С роботами не шутят

Общество, 16:03, 16 февраля 2019

Главным фильмом недели в российском кинопрокате стала картина Роберта Родригеса «Алита: Боевой ангел». Остросюжетный боевик о взаимоотношениях киборгов и людей будущего, наверняка, составит достойную конкуренцию трём отечественным комедиям типа-о-любви.

Сначала пробежимся по комедиям, а затем обстоятельно разберём, почему блокбастер Родригеса имеет смысл посмотреть, невзирая на все недостатки.

Российско-китайский фильм «Как я стал русским» (16+) оказался очередной бестолковой попыткой поглумиться над национальными стереотипами, но глумятся в нём больше над здравым смыслом. Задумка, ориентированная на сборы в огромном китайском кинопрокате, провалилась. Там на картину не пошли. Кому приятно смотреть, как обнаглевшие иностранцы издеваются над твоим соотечественником, а он это безропотно терпит?

В фильме полно штампов. Но практически все они чрезмерные: она подавилась, он помог ей выплюнуть - очень «романтичное» знакомство; она - балерина Большого театра, её папа - богатый жлоб, живущий в сибирской глуши в коттедже с прислугой и целым гаражом дорогих автомобилей; в Сибири можно ездить только на танке (подозреваю, что создатели World of tanks скоро начнут все отечественные фильмы спонсировать) и т.д. и т.п.

Папаша в исполнении Виталия Хаева непроходимо туп. Он не знает, что китайцы придумали бумагу. Видя, как иностранный жених проходит назначенные им испытания, надменный барин не оттаивает сердцем и не проявляет широту русской души, а лишь больше тупеет и наглеет. Невеста же почти никак себя не проявляет, ибо фильм ориентирован не на женскую аудиторию. В итоге картина свелась не к ожидаемой морали, что любовь побеждает любые преграды, а стала неубедительной сказкой о том, как респектабельная жизнь на западный манер в наше время нивелирует национальные различия. Похоже, авторы сами не до конца поняли, что сняли. Поневоле вспоминаешь нецензурный монолог того же Хараева из фильма «Изображая жертву»: «Вы откуда все прилетели...?»

Комедия «Семь ужинов» (16+), даром, что вышла в прокат в День всех влюблённых, повествует о кризисе в семейных отношениях. Герои прожили вместе пять лет, и супруга жаждет развода. Едва ли не главный довод – он мало зарабатывает. А потому она уже и нового мужика себе подыскала. При этом супруг, которого играет атлетичный симпатяга Роман Курцын, оказавшись по профессии психологом, запоздало затевает довольно креативную терапию разваливающихся отношений: семь ужинов - в темноте, без одежды, в присутствии постороннего человека и т.д. Комичных ситуаций в процессе возникает, как вы понимаете, немало.

Смотрится фильм легко, но в целом оказывается довольно проходной комедией. И на протяжении просмотра не отпускает мысль, что были бы у персонажей дети, всей этой ерундой маяться бы не пришлось. Семейным парам в состоянии кризиса, которые ещё надеются восстановить отношения, ходить на такое я бы решительно не рекомендовал. Пример, скорее, вредный получится, и сравнение не в вашу пользу. Особенно если мужик – не находчивый красавец вроде Курцына, а жена – не длинноногая блондинка, которую убедительно сыграла Полина Максимова.

Третий комединый фильм на этих выходных – «Громкая связь» (16+) – признаться, я не смотрел. Но все слагаемые успеха у него есть. Прежде всего, актёрский состав: Квартет «И», потрясающая Ирина Горбачёва, очаровательная Мария Миронова... Не знаю, ремейк ли это итальянского фильма «Идеальные незнакомцы», но сюжетная завязка в точности та же: встретившиеся на отдыхе друзья и их половинки договариваются вслух читать чужие SMS и слушать звонки, а в итоге выясняется, что у каждого есть свои скелеты в шкафу. Подозреваю, что это также не слишком подходящая картина для укрепления семейных отношений. Просмотр, скорее, повысит градус взаимного недоверия. Но буду искренне рад ошибиться.

«Алита: Боевой ангел» (16+) - возможно лучшая экранизация аниме за всё время. Сделана она под чутким руководством великого Джеймса Кэмерона, который доверился режиссуру Роберту Родригесу только потому, что сам слишком занят работой над продолжениями «Аватара». Сказать, что Родригес совсем не справился, язык не поворачивается. Пожалуй, это лучший его фильм со времён «Города грехов». Но по-настоящему хвалить можно только визуальную составляющую. Компьютерная графика, 3D-спецэффекты, общая эстетика и художественный стиль мира пост-апокалиптического киберпанковского будущего – всё это завораживает. Увы, за красивой обёрткой скрывается не настолько качественное содержимое.

Целевая аудитория картины – тинэйджеры. И большинству из них кино определённо придётся по душе. Особенно мальчишкам. Впрочем, поскольку героиня – девушка, а одна из центральных тем – её пылкая драматичная любовь, юные кино-зрительницы также могут остаться довольны. Извините за банальность, но это фильм-аттракцион. Он остросюжетен, в нём есть зрелищные сражения и жестокие спортивные соревнования (которые в дубляже комментирует мой коллега Георгий Черданцев), а также нарочитый пафос и злые интриги. Не слишком взыскательные подростки такое любят. Да и взрослому зрителю, решившему прополоскать натруженные мозги в незатейливом боевичке, действо может показаться увлекательным. Главное – эти самые мозги не включать. Иначе проблемы с логикой и мотивацией героев серьёзно ослабят удовольствие от просмотра.

Несмотря на рейтинг 16+, ничего принципиально взрослого на экране не происходит. Есть ряд жутковатых сцен, некоторое количество насилия, но всё это не напугает даже десятилетнего современного ребёнка. Кровь у механических созданий синяя, а смерть живых персонажей случается исключительно за кадром. Другое дело, что с детьми такие фильмы лучше не только смотреть, но и обсуждать. Потому что идеи и воззрения, которые закладываются в неокрепшие головы подобными сюжетами, не так уж безобидны, если подумать. Это история мира, в котором царит кибер-толерантность, а общество окончательно расслоено на парящую в небесах элиту и прозябающие среди отбросов низы.

Будущее, когда роботы и алгоритмы искусственного интеллекта заменят людей, всё более просматривается уже из нашего дня сегодняшнего. Массовые увольнения прямо сейчас продолжаются по всему миру. В Китае только за последний год потеряли работу миллионы человек. А в западных странах сокращение штатов в корпорациях может дойти до 99%. Пролетариат становится безработным и бесполезным. Набирает популярность трансгуманизм. Либеральная идеология уже приучила нас к мысли, что следует отказаться от расового, полового, возрастного и всех прочих типов неравенства в правах. Вместо мамы и папы – родитель 1 и родитель 2, вместо послушных детей – самостоятельные индивиды, которым никто не вправе указывать, как жить... Утрачиваются все традиционные формы идентичности. И финалом этого процесса, судя по всему, должно стать окончательное расчеловечивание нашего вида.

Персонажи фильма свободны от представления о себе как о людях. Большинство имеет усиливающие протезы и иные формы апгрейда тела. И взаимоотношения между принципиально разными видами существ абсолютно толерантны. Кто человек, кто киборг, кто робот – совершенно не очевидно. Признаться, я так и не уяснил для себя какова природа происхождения самой Алиты. Настоящий человеческий мозг у неё в механическом черепе или это оцифрованное сознание живого человека, помещённое в квантовые схемы, а, может, она - просто робот с искусственным интеллектом? Возможно, вы разберётесь. Но сомневаюсь. В основе фильма лежит манга, которую я не читал. А уже по манге японцы в 1993 году выпустили аниме «Сны оружия», где этот вопрос также никак не проясняется.

Справедливости ради, в отечественном кинематографе тоже была картина о толерантности к роботам – «Приключения Электроника». И в целом подобных фильмов за вековую историю кино снято предостаточно. Вот только принципиальное отличие «Алиты» в том, что это не очередной пересказ истории Пиноккио-Буратино – куклы, которая мечтает стать настоящим человеком. Девушку-киборга в фильме с самого начала все воспринимают именно как живую. Это первая фраза, которую произносит на экране Кристоф Вальц, исполняющий тут роль своеобразного папы Карло. В этом киберпанковском будущем не машины эволюционировали, а люди перестали считать себя людьми.

Функции чудесной страны, проход в которую открывается золотым ключиком, выполняет зависший в небе город Залем, где живут состоятельные и успешные. Простым смертным проход туда закрыт. Нечто подобное мы видели в фильме «Элизиум: рай не на Земле», а ещё раньше читали в романе Пелевина «S.N.U.F.F.». Впрочем, сюжет откровенно не нов, схожий футуристический прогноз был сделан ещё в романе Уэллса «Машина времени». Обеспеченная элита стремится максимально оградить себя от рабочего быдла. А когда большинство пролетариев лишается работы и начинает жить на пособие, у истеблишмента естественным образом возникает желание спрятаться от нищего сброда за высокой стеной, а, может, и за более неприступной преградой. Главным же различием становится бессмертие. Но, как признаётся нам один из персонажей, какой смысл в бессмертии, если ты не видишь, как умирают другие?

Некоторые герои фильма, в том числе возлюбленный Алиты - паренёк Хьюго - одержимы нездоровой идеей попасть в заветный Залем. И ради этого они готовы на преступления, в том числе весьма жестокие. Функции государственных институтов в городе Айрон-сити выполняет частная корпорация, называемая просто Завод. Никакого государства нет в принципе. Тут мы видим воплощение либеральной мечты в чистом виде. Однако, как выясняется, перед корпоративными законами не все равны. Одних назначают преступниками без вины, а на злодеяния других негосударственная власть закрывает глаза. Потому что ей так выгодно. Как результат, несмотря на то, что преступников устраняют киборги-головорезы, называемые охотниками, ходить по улицам страшно, особенно по ночам. Обо всём этом и многом другом стоило бы поговорить со своим ребёнком после просмотра фильма. Слишком много неоднозначных идей преподносится в сюжете как нечто саморазумеющееся.

Что же касается огромных глаз главной героини, то о них следует упомянуть особо. Глаза действительно непропорционально большие, хотя в аниме это не было столь явно – в японских мультиках у всех большие глаза. Вероятнее всего, причина в том, что так нарисованное на компьютере лицо смотрится менее неестественным. Странный парадокс, но чем больше кукольное лицо похоже на человеческое, тем сильнее это вызывает бессознательный дискомфорт, а иногда даже пугает. Но если добавить некую явно неестественную деталь, этого не происходит. В результате мы можем наслаждаться мимикой Алиты в кадре, хоть она и не на 100% реалистичная. В целом же внешность девушки совершенно обезоруживающая, на неё действительно приятно и интересно смотреть. Во многом, благодаря таланту актрисы Розы Салазар, которая вдвое старше своей героини, но анимация позволяет пренебречь такими мелочами.

Подытоживая, могу обещать, что вы не пожалеете, если всё-таки пойдёте в кино. Как зрелище, «Алита: Боевой ангел» хороша, особенно в 3D на большом экране. В Чите, за неимением IMAX, есть смысл предпочесть «Удокан». У картины масса недостатков и логических нестыковок, далеко не всегда нам понятны мотивы поступков тех или иных героев. Кроме того, откровенно маловато юмора и саундтрек мог бы быть поинтереснее. Но всё это придирки к фильму для тинэйджеров, который, может, и не захочется пересматривать, но на сиквел которого, точно пойдёт большинство из посмотревших первую часть. И я тоже пойду. Завязка вышла многообещающая.

Расписание сеансов в читинских кинотеатрах смотрите в Афише Заб.ру

Владимир Свечников