Путь штурмана

Общество, 12:05, 13 августа 2008
В отличие от профессионального праздника российских десантников, День Военно-Морского Флота, отмечающийся в конце июля, в Чите всегда проходит на редкость спокойно. Это, в принципе, понятно. Военных моряков в забайкальской столице раз-два и обчелся. Однако называть Читу городом, не имеющим к морю никакого отношения, было бы не совсем справедливо. Эту точку зрения полностью разделяет житель забайкальской столицы Дмитрий Степанов, в недавнем прошлом флагманский штурман соединения боевых кораблей Тихоокеанского флота, а затем начальник военно-морского отделения военкомата Читинской области. Дальневосточные катерники - Должен сказать, что забайкальцы всегда были не самыми плохими моряками. Один лишь маленький пример, до недавнего времени на трех ключевых должностях Тихоокеанского флота были наши земляки. Это командующий флотом адмирал Федоров, начальник управления кадров контр-адмирал Бояркин, - рассказывает Дмитрий Иванович. Однако, уточняет наш собеседник, в годы его курсантской юности забайкальцев на флоте он встречал не часто. Уроженцев Читинской области на штурманском факультете Тихоокеанского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ) в 1981-1986 годах было немного. Учился курсант Степанов в охотку, с жадностью впитывая теоретические знания и практические навыки сложной, но интересной работы штурмана. Он и сегодня, через 20 с лишним лет после выпуска из училища помнит многие академические определения терминов, связанных с флотской штурманской профессией. - Штурманская служба является одной из главных на флоте. Основная задача штурманов - это навигационное обеспечение плавания корабля. Кроме этого, на боевых кораблях в обязанности штурманской части добавляется еще обеспечение боевого маневрирования и применения различных систем вооружения, - говорит собеседник "Экстры". 1986 год, когда из ТОВВМУ выпустился молодой лейтенант Степанов, был зенитом славы для советского ВМФ. То могущество Степанов прекрасно помнит до сих пор. На военно-морских парадах во Владивостокской бухте от кораблей яблоку было негде упасть. В парадном строю стояли авианосцы, крейсера, большие противолодочные корабли, десятки судов рангом поменьше. - И это были далеко не все корабли. Весьма солидные силы флота тогда постоянно находились в Южно-Китайском море и в районе Персидского залива, - вспоминает кавторанг Степанов. Но судьба решила сразу не пускать нашего собеседника на океанский флот. Начинал Дмитрий Степанов в прямом смысле слова с малого. Первым его местом службы стала Владивостокская краснознаменная бригада ракетных кораблей. Несмотря на небольшие размеры и ограниченную мореходность ракетные катера и корабли ходили не только около своих берегов. Уже в первый год службы нашему собеседнику довелось принимать участие в крупных советско-корейских учениях. Наши катерники вместе с коллегами из КНДР бороздили Японское море. Профессионализм иностранных коллег был на высоте. - Флот у них старый и маленький. Тогда у них на вооружении были еще наши торпедные катера военной и послевоенной постройки. Но корейцы моряки прирожденные. На своих корабликах выходили в море в любой шторм, - вспоминает Дмитрий Иванович. На флоте океанском В 1992 году с малым флотом приходится расстаться. Степанова переводят командиром штурманской части эскадренного миноносца "Бурный". Корабль, лишь недавно вошедший в состав флота, за свои мореходные качества и вооружение справедливо считался одним из лучших не только на Тихом океане, но и на всем отечественном ВМФ. Естественно, в море эсминец проводил гораздо больше времени, чем у причальной стенки. Наши корабли были частыми гостями на российской военно-морской базе Камрань на территории Вьетнама, которая в начале 90-х еще была действующей. - Фактически это был не гарнизон, а целый город, расположенный во вьетнамских джунглях, - добавляет наш собеседник. За нашими кораблями активно наблюдали американцы. Разведывательная опека была плотной. Самолеты висели в небе прямо над мачтами. Корабли под флагом США нагло ходили по самой кромке наших территориальных вод, иной раз, игнорируя даже закрытые на время советских учений для судоходства районы. Наши военные моряки на провокации не поддавались, осознавая свою силу и поддержку государства. А потом начались бурные 90-е. На волне тотальной разрухи и безденежья, для Тихоокеанского флота наступили тяжелые времена. За границу на металлолом массово продавались даже новые корабли, которым до конца установленного срока службы было не одно десятилетие. Эту грустную страницу флота Дмитрий Степанов наблюдал собственными глазами, служа флагманским штурманом соединения разнородных сил в Советской Гавани. - В состав нашего соединения, собранного из переформированных частей флота, одно время входили даже авианосцы. Прославленные "Минск" и "Новороссийск" из-за недостатка финансирования государство продало за рубеж. Некогда грозный корабль, "Минск" превратился в Китае в парк развлечений, - сетует Д.Степанов. У истоков "Читы" В 1998 году Дмитрий Степанов вернулся в Читу, где возглавил военно-морское отделение областного военкомата. Обязанности на новом месте службы были привычными и понятными. Отделение занималось учетом специалистов флотских профессий. Фамилии большинства флотских офицеров запаса, стоящих в учете в военном комиссариате, Степанов до сих пор прекрасно помнит. До увольнения в 2005 году из рядов вооруженных сил, Дмитрию Степанову по долгу службы пришлось приложить свою руку к появлению на Тихом океане подводной лодки с именем "Чита". Первоначально, еще в 2000 году, шефство над одной из дальневосточных субмарин взяли администрация и железнодорожные предприятия Могочинского района. Однако лодки с названием "Могоча" в силу различных причину на Тихоокеанском флоте так и не появилось, хотя поддержку подводникам могочинцы оказывали и продолжает оказывать большую. А потом появилась подлодка "Чита". - Мэр Читы Анатолий Михалев - бывший тихоокеанец, которому представители военкомата озвучили мысль о шефстве над лодкой, быстро и прочно ухватился за это предложение. И уже через несколько месяцев, в 2004 году на Тихом океане появилась "Чита", - вспоминает недавние события Дмитрий Степанов. Сейчас Дмитрий Иванович трудится на одном из промышленных предприятий забайкальской столицы. На его рабочем столе под стеклом лежит фотография эсминца "Бурный". Моряки, даже бывшие, душой всегда в море…