Чиновник на детекторе
Хамство чиновников приобрело такие масштабы, что даже в верхних эшелонах власти предлагают тестировать их на предмет гуманизма, сострадания, сочувствия и человеческого отношения к гражданам с использованием детектора лжи.
Ты меня уважаешь?Депутаты Госдумы, как мы знаем, в настоящее время озабочены собственным реноме: они почти единогласно приняли в первом чтении закон, карающий за критику органов власти в «неприличной форме» и отсутствие к ней должного уважения. Всё, что неприлично – это, конечно, нехорошо. Но, как выразился один из депутатов той же Госдумы Сергей Иванов, «порой очень трудно сдержаться, чтобы найти в отношении представителей власти приличные слова». Тем более, сами чиновники, представители власти, по мнению автора статьи, нередко не очень-то заботятся о приличии. В общем, сакраментальный русский вопрос «ты меня уважаешь?» принял в нашем обществе политическую окраску и стал актуален как никогда.
Вот скажите, можно ли прилично отозваться о заместителе председателя правительства Забайкальского края Аягме Ванчиковой, которая на важном заседании может прямо из президиума рявкнуть: «Это что здесь происходит? Какой район, какое учреждение? Здесь, вообще, что происходит? Вы можете выйти и покинуть совещание. Еще одно движение в зале, и будем разговаривать в другом формате». Что имела в виду под «другим форматом» и «ещё одним движением» строгая чиновница – трудно сказать. Если ненормативную лексику, то допускать её нужно, конечно же, за закрытыми дверями и без журналистов. Возможно, именно такой формат избрала однажды эта чиновница, когда с совещания по вопросам строительства жилья для детей-сирот удалила журналистов. Мы это можем допустить с большой долей вероятности, поскольку кроме ненормативной лексики, никакой другой причины удалять журналистов и делать из общественно значимого вопроса секрета просто нет.
Кстати, теперь уже бывший коллега Ванчиковой Дмитрий Кочергин, отвечавший за аппарат администрации губернатора, проявил верх бюрократической изобретательности, софизма и свойственного ему бюрократического таланта в письменном ответе одному из оскорблённых общественников Евгению Корневу, возмущённому вольным поведением названной чиновницы. Общественник-то что хотел? Он предложил в своём открытом письме губернатору края дать оценку неэтичному поведению чиновницы. На что Дмитрий Кочергин, перечислив десяток разных постановлений, решений и инструкций, ответил оскорблённому общественнику следующее: «Кодекс этики и служебного поведения гражданских государственных служащих Забайкальского края… не распространяется на лиц, замещающих гражданские должности Забайкальского края». Почему?! – воскликнет обескураженный гражданин края. Да потому что, делает вывод Дмитрий Кочергин, «устав Забайкальского края не содержит в себе требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края».
Ну, раз устав не содержит… Кто бы сомневался: кодекс этики относится к кому угодно, только не к чиновникам Забайкальского края, которые вправе и хамить, и грозить, и посылать…
Тест на состраданиеА вот спикер Госдумы Вячеслав Володин, оказывается, зело обеспокоен поведением чиновников. В недавнем интервью одному изданию он предложил тестировать последних… на гуманизм. Законодателям следует рассмотреть вопрос, отметил он, о введении психологических тестов при приеме на работу в органы власти. Тесты, считает Володин, должны подтверждать наличие у кандидатов способности к состраданию. Подобные исследования, по мнению депутата, могут определить у чиновников и парламентариев наличие таких качеств, как человеколюбие, восприимчивость к чужой боли и способность сопереживать.
Его горячо поддержал депутат Госдумы от Забайкальского края, врач-психиатр Николай Говорин. Более того, Николай Васильевич предложил использовать при этом новые технологии, в частности, детектор лжи. Как говорится, в духе времени. «Чтобы определить качества, которые при сознательном опросе можно скрыть, - сказал в одном из интервью Николай Говорин, - и исследовать самые неоднозначные составляющие психики: характер и потребностно-мотивационную сферу личности, которая определяет, ради чего человек достигает ту или иную цель - нужно использовать современные психологические технологии. Их много, например, всем известный детектор лжи. Главное, чтобы их обоснованность и пригодность для современных реалий были подтверждены широким кругом экспертов».
Мысль, конечно, интересная. Однако, представляется, что детектор лжи здесь не требуется. Стоит посмотреть на декларации чиновников и депутатов, чтобы и без детектора понять, что «потребностно-мотивационная сфера» абсолютного большинства их выражается в материальной основе и разного рода льготах и привилегиях. Иначе давно бы уже приняли полноценный закон о коррупции, прогрессивной шкале налогов и запрете для госслужащих иметь собственность за границей, а не отвлекались на всякого рода абсурды в виде закона об уважении к себе и запрете на «неприличную» критику властных структур.
Кстати, депутаты так и не объяснили, что они подразумевают под неприличной критикой. По мне, например, очень неприлично для представителей власти иметь зарплату от полмиллиона до двух миллионов рублей в месяц в то время, когда в стране 20 миллионов людей живут за чертой бедности, средняя зарплата составляет примерно 40 тысяч рублей, а пенсии – 13 тысяч. У большинства граждан - и того меньше. Глядя на это, действительно, трудно подобрать приличные слова критики и испытывать уважение к представителям власти.
Даже если упомянутый закон будет принят, а детектор лжи начнёт работать на полную катушку.