Читинский аэропорт. Я бы назвала его именем Бекетова
Аэропорт… С него начинаются перемены в жизни – командировки, отпуска, переезды, новые встречи и знакомства. Именно воздушная гавань встречает тех, кто впервые прибыл в Забайкальский край. Именно она становится сладким приветствием для тех, кто прилетел домой. По сути, аэропорт – визитная карточка города и региона. Их по нему, как по одежке, встречают… 11 ноября стартовал общенациональный проект «Великие имена России», где жителям нашей страны предлагалось переименовать 47 самых крупных аэропортов своей необъятной Родины. К сожалению, международный аэропорт Читы «Кадала» по условиям программы не попал в проект. Однако корреспондент Заб.ру решила выяснить, как бы хотели наречь читинцы воздушную гавань столицы Забайкалья.
А наречем его…Общенациональный проект «Великие имена России. Время признаний» предложил жителям всех уголков страны присвоить 47 самым крупным аэропортам Российской Федерации международного и федерального значения с совокупным пассажиропотоком более 170 миллионов имена известных соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России, в том числе получивших мировое признание. При этом деятельность обладателей имен-претендентов должна быть связана с литературными, музыкальными, художественными и другими культурными достижениями, научными и географическими открытиями, военными победами, общественными преобразованиями, промышленным и экономическим развитием. Имена-победители, которые в дальнейшем будут присвоены подходящим под условия проекта воздушным гаваням, определяются путем народного голосования. Итоги будут обнародованы 4 декабря.
На мой взгляд, очень важно, что в положении о конкурсе организаторы отметили: «приоритетным критерием выдвижения имен претендентов в каждом конкретном городе или субъекте России должна быть их историческая связь с данной территорией». Ведь в каждом регионе есть свои любимые и значимые для него личности.
В соответствии с новым указом президента Владимира Путина, присвоенное объекту имя выдающегося деятеля «не является составной частью установленного наименования географического объекта» и не влечет за собой изменения уже установленного наименования. Предполагается, что присвоение имен будет осуществлять президент по представлению правительства. В свою очередь, предложения о присвоении имён географическим объектам должны будут вноситься в правительство Общественной Палатой по итогам общественных обсуждений.
Но вернемся к читинскому аэропорту. Мне, как журналисту и человеку, болеющему авиацией, немного обидно, что забайкальцы не смогли принять участие в проекте и выбрать имя для своей родной воздушной гавани. Почему?
Авиационный крайНачнем с того, что у Забайкалья интересная и насыщенная авиационная история. Именно в Чите в 1904 году для усиления боевого потенциала наших войск в русско-японской войне на месте, где в настоящее время располагается аэродром «Черемушки», по распоряжению императора Николая была сформирована 4-я воздухоплавательная рота. Она стала первым в России воздухоплавательным подразделением, которое выполняло реальные боевые задачи в военных условиях.
Здесь же, в Чите, в 1910-м состоялся первый в Забайкалье и второй в России показательный полет пилота-самоучки Ивана Виноградова на самолете французского производства «Блерио». Летательный аппарат пилот посадил на тогда еще строящийся ипподром Читинского бегового общества, где сейчас располагается Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев и часть микрорайона Октябрьский. Это было значимое событие для российской и для международной авиации. В связи с этим в 2004 году памятную табличку с надписью «Именно в этом районе в августе 1910 года читинский механик, пилот-самоучка Иван Виноградов совершил первый полет в Забайкалье на самолете «Блерио» установили на ныне действующей Читинской государственной заводской конюшне с ипподромом им. Х. Хакимова. Так регион решил увековечить вклад «простого мужика» в развитие авиации.
Отдельного внимания заслуживает факт создания в 1938 году в Чите 30-й школы пилотов-истребителей. Располагалась она на аэродроме «Черемушки». Одним из первых учеников школы стал летчик-герой Алексей Маресьев, больше известный как герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Вместе с ним осваивал летное искусство и будущий герой СССР Григорий Онискевич, чьим именем в забайкальской столице названа улица.
А вообще, у «Черемушек» своя захватывающая история. Или как вам тот факт, что когда-то на единственном в России, располагающемся на территории города озере Кенон когда-то был гидроаэродром? Так и хочется закричать от восторга: «С ума сойти!»
Хочется вспомнить имя Марии Геталло, которая была парашютисткой в читинском аэроклубе. Ушла на фронт, где тогда еще молоденькую девушку зачислили в экипаж пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Самолет применялся на суше и над морем, выступал в роли тяжелого истребителя и «разведки». Машина не для девочек! В 45-м под Берлином самолет был сбит. Пилот и штурман погибли, Мария спаслась, но осталась без ног. После войны Мария Геталло вернулась в родной город.
...Или первого дипломированного пилота России Михаила Ефимова, попавшего в Забайкалье «по распределению» и совершившего в 1910 году первый в России рекламно-демонстрационный полет.
В Чите много улиц с имена известных летчиков-героев – Виктора Рахова, Григория Онискевича, Николая Горбунова, Алексея Брызгалова… На территории города три действующих взлетно-посадочных полосы – аэропорта «Кадала», военного аэродрома «Черемушки», спортивного аэродрома ДОСААФ. И у каждой свой жизненный путь, своя летопись.
На территории Забайкальского края базируются четыре авиационных эскадрильи – армейской, штурмовой и истребительной авиации. У каждого из них также своя интересная история. Например, штурмовую авиацию края уже нельзя отделить от монгольской истребительной эскадрильи «Монгольский арат», истребительному полку недавно присвоили звание «Гвардейского».
Хочется рассказывать еще и еще… Жаль, что объемы и задачи статьи не позволяют.
Слово забайкальцамНо вернемся к проекту «Великие имена России. Время признаний».
20 сентября 1932 года в Чите была создана аэростанция, где производился технический осмотр и заправка самолетов бензином, маслом и водой. Экипажам были созданы условия для отдыха. Полеты тогда выполнялись на участках Москва-Иркутск/Хабаровск-Владивосток. Двумя годами позже открылась прямая воздушная трасса Москва-Владивосток через Читу. «Кадалой» - аэропорт стали называть в советские времена по топонимическому признаку. Поселок, где пустила корни воздушная гавань, был одноименным, поэтому никого не удивило, что новую авиаструктуру окрестили именно так.
И немного фактов, сыгравших огромную роль в становлении и развитии аэропорта:
- 1952 год - построено новое здание аэровокзала;
- 1953-1959 годы - читинские авиаторы уже выполняют международные рейсы в Китай и Корею;
- 1980 год – запущены прямые рейсы по маршрутам Чита-Омск-Москва-Омск-Чита и Чита-Новосибирск-Москва-Новосибирск-Чита;
- 1993 год – началась реконструкция аэропорта в соответствии с программой развития тогда еще Читинской области и Удоканского месторождения;
- 1994 год – введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса, соответствующая международным нормам ИКАО и предназначенная для обеспечения полетов воздушных судов нового поколения отечественного и зарубежного производства. Тогда же закончена реконструкция здания международного аэровокзала и читинскому аэропорту присвоен статус международного;
- 2003 год – отмечается прирост внутренних авиаперевозок.
За период с 2005 по 2015 год количество обслуженных в аэропорту пассажиров выросло с 118 077 до 313 793. Ежегодный прирост пассажиропотока в среднем составил 10,6%.
Сегодня аэропорт может принимать все современные воздушные суда. Возможности «Кадалы» позволяют обслуживать до 240 рейсов в сутки на воздушных судах типа Boing- 737 и Airbus-320. Инфраструктура обеспечивает выполнение полного спектра услуг для авиакомпаний и пассажиров.
Для того, чтобы узнать, как читинцы относятся к проекту и под каким именем хотели бы видеть наш аэропорт, я вышла на улицы города. Отмечу сразу, о «Времени признаний» знали немногие, поэтому приходилось «развивать мысль» буквально на ходу. Итак, за день, выделенный для опроса, удалось побеседовать с 60 забайкальцами. Вот результаты!
Именем: джазмена Олега Лундстрема – 8 человек; нерчинского купца, владельца сереброплавильных заводов Михаила Бутина – 4 человека; актера Александра Михайлова – 4; декабриста Никиты Муравьева – 9; основателя Сибири Ермака Тимофеевича – 1; именем погибшего забайкальского матроса Алдара Цыденжапова – 3; актера Юрия Соломина – 7; известного снайпера Семена Номоконова – 10; конькобежки Людмилы Титовой – 1; поэта Георгия Граубина – 2; летчика Григория Онискевича – 4; основателя города Нерчинска Петра Бекетова -7; космонавта Владимира Титова – 4. Кстати, я бы, пожалуй, тоже предложила имя Петра Бекетова. Тогда еще 1 голос за него.
На вопрос «Почему вы хотели бы поддержать проект «Великие имена России. Время признаний» Читинка Евгения Протасова ответила, что «переименование аэропорта позволило бы обратить внимание на историю края, города. Кому то, возможно, это стало приятным открытием». Местный житель Дмитрий Александров считает: «Было бы интересно. Имя известного культурного или исторического деятеля более на слуху у россиян. Декабристов знают практически все. «Кадала» – не дает представления об истории и культуре края. Даже называя, например, собеседнику из Красноярска, что в Чите аэропорт имени Петра Бекетова, уже можешь заинтересовать его - «а чем так дорог Забайкалью Бекетов, что решили аэропорт назвать его именем?» Агинчанке Баире Дондоковой «было бы просто приятно, если бы главный забайкальский аэропорт носил солидное имя». Татьяна Ерофеева из Балея считает, «если бы наш аэропорт участвовал, большинство жителей высказали бы свое мнение».
- В общем, это было бы свежо и полезно для нас стать частью масштабного российского проекта. - убеждена она. - Это могло бы сплотить забайкальцев, узнать много нового об истории и именитых людях нашего края». Сложно не согласиться с опрошенными!
Почему я из всего услышанного выделила эти четыре мнения? На мой взгляд, они убедительны. Подобные проекты и площадки должны появляться в жизни россиян. Это уникальный шанс вспомнить историю своего региона и рассказать о ней другим.
P.S. Всего несколько часов осталось до окончания голосования на сайте. Возможно, какие-то воздушные гавани из 47 участвующих совсем скоро обретут новые имена. В утвержденный финальный список конкурса вошли 124 кандидата разных исторических эпох и родов деятельности. Пока самая высокая активность отмечается в разделе аэропорта Симферополя – всего за него проголосовали почти 212 тысяч человек. Тюмень, Уфа, Самара, Мурманск, Минеральные воды также сошлись в грозных баталиях.