«Тришкин кафтан» читинских дорог

Авто, 09:01, 30 сентября 2018

«Круги по воде» от летнего наводнения в Забайкалье будут расходиться еще очень долго. Регион, где не хватает денег на плановые ремонты дорог, оно накрыло девятым валом финансовых проблем. А пока местные власти ждут очередного транша из федерального бюджета, отчаявшееся население пытается что-то предпринять своими силами. И дело не только в том, что до первого снега остаются считанные дни, не в калечащих автомобильные внутренности колдобинах… Жители Ивановки всерьез опасаются за жизни детей, которых автобусами возят в школу и в детский сад на ГРЭСе. Потоки воды разворотили дорогу, смыли насыпной мост и обрушили половину трассы между этими читинскими поселками.

С лопатами – на выход?

Заручиться поддержкой чиновников жители Ивановки попробовали на сходе 25 сентября. В местной начальной школе собралось около 20 человек. На вопрос, почему так мало, пояснили: «Не в первый раз просим. Не верят люди, что им помогут».

- Нам говорили, что к 1 сентября дорогу Ивановка – Застепь - ГРЭС сделают, сметы готовы, а она как была разрушена, так и осталась, - предъявили свои претензии представителям комитета городского хозяйства организаторы встречи.

В ответ убаюкивающе прозвучало: «гидротехническое сооружение между Ивановкой и Застепью, а также автодорога по проезду Кутузовский - от федеральной трассы до Застепи - вошли в зону ЧС», «как вы правильно сказали, сметы и расчеты готовы», «администрация города совместно с правительством Забайкальского края направили заявку на финансирование работ по восстановлению данных объектов», «как только поступит финансирование, работы будут выполнены», «за счет города их осуществлять нельзя, это будет нецелевое использование бюджетных средств».

Впрочем, последнее можно было и не подчеркивать. Все равно нет в читинской казне таких денег, уточнил начальник дорожно-транспортного управления Александр Павлов. На восстановление Кутузовского проезда требуется свыше пяти млн рублей, дороги Застепь-Ивановка – трех млн рублей. Всего же июньские ливни «смыли» более 80 участков дорог и 2 моста общей стоимостью порядка 108 млн рублей.

- Нас не волнует, когда эти деньги придут! - вспылила одна из женщин. - Как нам сейчас быть? У меня внуки ездят в школу и в садик в Застепи. Трасса вся разбита. Мы можем своих детей лишиться, не дай Бог, потом с кого спрашивать?

- Вы сейчас какой ответ хотите услышать? – невозмутимо отреагировал Павлов.

- Мы хотим действий, - поддержала односельчанку другая участница схода. - Сейчас все «зависнет» в Москве, потом – у вас в администрации, пока деньги придут, пока конкурс… Я вчера смотрела, как через этот ручей автобус шел – на 20 см в сторону и он «ляжет». Это же человеческие жизни!

Продолжение диалога показало – действительно, «люди не верят», поэтому пришли на встречу «не с пустыми руками». Во-первых, отчитались, что благодаря депутату Владимиру Иванченко минимальная отсыпка гидросооружения уже произведена. Во-вторых, рассказали о спонсорах, которые готовы отгрузить еще скальника.

- От вас нужна техника – грейдер и погрузчик, разрешение восстановить переправу и убрать возле нее запрещающие проезд знаки. С 1 октября в дачные кооперативы «Ручеек» и «Станкостротель» перестанет ходить автобус №131. Уличного освещения нет. Как будут проживающие там около 200 семей добираться по темноте через этот разрушенный мост до остановки в Ивановке? – попыталась донести до чиновников необходимость оперативного реагирования перевозчик Надежда Попова.

Она посетовала на то, что несколько дней звонила в администрацию с просьбой выделить грейдер, а в ответ получала лишь пояснение: в наличии не имеется. «Вся техника расписана», - подтвердил представить комитета. Тут люди не выдержали и начали предлагать друг другу варианты – попросить мини-погрузчики на керамическом заводе или в психиатрической больнице, собрать «кто сколько может» с каждого двора на оплату работ, «в конце концов, самим выйти с лопатами». Последнее предложение представителей городской власти воодушевило, и Павлов выразил надежду на то, что эта «замечательная идея» не останется «только на словах».

Сам он, оказывается, в силах помочь только выездом специалиста по мостовым сооружениям, который оценит, можно ли эту временную переправу соорудить. Все остальное, надо думать, остается за жителями, которым привлекать спонсоров к работе «никто не запрещает».

«Там где буря прошла…»

- Это дорога сообщением Ивановка – Застепь, - показывает на след от бурливших летом на окраине поселка потоков воды Надежда Попова. – Здесь двигался маршрутный транспорт, люди возили детей в детский сад и в школу.

Сейчас к заборам по обе стороны от водруженных на вершине пригорка бетонных блоков жмутся объездные пути. По ним пылят машины, рискуя сбить внезапно выскочившего из-за угла пешехода или животное.

Июльское наводнение, по словам женщины, окончательно размыло грунтовую поверхность, которая и так требовала грейдирования после каждого ливня. Того же самого жители ожидают и после ее отсыпки за федеральные деньги, ведь Александр Павлов четко пояснил: ни о каком асфальтировании речи быть не может, дорогу восстановят в прежнем виде.

О попытках водителей преодолеть этот участок свидетельствуют колеи глубиной около 20 сантиметров. Мимо них пробираемся к ручью, который во время ливней буквально разметал по камням переправу. Запрещающий знак сигналит, что проезд закрыт, но некоторые машины это не останавливает.

- О чем говорить, если во время наводнения люди вынуждены были ходить вот по этой лестнице над потоком воды? - наша провожатая кивает на переброшенную между трубами деревянную конструкцию. – Бабушки с сумками, мамы с детьми... Ужас, как страшно было!

На скрепленных дощечками бревнах неприятно стоять даже сейчас – обмелевшее русло, словно в напоминание о былом могуществе, обнажает вывернутые из насыпи ребра балок. До воды как минимум 1,5 метра и встретиться с ощерившимся камнями дном собственными ребрами совсем не хочется.

Дальше нас ждут километры «лунного пейзажа», раскинувшегося между Ивановкой и Застепью. Причем, некоторые «кратеры» приходится объезжать по обочине встречной полосы.

Вокруг – залитые солнцем осенние поля, которые особенно хорошо просматриваются с одной из возвышенностей. Правда, лавируя между выбоинами на ее вершине, даже в салоне приземистой легковушки невольно переключаешься на мысль о том, как бы не рухнуть в стелющуюся внизу золотую траву. Мысленно перенесясь в ПАЗ, я поняла, почему ребенок одной из участниц схода слезно просил маму не отправлять его завтра в школу.

- Работаю на этом маршруте 15 лет, и дорогу никто не делает, - утверждает Надежда Попова. – Я неоднократно привозила сюда специалистов из комитета. Только фотографировали. А один вообще заявил, что по пятибалльной шкале может поставить «четверку».

Подъезд к Застепи встречает однополосным движением – половина дороги клочьями асфальта разметана по вымытому грунтовому основанию. От рваного края под бетонный пунктир и колеса проносящихся автомобилей ползут трещины.

- Пустой ПАЗ весит 7 тонн, - констатирует перевозчик, чьи автобусы ежедневно перевозят 80 детей. – А рядом карьер и здесь постоянно ходят груженые КамАЗы, хотя у них есть «техническая» дорога. Каждый раз едем и не знаем – обвалится или выдержит. Но другого выхода сейчас ни у меня, ни у жителей поселков, нет.

Приходите вчера

На следующий день после схода в Ивановку правда приехал специалист по мостовым сооружениям. Однако, рассказывая Заб.ру об этом визите, Надежда Попова с трудом подбирала слова.

- Первым вопросом его ко мне и к председателю ТОС был: нет ли у нас трубы для пропуска воды на ручье. Затем констатировал, что буквально вчера у администрации города закончился договор на аренду грейдера и погрузчиков. После чего начал повторять слова своего начальства про сметы и транши из Москвы, в итоге выяснилось, что ничем нам помочь не может, - возмутилась она.

Получается, пока господин Павлов выступал перед жителями, объясняя, что «такой ситуации в Чите давно не было», поэтому распределять технику по самым «провальным» дорожным объектам приходится «практически в ручном режиме», у администрации истекали последние часы контракта на те самые грейдер и погрузчики, которые так ждали в Ивановке? Кстати, расписывая работу городской власти после наводнения, начальник управления очень к месту упомянул «латание тришкиного кафтана».

- Понимаю, что это ваша боль, но точно такие участки, если не хуже, находятся в других районах города, - вещал Александр Павлов.

При этом привел пример: некие читинцы уже восстановили своими силами смытый мост и теперь спокойно ждут, когда временное сооружение заменят капитальным.

- Еще раз попыталась связаться с дорожно-транспортным управлением 28 сентября, - отметила Надежда Попова. - Там ответили, что один грейдер есть, но его нечем заправить. Я объяснила, что это не проблема - оплатим ГСМ и работу, попросила выделить только технику, но мне так и не перезвонили.

Окончательно убедившись, делом чьих рук является спасение утопающих, жители поселка во главе с депутатом и перевозчиком самостоятельно собрали деньги, договорились о найме техники и планируют не только восстановить переправу, но и пройтись грейдером по всем улицам Ивановки.

Неужели для столицы края решение проблем за счет людей стало нормой? Чтобы выяснить это, редакция обратилась в комитет городского хозяйства с информационным запросом.