Крепкий орешек бюрократии
Год назад тогда ещё новый премьер РФ Михаил Мишустин, внимательно ознакомившись с деятельностью госслужащих и огромными затратами на него, объявил очередное решительное сокращение чиновников. То есть с 1 января 2021 г. штаты центральных аппаратов федеральных органов следовало сократить на 5%, территориальных органов – на 10%. Хотел, как лучше, получилось, как всегда: реально никто и не подумал выполнять распоряжение.
И решили запутать…
Не знаю, чем руководствовалось Министерство финансов Забайкальского края, идя на некоторую хитрость при подготовки краевого бюджета и предоставляя депутатам документы о предельной штатной численности государственных гражданских служащих нашего региона по главным распорядителям бюджетных средств на 2022 год. Обычно оно предоставляло эти сведения в виде таблицы по всем гражданским служащим Забайкальского края, на этот раз предоставило численность только исполнительных органов власти. Рискну предположить, что это как раз связано с распоряжением премьера правительства страны о сокращении штатов госслужащих. Сокращения нет, но создадим видимость…
Однако иголку в стоге сена всё равно не спрячешь – найдутся те, кто её почувствует. Как ни старались чиновники Минфина, но калькулятор помог всё же кое-что прояснить. Так вот, численность исполнительных органов власти в 2021 году была 1574 человека, а на 2022 год установлена в количестве 1589 человек. Где же сокращение на 10%, согласно распоряжению премьер-министра правительства РФ? Напротив, мы видим пусть небольшую, но прибавку. А если учесть ещё 158 человек госслужащих Законодательных органов власти (по данным 2021 года, поскольку на нынешний год данных просто не предоставили), то вообще получается 1747 гражданских госслужащих. И это тоже больше, чем было в 2021 году. То ли не заметили требование федерального главы правительства, то ли просто наплевали на него, но раздувание штатов в последние годы со стороны региональной власти – устойчивый тренд.
Это тем более странно, поскольку Забайкальский край, как известно, высокими показателями социально-экономического развития не блещет, по большинству основных отраслей экономики имеется спад производства (об этом см. «Год надежд на светлое завтра», Zab.ru, 3 января). Но чиновников-управленцев становится всё больше. Если в 2019 году гражданских госслужащих по главным распорядителям бюджетных средств в крае было 1698 человек (муниципальные служащие здесь не учитываются), то на 2022 год – уже 1747 человек. Особенно не стесняет себя Администрация края. В 2016 году там работало 123 госслужащих, в 2019–м – 157, в 2021 году – 217, а на 2022 год в бюджет заложено содержание 237 государственных служащих. Конечно, такое расточительство требует значительных бюджетных затрат – и это в то время когда даже при немалых федеральных вливаниях региональный бюджет обеспечивает свои обязательства перед населением только на 87% (по оценке самого же Минфина края).
Не в количестве счастье
Зачем это делается, каков предполагается эффект? Помнится, при губернаторе Равиле Гениатулине был один пресс-секретарь, и он неплохо справлялся с задачами информирования населения о деятельности главы региона, взаимодействии со СМИ края. Теперь же в структуре Администрации региона несколько управлений, которые не столько информируют, сколько пропагандируют, то есть «пиарят» своего шефа, часто выдавая желаемое за действительное.
Кроме того, как мы уже отмечали в прежних статьях, совершенно неоправданно создали сразу два казенных учреждения: это Ресурсный центр развития некоммерческих организаций и Забайкальский краевой центр социально значимой информации - на это, согласно бюджета, в 2021 году потрачено 814 миллионов бюджетных средств. Если добавить сюда и чехарду даже с основными кадрами в Администрации и в Правительстве края, которые уже давно работают вахтовым методом, то становится понятно, в чём причина многих провалов в развитии региона.
Со стороны видна абсурдная ситуация, когда все триллионные обещания нынешней Администрации губернатора постоянно сопровождаются дефицитом финансирования насущных социальных нужд забайкальцев и пропагандой кабинетных подвигов чиновников в коридорах федеральной власти по выспрашиванию всё новых финансовых средств. И, поскольку в экономическом и социальном плане гордиться особе нечем (кроме планов громадья), то чиновники администрации гордятся количеством выпрошенных у федерального центра денег – дескать, мы добились, видите, как выросла доходная часть бюджета! Хотя дефицит в бюджете остаётся немалый.
И эта позиция захлестнула весь госаппарат. Даже в краевом Заксобрании депутаты видят панацею в том, чтобы увеличивать количество депутатов, работающих на постоянной основе. Из 50 человек депутатского корпуса на постоянной основе, согласно закона, до недавнего времени работало 17 депутатов. Решили, что мало и увеличили это число на два человека. Объяснили, как всегда, целесообразностью создания ещё одного комитета – дескать, теперь дела в промышленности и экологической политике пойдут лучше. Видимо, совсем забыли старый верный лозунг, касающийся как раз работы госаппарата – «Лучше меньше да лучше».
На практике повсеместно происходит совсем иное. Только на нашей памяти правительство страны пыталось сократить бюрократический аппарат в 2010 году – на 20% за 3 года, в 2015 году – на 10% и тоже за 3 года. Но всё ушло в песок, вернее, похоронено в недрах того же госаппарата. По данным Счётной палаты РФ, в государственных и муниципальных образованиях работает 2,4 миллиона человек и обходятся они бюджету почти в 2 триллиона рублей в год, то есть примерно в 9% всех собираемых за год налогов. Сейчас, по данным статистики, на 10 тысяч работающих россиян приходится 163 чиновника – это в 2 раза больше, чем в СССР в период перестройки.
И что может сделать федеральный премьер, если его благие намерения и даже приказы о сокращении штатов, беззастенчиво блокируются на региональном уровне?
А почему бы и нет, если спроса за это не бывает.