ЗНАЮ ПО СЕБЕ: Жизнь «мужчины по вызову»
Стой, автолюбитель! Ну чё, водила, едем, сто рублей дам.
Мультфильм «Масяня»
Новый закон о такси планируют ввести в сентябре уже этого года. В Чите прошло тестирование работы по этому нововведению в одном из приложений. Цены перевалили за несколько тысяч рублей, а водители не могли взять заказ. Теперь, чтобы работать в такси, нужно разрешение, страховка, техосмотр, медосмотр и куча всех бюрократических справок. Расходы на это, как известно, вам никто не компенсирует.
Бомбилы – так называли когда-то тех, кто занимался частным извозом. Их цена выглядела примерно так, как цитата из мультфильма 90-х. Среднестатистический таксист – герой этого материала Антон (имя изменено по просьбе героя). Невысокий седовласый мужчина, у него есть семья, обыкновенная квартира в старенькой хрущёвке и страх остаться без дохода из-за нового закона о такси. Он приезжает на заказ в обклеенной рекламой сервиса такси розовой «Тойоте», из машины доносится попсовая песенка про мужчину и женское мягкое место. Сажусь в машину, здесь пахнет табаком и дешёвым ароматизатором. Антон за рулём, ехать нам около часа, и мы начинаем наш разговор.
— А вы сколько лет в такси? — стараюсь разговорить мужчину.
— Знаете, я 10 лет отработал, не мечтал, конечно, о такой работе, но выбора не было, график свободный нужен был, — уточняет он.
— Раньше на другой работе были? Почему именно такси?
— По профессии я должен был быть мастером сухого строительства. Даже учился, но потом родился ребёнок, жена на «вышке» училась, вот мы и решили, что мне проще будет бросить техникум, тем более у меня машина. Днём я с ребёнком был, она на учёбе, а ночью я таксовать выходил. Потом второго родили, супруга в декрет ушла, а меня без образования никуда уже не брали, остался в такси.
— Сколько вы примерно зарабатываете в день?
— По-разному, это мой основной доход, где-то тысячи 2–3 выходит, если в день. В ночь бывает и по 5–6 тысяч. На жизнь хватает вполне. После случая с убитым зимой таксистом, конечно, в ночь стал реже работать.
— Вы переживаете за свою безопасность, а есть какие-то основания?
— Были ситуации неприятные. Зачастую просто выходили и не платили, но пару раз угрожали. Криминала, конечно, не было. Запомнились случаи из недавних с девушками. Сели в машину возле клуба пять молодых девиц, я их отвёз до места, а они платить не захотели. Одна из них одежду на себе порвала и говорит: «Либо деньги не берёшь, либо скажу, что ты меня изнасиловать пытался». А у меня видеорегистратор стоит, я двери заблокировал и полицию вызвал, их в отдел увезли.
— То есть бывает такое, что предлагают какими-то другими способами расплатиться?
— Конечно! Не поверите, но самый популярный – натурой. Девушки некоторые садятся и сразу об этом открыто заявляют. Раз решил даже проверить, правда ли, согласился. Она действительно начала раздеваться, приставать. Я человек женатый, конечно, не воспользовался услугой. Попросил в качестве оплаты пачку сигарет и отпустил с миром. Предлагали продуктами заплатить, корм собачий тоже в ходу был одно время. Пьяные обычно алкоголем пытаются расплатиться. Один раз даже украшения предлагали. Я такое не беру, у нас процент с заказа идёт.
— Что раздражает таксиста?
— Таких моментов куча, но больше всего злит, когда заказ приходит, я подъезжаю, а потом резко приходит отмена. Раздражает, когда приходится ожидать более 10 минут. Ещё бывают такие люди, что просят за ожидание не добавлять стоимость. Как-то забрал парня и девушку молодых, прождал 20 минут, накинул за ожидание цену, они удивились, начали ругаться, но поехали. Приезжаем мы к месту, девушка звонит кому-то, просит перевести деньги, объясняет ситуацию. Спустя минут 7 выбегает из подъезда женщина, швыряет мне в лицо горсть мелочи, материться. Я слушать не стал, молча уехал.
— Какой в вашем представлении идеальный клиент? А какие вам не нравятся?
— Идеальный, наверное, опрятно одетый, аккуратный, чистый и трезвый. Молчаливый или разговорчивый – для меня всё равно. Не говорит в машине по телефону, знает, куда ему нужно, не торопится. Не нравится мне, когда садятся пьяные или под веществами, не люблю, когда едут по координатам, без адреса. Едят что-то в машине, потом оставляют мусор. Остальных и потерпеть можно.
— Теперь к более серьёзной теме, недавно прошло тестирование нового закона о такси. Как вы это восприняли?
— Закон, закон, да *очень печально*! Мы не могли взять ни одной заявки! Понимаешь, это просто *пушной зверь*. Не могу ни заказ принять, ничего. Сидишь, как *девушка по вызову* и ждёшь, кто тебя и когда возьмёт, сам то не можешь заявку принять.
— Думаете цены такие, какими они были, сделают вашу зарплату больше?
— Ага, где больше-то - *ответ в рифму*, наоборот. Никто же за три тысячи не поедет, а я с этих денег чистыми рублей 500 увижу. При таком раскладе я должен на работу приходить, садиться в машину сервиса, иметь зарплату, независящую от количества заявок. Тогда да, согласен, закон хороший. А так, просто нагло забирают заработок.
— Вы планируете получать разрешение на такси или всё-таки пойдёте на другую работу?
— Разрешение я лично не потяну, но и на другую работу без образования сложно пойти. Некоторые граждане средней Азии уже открыли свой, так скажем, нелегальный способ, через звонки. Есть чаты в разных мессенджерах с заявками.
— То есть вам придётся заниматься незаконной деятельностью?
— Придётся, а что я могу поделать. Мне нужно семью кормить, на что-то, скорее всего, буду заказы брать в чатах и также таксовать. Тут ещё нововведение появилось, справку об отсутствии судимости требуют.
— Что вам нравится в новом законе?
— Из приятного только то, что те, кто просто подрабатывает не будут уже этого делать. Если бы дешевле стоило всё обслуживание, я бы и взял лицензию, конечно.
— Давайте наконец, ваше мнение при каких условиях вы бы остались работать лицензионно. Что сейчас необходимо, по вашему мнению, чтобы облегчить жизнь таксиста?
— Я согласен с тем, что нужно нас как-то вывести из тени. Либо уменьшить налог и процент для организации, либо делать страховку дешевле, а таксистам оклад и таксопарк.
Мы прощаемся с нашим героем, ему пора на следующую заявку. Нарушений нового закона, безусловно, не избежать. Единственная мысль, которая остаётся после такого разговора – почему люди, которые работают честно, должны страдать из-за амбиций кого-то в белых галстуках. Рабочим и чиновникам друг друга не понять, ведь одни, чтобы заработать, запреты придумывают, а другие для этой же цели эти запреты учатся обходить.