Скандальный ремейк «от создателей «Криминального чтива»

Общество, 23:02, 8 февраля 2019

Знаменитый актёр Лиам Нисон признался, что в юности намеревался убить темнокожего и немедленно стал объектом масштабной травли. Скандал уже привёл к тому, что официальную мировую премьеру нового фильма Нисона «Снегоуборщик» отменили. Картину оставили без «красной дорожки», но в прокат она вышла. В том числе добралась до двух кинотеатров Читы, и на поверку оказалась крайне странным ремейком. Стоит ли идти в кино — разберёмся ниже, а сначала обратимся к скандальной истории с расизмом.

В начале февраля в одном из интервью Лиам Нисон, застрявший в последнее время в амплуа сурового мстителя, рассказал, что однажды сам испытал острую жажду мести, а потому знает насколько это разрушительное чувство. Британский актёр поведал историю, произошедшую ещё в семидесятые. Его любимую девушку изнасиловали. И это сделал негр. Никаких примет кроме цвета кожи пострадавшая не запомнила, и полиция не сумела найти мерзавца. Одержимый желанием отомстить Нисон дошёл до того, что начал бродить вечерами по кварталам с пабами, надеясь на стычку с первым попавшимся афробританцем.

Новостные агентства пересказывают слова актёра как попало. Так что давайте обратимся к первоисточнику — злополучному интервью газете The Independent (перевод ресурса inosmi). Вот четыре цитаты, которые наделали столько шума:

«Я бродил по улицам с дубинкой, надеясь на какой-нибудь инцидент — и мне стыдно в этом признаться. Это продолжалось около недели, наверное, я надеялся, что какой-нибудь [тут Нисон показывает жестом кавычки] “чёрный ублюдок” выйдет из бара, привяжется ко мне из-за чего-то, понимаете? Тогда я мог бы, — очередная пауза, — взять и убить его».

«У меня ушла неделя, недели полторы на то, чтобы пережить это. Она спрашивала: “Куда ты идешь?”, а я отвечал: “Просто прогуляться”. Понимаете? “Что-то случилось?” “Нет-нет, все в порядке”».

«Это было ужасно, ужасно, когда я вспоминаю, как вел себя, — говорит он. — Я никогда не признавался в этом, а теперь говорю об этом журналисту. Не приведи Господь».

«Но это стало для меня уроком, в конце концов я подумал: “Что ты, черт побери, творишь?”, понимаете?»

Увы, с пониманием возникли проблемы. Истеричная волна возмущения захлестнула США. Обвинителей не волнует, что дело происходило 40 лет назад, и что Ниам сделал своё признание в порыве раскаяния и с осуждением самой идеи мести, которую он в том же интервью назвал «первобытной потребностью». Нет. «Отвратительный расист! Он хотел убивать чёрных! Разве такое должно сойти ему с рук?», - вопят они в соцсетях и на многочисленных ток-шоу. Причём, демонстративно истерят не столько афроамериканцы, сколько белые. Среди чёрных как раз есть выступившие в поддержку артиста. К примеру, Вупи Голдберг, которая заявила, что Лиам не расист и многие на его месте испытали бы те же чувства. А вот белые знаменитости поддерживать не спешат. Понимают, чем это для них чревато.

Сам Нисон предпринял уже несколько попыток оправдаться. В том числе заявил, что не является расистом, что хотел «вступиться за близкого друга таким средневековым способом» и, поступил бы аналогично, если бы насильником был белый. «Если бы она сказала, что это ирландец или шотландец, британец или литовец, то я знаю, я точно знаю, что эффект был бы таким же. Я хотел показать свое достоинство, вступиться за свою дорогую подругу в таком ужасном средневековом стиле», - уверяет актер.

Но вразумить жаждущую крови публику словами не выйдет. Любые оправдания воспринимаются как слабость и только распаляют агрессию. В либеральном западном обществе явно вызрела потребность в демонстрации силы, а, следовательно, и потребность во враге. За любое неверно сказанное слово тебя тотчас объявляют «токсичным» и предают безжалостному остракизму. Когда-то в схожей ситуации побывал допустивший антисемитские высказывания Мел Гибсон, но он отделался сравнительно легко. Нынче времена изменились. Кевину Спейси, которого обвиняют (без суда) в сексуальных домогательствах, уже выдали «волчий билет»: вычеркнули из претендентов на премию Bafta, разорвали ряд контрактов, а Ридли Скотт вырезал его из фильма «Все деньги мира», пересняв сцены с другим актёром.

В конце января в сексуальных домогательствах к подросткам был обвинён режиссёр «Богемской рапсодии» Брайан Сингер. И пусть сам Сингер называет все обвинения выдумками и клеветой журналиста, который «странно одержим» им больше 20 лет, это уже ничего не меняет. Даже если ложечки найдутся... Режиссёра объявили «токсичным», и все тотчас шарахнулись от него, как от зачумлённого. Теперь не стоит даже надеяться, что «Богемская рапсодия» возьмёт «оскар» за лучший фильм, хотя ещё месяц назад её шансы были невероятно высоки.

Лиама Нисона осатаневшая от ханжеского гнева толпа жаждет наказать самыми изощрёнными способами. Идея заменить его другим актёром в уже снятом и выходящем на экраны в июне фильме «Люди в чёрном: Интернэшнл», на фоне иных предложений, кажется даже гуманной. Но самое печальное в этом, что, проглотив очередную жертву, либеральная общественность не насытится. Аппетит приходит во время еды. Аутодафе — проверенный веками способ сплотить толпу, и глупо не эксплуатировать его в политических целях. И эскалация всей этой охоты на ведьм неизменно продолжится. А подыскать подходящее обвинение не так уж проблематично: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Про скандалы на этом всё. Поговорим уже о свежей премьере. Не знаю, как вы, а я сознательно избегаю до похода в кино изучать чужую критику и, по возможности, не смотрю видео-трейлеры, которые в наше время умудряются пересказать содержание фильма процентов на восемьдесят. Иногда из-за такой щепетильности попадаю в нелепые ситуации. Вот и на этот раз. Признаюсь, само название и жанр фильма вызвали у меня некоторые ассоциации, но лишь на третьей минуте сеанса я окончательно осознал, что смотрю ремейк норвежского фильма «Дурацкое дело нехитрое», вышедшего ровно пять лет назад.

Само собой, весь дальнейший просмотр превратился для меня в сравнение оригинала и репродукции. И сравнение выходило, мягко говоря, не в пользу последней. Ещё большее удивление ждало меня уже дома, когда, наконец, полез гуглить и выяснил, что снимал ремейк режиссёр оригинальной картины Ханс Петтер Муланд. История Голливуда знает не менее десятка подобных примеров. И в большинстве случаев авторам не удаётся превзойти собственную же раннюю работу. Так вышло и на этот раз, несмотря на полностью аналогичный сюжет, более солидный бюджет, в мельчайших деталях воспроизведённые сцены и даже титры идентичные.

В оригинале фильм 2014 года «Дурацкое дело нехитрое» называется Kraftidioten. Насколько мне известно, по-шведски (один из двух официальных языков Норвегии) это можно перевести как «власть идиотов», а по-датски (часть персонажей фильма – датчане) — это что-то вроде «сукин сын». В англоязычном прокате название сменили на «В порядке исчезновения». Сказать, что это прям шедевр, язык не поворачивается, но на ресурсе iMDb рейтинг картины 7.2 из 10, что очень высоко. Зрителям напряжённый триллер с элементами чёрной комедии понравился. И мне тоже. Нынешний американский ремейк называется Cold Pursuit, что переводится как «Холодное преследование». Но наши прокатчики, как водится, проявили креативность и придумали название «Снегоуборщик».

В центре сюжета стареющий мужчина, работающий на огромном снегоуборщике и расчищающий заносы на подъезде к маленькому курортному городку в горах. По нелепой ошибке местный наркокартель убивает его сына – невиновного, но работавшего в аэропорту вместе с проштрафившимся перевозчиком кокаина. Пожилой отец в отчаянии чуть было не сводит счёты с жизнью, но в итоге решается мстить убийцам и собственноручно устраняет троих. В руководстве наркокартеля решают, что это действует конкурирующая этническая наркомафия и в наказание демонстративно убивают сына её главаря. После этого мстить за своего сына начинает уже наркобарон. И логика у него простая и древняя: ребёнка за ребёнка. А у лидера первого наркокартеля как раз подрастает маленький сын...

Сюжет если и не банальный, то не слишком выдающийся. Однако то как решены многие ситуации, сколько в картине разных необычных находок и образов, метафор и аллюзий – заслуживает почтения. Особую роль играет циничный юмор, которого достаточно для того, чтобы некоторые критики называли этот психологический триллер «чёрной комедией». К сожалению, в первом норвежском фильме исполнено всё это было куда более изящно и убедительно. А ремейк вышел чрезмерным, утрированным, местами откровенно ненатуральным.

Этническая мафия в норвежском фильме была не то албанской, не то сербской, а в американском варианте это представители племени коренных индейцев. Со всем сопутствующим колоритом. Приезжающий издалека профессиональный киллер в первом фильме носил кличку «китаец», но на деле был японцем из Дании. В ремейке он превратился в негра из южных штатов по прозвищу «эскимос». Неполиткоректная шутка про суши в результате сменилась на шутку про эскимо в шоколаде. Злого юмора много в обоих фильмах. Но в ремейке он гораздо более нарочитый, дерзкий и трагикомичный. Чего стоит один только момент, когда индейцы заселяются в отель, а девушка на ресепшне спрашивает резервировали ли они... Кстати, фамилия главного персонажа в оригинале была Dickman, а в ремейке стала Coxman, что в обоих случаях повод для скабрезных ухмылок.

Тем не менее, комедией я бы фильм не назвал. Он ироничен, порой до сарказма, но в куда большей мере драматичен, местами пугающе. Более того, есть стойкое ощущение, что на режиссёрскую работу сильно повлиял продюсер Майкл Шамберг (ему мы и обязаны упоминанием на афише «Криминального чтива»), приложивший усилия чтобы изменить собственный стиль Муланда на что-то в духе братьев Коэнов и их знаменитого «Фарго», причём, скорее на сериальный вариант. Получилось, вообще, очень по-сериальному. Такое чувство, будто смотришь двухчасовую нарезку из целого сезона какого-нибудь «Настоящего детектива» или «Во все тяжкие». Но воспринимается это именно как нарезка, а хотелось бы посмотреть полную версию. Без дыр и логических нестыковок. В фильме 2014 года особых нестыковок не было.

Конечно же следует сказать и об игре Лиама Нисона. Не секрет, что у него не только нос выдающийся, но и талант. Когда-то, будучи бродвейским театральным актёром и играя сложных персонажей в достойных, но малоизвестных фильмах, он внезапно был приглашён Спилбергом на заглавную роль в «Список Шиндлера» и мгновенно стал звездой мирового класса. Ещё одна революция в карьере Лиама произошла в 2007 году, когда фильм «Заложница», снятый за 25 миллионов долларов, собрал в прокате в десять раз больше и предопределил основное амплуа Нисона на все последующие годы. Оказалось, он великолепно играет простых, но движимых праведным гневом мужчин. Не исключено, что всё это благодаря тому самому опыту 40-летней давности. На этот раз 66-летний актёр снова справился прекрасно. Вот только Стеллан Скарсгард в оригинальном фильме сыграл ещё лучше.

Поверьте, вы наверняка знаете Скарсгарда, даже если не помните его фамилии. Это самый известный сейчас скандинавский актёр. Он в массе голливудстких проектов сумел отметиться, в том числе — в нескольких частях супергеройской франшизы «Мстители». А, кто бы что ни говорил про марвеловские фильмы, актёрский состав там абсолютно выдающийся. В норвежской версии картины Скарсгард великолепен. Роль явно изначально писалась под него. Да и прочий актёрский состав там внушает почтение, хоть и мало знаком российскому зрителю.

Короче, к чему я клоню? Пожалуй, нет особого смысла идти в кино на «Снегоуборщик». Лучше скачайте и посмотрите «Дурацкое дело не хитрое». Его можно найти в том числе в 4К и HDR. Это, повторюсь, не шедевр, но совершенно точно запоминающийся фильм. У меня между просмотром оригинала и ремейка прошло 3,5 года. Вот и вам советую так же поступить: сейчас глянуть норвежскую картину, а если понравится, через несколько лет американскую. Кстати, в обеих версиях абсолютно разный, но просто отличный саундтрек.

Напоследок кратко о двух фильмах которые вышли на этой неделе, но до читинских кинотеатров не добрались. Это «Завод» российского режиссёра Юрия Быкова и «Ван Гог. На пороге вечности», за главную мужскую роль в котором Уиллем Дефо номинирован на «оскар». Обе картины, вне всяких сомнений, гарантированно нашли бы в Забайкалье своего зрителя. Особенно «Завод», который сейчас собирает полные залы по всей стране. Но руководство читинских кинотеатров имеет свои виды на прибыль. Ставку сделали на «Лего Фильм-2» - прекрасный, очень смешной мультфильм, который я искренне рекомендую к просмотру, но писать про который не вижу никакого смысла.

Владимир Свечников

Расписание сеансов в читинских кинотеатрах смотрите в Афише Заб.ру