«Зона отчуждения»: экспедиция журналистов по «достопримечательностям» Рудника Кадала
Это богом забытый посёлок Рудник Кадала. Он находится в 30 минутах езды от центра Читы. Пейзажи напоминают зону отчуждения Чернобыльской АЭС – полуразрушенные дома, стаи бродячих собак, безлюдная местность, отсутствие нормальных дорог. Отличается этот посёлок от Чернобыля только наличием свалок и мусора. Как в таких условиях живут люди - в репортаже ZAB.RU.
Почему населённый пункт называется Рудник Кадала? Здесь в 30-х годах прошлого века добывали серный колчедан, но, когда месторождение иссякло, то рудник стал не нужен. Затем, чтобы обеспечить население работой, был построен ЧЗСК (Читинский завод строительных конструкций), который 90-ые годы был ликвидирован, местное население стало быстро маргинализоваться, а в настоящее время от завода остались одни руины. Отсюда и причина нынешнего запустения посёлка. Сейчас жители рудника - потомки ссыльных в годы коллективизации кулаков из средней полосы России, переехавшие в Читу жители умерших в 90-тые годы деревень и те, кто был лишен жилья за долги и прочие «косяки» в городе.
Посёлок Рудник Кадала
Рудник Кадала – это частный сектор и, соответственно, собаки. Из-за свалок, которые сейчас вроде бы убираются, есть и еще одна беда - орнитологическая. Для птиц весь мусор - это непосредственно питательная среда. Посёлок находится в непосредственной близости от аэропорта, и пернатые представляют реальную угрозу для самолётов.
Но вернемся к нашим родным помойкам и собакам. С первыми относительно всё понятно - виноваты сами люди. А откуда в таком количестве здесь взялись собаки - вопрос открытый. Впрочем, местные жители предполагают, что животных к ним свозят из Читы. Зачем? Вопрос всё также открытый.
«Мы, как понимаем, их отлавливают в центре Читы и отвозят к нам. Раньше у нас не было такого количества собак, а сейчас вообще много очень. Они просто повсюду. Ещё и щенятся каким-то образом, хотя должны быть стерилизованными. Но, слава Богу, что не агрессивные особо», - рассказала корреспонденту ZAB.RU местная жительница.
Отметим, что в России по закону отстреливать бродячих собак категорически запрещено, их необходимо отлавливать, проводить стерилизацию, вакцинацию и затем выпускать в прежнюю среду обитания. Причём на то же самое место, где был произведён отлов. Кроме того, по законодательству, в приютах могут оставаться только агрессивные животные. В начале декабря прошлого года поступала информация, что компания-подрядчик «Пять звезд» отловила в Чите за прошлый год более 3 тысяч особей, при этом в приютах на тот момент содержались чуть меньше сотни.
Но не собаками одними жители посёлка Рудник Кадала едины. Также в данном населённом пункте имеется одна огромная несанкционированная свалка, причем, что интересно, она расположена в шаговой доступности от жилых домов. Здесь целая кладодезь мусора. Бытовой, строительный, коммерческий. На любой вкус и цвет. Нетрудно представить, какой аромат здесь царит летом в жару. Почему люди, простите за выражение, гадят у себя под носом - вопрос тоже остаётся без ответа. Местные жители просто пожимают плечами и спешат удалиться.
Также рядом с этой свалкой в открытом доступе находятся развалины Читинского завода строительных конструкций. В этих руинах сломать себе какую-нибудь конечность - легче лёгкого. Самое страшное, что по этим развалинам лазают дети. Там и катакомбы, и ямы, и балки, которые держатся на честном слове. До трагедии один шаг, но никто не торопится ничего ограждать.
«Здесь везде открытый доступ. Дети предоставлены сами себе. Я не скажу, что здесь контингент прям средний. Но, здесь есть дети, которые предоставлены сами себе с утра и до позднего вечера. Куда захотели, туда и пошли. Вон там ещё есть заброшенное здание. Это является проблемой», - рассказала местная жительница корреспонденту ZAB.RU.
Подведём итог: мы увидели только малую часть посёлка Рудник Кадала. Есть стойкое ощущение того, что районным и городским властям этот район не нужен. Не нужен совсем. Разве что перед выборами тут появятся красочные листовки с обещанием построить рай в отдельно взятом богом забытом уголке. Но выборы проходят, и здесь опять царят уныние и безнадёжность