Худеющий кошелек

Экономика, 14:42, 27 ноября 2018

Первая попытка 21 ноября утвердить бюджет Забайкальского края на 2019 и два последующих года в законодательном собрании не увенчалась успехом. Официальная версия – необходимость уточнить объёмы дотаций из федерального бюджета. Но мы-то знаем, что это не так. За бюджет отказались голосовать фракции коммунистов и либерал-демократов, а по новому раскладу у единороссов большинства голосов в региональном парламенте уже нет.

Экономика растёт, а бюджет хиреет

Ну, оппозицию можно понять, что бы ей ни объясняли руководители региона. Как это так получается: бюджет не может удовлетворить даже самые насущные потребности населения, 17 законов, предусматривавших кое-какие льготы для людей и прочие задачи по финансированию важнейших направлений экономики, замораживаются, а проект бюджета – на тебе! – свёрстан профицитным. Возмущению коммунистов не было предела. А фракция ЛДПР, возможно, и хотела бы проголосовать за него, да руководство партии не разрешило. Надо искать компромисс – задача не из лёгких.

Но вот что бросается в глаза при более внимательном изучении пояснительных материалов к бюджету. Сам главный финансовый документ имеет не прогрессивную, а регрессивную тенденцию. А вот прогноз социально-экономического развития Забайкальского края более чем оптимистичен и говорит об уверенном росте экономики на три последующих года. Ну, судите сами. Даже первоначальные доходы на 2018 год были заложены в бюджет в размере 52,4 миллиарда рублей (а по прогнозу к концу года доходов должно быть больше). При этом на 2019 год в проекте бюджета заложен только 51 миллиард, а на два последующих года и того меньше – 47,7 и 49,6 миллиарда рублей.

Расходы тоже скукожились. На 2018 год они были заложены в краевой бюджет в размере немного больше 53 миллиарда рублей, а на 2019 год – только 50,6 миллиарда. Куда девались почти 2,5 миллиарда рублей? На два последующих года – соответственно 46,7 и 47,8 миллиарда рублей. Зато профицит на эти годы сохраняется. Он пойдёт на погашение кредитных долгов, коих немало – около 30 миллиардов рублей. Только в 2019 году надо потратить из бюджета на обслуживание госдолга 1,3 миллиарда рублей.

Ну, кому понравится, что мы не увеличиваем бюджетные назначения из года в год, а сокращаем их, да ещё призываем дружно проголосовать за это безобразие. Объяснения стандартные, повторяющиеся из года в год и набившие оскомину: дескать, если не проголосуем за этот бюджет – не получим от федерального центра обещанных дотаций и прочей милости.

Но встаёт сакраментальный вопрос: а почему вместо прогресса у нас планируется такой резкий регресс показателей? Заглянем в фундамент бюджетных доходов – то есть в прогноз экономического развития Забайкалья на три последующих года. А там всё в порядке – уверенная поступь экономики. Валовый региональный продукт края, начиная от 2018 до 2021 года, по прогнозу будет расти ежегодно от 1,2% до 2,4% к предыдущему году. Правда, в 2019-ом он почему-то замедлился до 1,1% (трудно сказать – почему), но потом резко пошёл вверх. Прогноз промышленного производства и того пуще – заложен рост от 5% до 6% ежегодно. Даже сельское хозяйство, которое наиболее рискованная отрасль для любого прогноза, и оно показывает прогнозный ежегодный рост от 0,7% до 1,9%. До 2,9% заложен в прогноз и рост оборота розничной торговли.

Ну, можно порадоваться оптимизму чиновников (очевидно, главная скрипка тут принадлежит Минэкономики региона), но почему же тогда при таком росте экономики мы наблюдаем серьёзный спад показателей доходов и расходов краевого бюджета? Может быть, в региональном Минфине сидят сплошные пессимист, которые даже из уверенно растущей экономики не могут извлечь дополнительные доходы и планируют сплошной спад? Создаётся впечатление, что правая рука не знает, что делает левая.

Но, думается, здесь просто кроется хитрая политика региональной власти. Как всегда, она надеется на федеральные дотации и желает сыграть на искусственно создаваемой бедности. Вот, дескать, посмотрите, какие мы бедные, подайте копеечку побольше – сами-то мы не можем заработать. И даже вхождение в ДФО, как видим, разработчикам краевого бюджета оптимизма не прибавляет – до 2021 года ничего хорошего они от этого не ждут.

Для людей планируется безнадёга

Только что мы были свидетелями совещания с членами Госсовета в Крыму, которое проводил Владимир Путин. Хорошо говорил: «средних показателей по больнице» нам не надо, необходимо, чтобы все люди на себе почувствовали улучшение жизни. Говорил и про необходимость прорывных тенденций в качестве жизни людей.

Так вот, если взглянуть на прогнозы в социальной политике Забайкальского края, то речи не только о прорывных тенденциях, но и вообще о мало-мальских движениях вперёд, не найдём. Реальные денежные доходы населения у нас на все последующие три года планируются на уровне 1%. Зато среднегодовой индекс потребительских цен заложен от 3,1% до 4,2%. И не факт, что он не будет больше. Даже уровень безработицы планируется в стагнирующем состоянии – в размере 1,5% на все последующие три года. Что уж удивляться снижающейся рождаемости у нас в крае и увеличивающейся миграции. Уже в текущем году численность населения по прогнозу составит 1 миллион 69 тысяч человек, что меньше, чем было в 2017-ом.

Не будем загружать читателя цифрами – все данные есть в открытом доступе на сайте Заксобрания края. Но анализ бюджета на три последующих года показывает, что ждать улучшения своего положения в данный период населению не приходится. А объяснений, почему так складывается, от руководителей нашего края нет. Это показали и прошедшие публичные слушания бюджета, от которых власть отсекла публику.

Как на всё это посмотрят депутаты Заксобрания края при дальнейшем обсуждении бюджета – принимать-то его всё равно придётся. Но в каком виде?

Использовано фото с www.olesya-emelyanova.ru