказательства. При вынесении приговора 11 сентября суд учёл малозначительную роль подсудимого в совершении преступлений, а также стремление к социальной адаптации и назначил ему наказание в виде 4 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, – отметили в пресс-службе краевой прокуратуры.
Материал опубликован на сайте газеты «Экстра»