Цена качества

Анета Абрамченко / Общество, 11:51, 29 августа 2019

После того, как наш край стал активно участвовать в национальных проектах, деньги в Забайкалье потекли рекой. Один только нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» чего стоит! Сможет ли новое министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта грамотно распорядиться финансами, и что ждёт дороги в Забайкалье, «Экстра» узнала у главы ведомства Алексея Гончарова.

Перемен, мы ждём перемен

- Алексей Николаевич, оцените общее состояние дорог региона на сегодняшний день.

- Все дороги региона делятся на три категории – федерального, регионального и местного значения. Соответственно, за ремонт и содержание федеральных дорог в Забайкальском крае отвечает Росавтодор, строительство, ремонт дорог регионального и местного значения – это полномочия региона. Сейчас в Забайкалье насчитывается 22 тысячи километров дорог. Из них 1,8 тысячи – федеральные, они практически на 100% находятся в нормативном состоянии. 7,5 тысячи километров дорог – региональные, здесь процент тех, что находятся в нормативном состоянии, оценивается на уровне 26%. Ещё 12,5 тысяч дорог – местные, они, к сожалению, пока в большинстве отстают по всем показателям качества.

- Исходя из чего принималось решение о том, какие дороги должны быть отремонтированы в Чите? Был ли какой-то изначальный план или опирались всё-таки на мнение горожан?

- В краевой столице более 600 километров дорог. При выборе приоритетных участков для ремонта в первый год реализации в Забайкалье национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы исходили из рекомендаций Министерства транспорта Российской Федерации. В первую очередь, в них говорится о том, что в городской агломерации подлежащими к приведению в нормативное состояние становятся автомобильные дороги магистрального и внутриквартального непрерывного движения. Под эти параметры в Чите попадает около 250 километров дорог. Из них до 2024 года мы должны привести в нормативное состояние 85% - то есть 207,8 километра.

Из этих улиц мы отобрали дороги с наиболее интенсивным движением, которые при этом находятся в ненормативном состоянии. Далее право выбора приоритетных к ремонту дорог получили жители Читы – это, кстати, одно из самых главных условий реализации нацпроекта. Но стоит ещё учитывать и ремонтные кампании ресурсоснабжающих организаций. После согласования их планов с нашим списком улиц в итоге для голосования в 2019 году мы выставили те дороги, которые не совпали с программами «ресурсников».

Голосование проходило в социальных сетях, в специальной группе «Дороги Забайкальского края» во ВКонтакте, на сайте бывшего министерства территориального развития, а также в региональных средствах массовой информации. Плюс были организованы общественные слушания. Сейчас вся актуальная информация о дорожной деятельности публикуется на официальном сайте министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, а также в социальных сетях. Таким образом, список приоритетных улиц Читы для ремонта сформирован исходя из большинства голосов горожан по той или иной дороге. В этом году в него вошли 17 участков.

- Как и когда будет производиться ремонт дорог, которые не попали в нацпроект?

- В целом 2019 год для Забайкальского края очень значимый в части развития дорожного хозяйства. Такого объёма средств, которые выделяются в этом году на дороги, не было ни разу со времени создания регионального дорожного фонда.

Помимо национального проекта в этом году в краевой столице отремонтируют 26 участков улиц или 22 километра дорожного полотна в рамках планов социального развития Центров экономического роста. Средства также направлены на приведение в нормативное состояние 20 километров центральных улиц населённых пунктов края – это 25 городов и посёлков, где проходят дороги местного значения, и 6 населённых пунктов с дорогами регионального значения. В некоторых из них, например, в Краснокаменске, работы уже завершены – там отремонтировали проезд Шахтёров.

Кроме федеральных программ, мы ежегодно формируем собственный план ремонта дорог и распределяем субсидии дорожного фонда Забайкальского края. К примеру, за счет субсидии идет приведение в нормативное состояние улицы Ленина в посёлке Агинское, средства выделены для ремонта подъезда к посёлку Приисковый Нерчинского района, дороги в селе Шара-Горохон Карымского района, улицы Журавлева в Чернышевске и другие.

Всё под контролем

- Кто отвечает за качество новых дорог?

- В целом контроль за исполнением контрактов в Забайкалье – это полномочия территориальной «Службы единого заказчика». Кроме того, осуществляется независимый контроль со стороны Упрдор «Забайкалье». Что касается дорог Читы, то такими же полномочиями наделена администрация городского округа и МКУ «Городские дороги».

Но, по существу, проверка выполнения работ начинается ещё в ходе ремонта. Так, на каждом объекте по определённым параметрам обязательно исследуются пробы асфальта. Кроме того, на места регулярно выезжают сотрудники министерства, «Службы единого заказчика», мы приглашаем с собой и представителей общественных организаций – непосредственных участников дорожного движения. Еженедельно проводится заседание проектного офиса по исполнению национального проекта с участием всех подрядных организаций.

После окончания ремонта на дорогу выезжает рабочая комиссия, которая, в случае выявления нарушений, выдает предписание об их устранении подрядной организации. И только после этого дорогу принимает приёмочная комиссия.
Кроме того, по условиям заключённых контрактов подрядчики несут гарантийные обязательства по своим объектам в среднем от 5 до 8 лет.

-А где гарантия, что уже на следующий год после ремонта по нацпроекту дороги не приведут в ненадлежащее состояние те же «ресурсники»?

- Как я уже говорил ранее, при формировании приоритетных к ремонту городских дорог по нацпроекту, мы увязали наши программы с программами ресурсоснабжающих организаций. Однако, если у них возникнут некие аварийные ситуации, которые потребуют вскрытия дорожного полотна, то это должны быть локальные участки, а не вся дорога. При этом контроль за восстановлением покрытия должна осуществлять городская администрация.

Наконец-то ливнёвки!

- Одна из проблем читинских дорог «всплывает» после дождей. Как при ремонте наших улиц учитывается наличие или отсутствие ливневых канализаций?

- Это, действительно, одна из серьёзных проблем Читы. В городе есть ливневые канализации, но их очень мало, и часть сетей не используется из-за мусора. Чтобы решить этот вопрос, нужна комплексная реконструкция автомобильных дорог с обустройством «ливнёвок». Это мероприятие, которое потребует больших объёмов финансовых средств и времени. В этом году мы приступили к разработке проекта реконструкции улицы Новобульварной по национальному проекту, где как раз будет предусмотрена ливневая канализация, она войдёт в существующую сеть. Надо понимать, что одна сторона медали – это строительство, а другая – это содержание и эксплуатация.

Также в рамках планов социального развития Центров экономического роста будет построена улица Артёменко вдоль микрорайона Октябрьский. По проекту там появится целая система из ливневой канализации и канализационно-очистного сооружения.

- Ваши прогнозы на ближайшее время и на перспективу – насколько улучшится ситуация с дорогами в крае, какой положительный эффект это окажет?

- Наша задача в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» до 2024 года – привести в нормативное состояние, как уже говорилось, 85% или 207,8 километра дорог местного значения и 41% или 1078,4 километра дорог регионального значения.

Но также следует отметить, что президентом России Владимиром Путиным для дальневосточных регионов поставлена задача поднять этот показатель до 50,9% - то есть до среднероссийского уровня.

Кроме того, на наших дорогах появится 6 автоматических пунктов весового контроля, 99 стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, 2 автоматические системы управления дорожным движением.

Все это в итоге должно послужить тому, что в Забайкалье сократится доля автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, также снизится количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и число аварий со смертельным исходом. А в первую очередь мы хотим, чтобы жители края были довольны состоянием дорог в регионе.