Куда утекли молочные реки?

Владимир Тихомиров / Экономика, 15:33, 3 апреля 2023

Резкое заявление сделал депутат Госдумы Андрей Гурулёв во время заседания круглого стола в региональном правительстве по поводу производства молока в Забайкальском крае. По его оценке, «молочная культура в крае утрачена полностью», в 90% наших сёл коров не доят совсем, а жители покупают его в магазине.

 Было, да бурьяном поросло

 В бытность моей работы в Читинском сельском районе в качестве редактора газеты, была железная установка: пропаганда района как флагмана молочного животноводства в Читинской области должна быть на первом плане. И верно, во всех хозяйствах были крупные молочно-товарные фермы, молочное стадо постоянно обновлялось и повышало отдачу, а профессия доярки была особенно почётной. Движение трёхтысячниц (тех доярок, которые надаивали три тысячи литров молока в год) было массовым, а потом появились четырёхтысячницы и даже несколько доярок пятитысячниц. В общем, они поили отличным цельным молоком пациентов в больницах, детей в детсадах и школах, поступало оно и в розничную продажу Читы. Отличившихся доярок и скотников щедро награждали, избирали в Советы народных депутатов, делегировали в Верховный Совет страны, их портреты помещались на Доски почёта, о них рассказывала пресса, телевидение.

Аналогичное отношение к этой продукции и людям, обеспечивавшим молочное производство, было в других пригородных районах -Улётовском, Карымском, в Агинском Бурятском округе, да и отдалённые районы щедро снабжали население молоком и молочной продукцией.

Как же случилось, что теперь многие селяне извели своих коров и предпочитают покупать молоко, сметану, творог и прочие молочные продукты в магазинах, куда оно завозится из других регионов?  Основа всего, конечно, земля. Стоит проехаться по дорогам того же Читинского района, и увидишь почерневшие или заросшие бурьяном поля, на которых раньше колосились зерновые, росла полутораметровая кукуруза, много было зелёнки, кормовых корнеплодов и других культур, без которых не получишь молока. Сенокосы выделялись и для тех, кто содержал скот в личном хозяйстве. Сельское подворье без дойной бурёнки считалось неполноценным – значит, там жили ленивые хозяева. Что же произошло в крае, что всё это утрачено?

 Крутые планы вместо дела

В принципе, произошла банальная вещь: стремительно меняющиеся команды руководителей Забайкальского края строили свою работу не на конкретных делах, а на прожектах и безответственных обещаниях планов и стратегий. Хотя база для плодотворной работы в данном направлении в регионе была немалая. За годы рыночных преобразований малые формы хозяйствования стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом. Но они остались вне внимания новых руководителей края, да и районов.

   Сравнительно недавно закончился срок краевой долгосрочной целевой семилетней программы «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013–2020 годы)». Принималась она с помпой и была многообещающей, в том числе для молочного животноводства. Там прямо сказано, что в Забайкальском крае ведущей отраслью является животноводство, доля которого в сельскохозяйственном производстве составляет 80%, при этом доля молока – 36%. Реализация мероприятий, говорилось в программе, позволит обеспечить увеличение молока до 378,6 тысячи тонн.  Кто сегодня о ней вспоминает? Новая бригада губернатора, где его замы и министры меняются с необыкновенной быстротой, ничего об этой программе и не ведают. Хотя там даны дельные ориентиры для работы в этом направлении.

По официальным данным, прописанным и в программах по развитию сельского хозяйства, на территории нашего края, ещё недавно насчитывалось 202 тысячи семей с личным подсобным хозяйством. Было зарегистрировано 3282 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства сельхозпродукции, её переработки, оказания услуг.     Увеличение численности крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей происходило за счёт личных подсобных хозяйств, развивающих товарное производство, что давало возможность оказывать государственную поддержку вновь созданным хозяйствам. 

  Но вот беда: основной проблемой, стоящей перед малыми формами хозяйствования, было и является отсутствие системы закупок сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает наращивание объёмов её производства. Хозяйства вынуждены самостоятельно искать покупателей на свою продукцию, что сопряжено со значительными затратами. Большая часть продукции самостоятельно реализуется либо закупается иногородними заготовителями и вывозится за пределы края. В этих условиях товарность реализуемой продукции, в том числе молока, составляет до 35%.

Совещаний и различного рода мероприятий, где ставился вопрос о производстве и закупках молока у населения не счесть. Обещаний решить вопрос с поставками местной молочной продукции в розничную сеть – огромное количество. Есть среди них и наиболее смелые. Помнится, бывший губернатор Наталья Жданова обещала за год решить проблему – и в магазинах краевого центра, дескать, будет полно местной молочной и иной продукции. Наталья Николаевна теперь живёт в Москве, а на прилавках читинских магазинов… всё тот же «весёлый молочник». Чтобы понять остроту проблемы, надо просто пройтись по читинским магазинам. Что говорить – полно всего. Но происходит, как в доброй старой репризе Аркадия Райкина: «Пусть будет всё, но хоть чего-то не хватает…». А не хватает продукции с маркой «Сделано в Чите». Или в Забайкалье. Диву даёшься: на прилавках магазинов пачки с молоком из Иркутска, Красноярска, Омска и даже из… Москвы.

Острота проблемы не снижается, а нарастает. Если уже сейчас фермеры и просто частные подворья не знают, как реализовать свою продукцию и в результате резко сокращают производство молока, мяса, овощей, картофеля, то что будет, когда заработает (если заработает) Дальневосточный гектар? А ведь под него отдано почти половина всех сельхозугодий Забайкальского края. Новые владельцы земли, естественно, захотят производить продукцию не только для себя, но и для продажи. Все предшествующие и нынешний губернаторы давали соответствующие поручения Министерству сельского хозяйства края, другим ведомствам наладить сбор молока и его доставку на молзаводы, но подвижек не видно, тенденция обратная.

Возможно, Андрей Гурулёв в силу своего характера, и сгустил краски на круглом столе, заявив о полной утрате «молочной культуры» в крае, но, думается, эта оценка близка к реальности.

Вот только не видно, что кто-то в крае хочет поправить ситуацию.