Нарисуем – будем жить…
Выборы в Забайкальское краевое Заксобрание стали историей. Улеглись дежурные послевыборные страсти, высказаны все упреки, озвучены все подозрения. Парламент сформирован и приступил к работе. Впереди у него – пять лет.
Сейчас уже никто не поверит в то, что первые выборы в региональный парламент – тогда он еще назывался Читинской областной думой, сопровождались неимоверной бурной политической борьбой, с кипением умов, войной компроматов, открытыми дискуссиями и рентгеновскими просвечиваниями каждого кандидата. В том далеком 1994 году, на волне окончательной смены политического строя, которому предшествовали военные действия в самом центре Москвы 30 лет назад, это был разгульный пир примитивной, но все же подлинной демократии. Еще не были приняты сонмы репрессивных законов, ограничивающих свободу слова, не был созданы органы фактической цензуры, а судебные процессы над СМИ казались какой-то экзотикой.
И всех МинГроб, зевая, ждет…
С каждой последующей кампанией выборы все больше и больше приводились к единому знаменателю, указанному свыше. Последняя кампания стала вершиной процесса, призванного превратить плебисцит в пустую формальность. И что самое интересное – результаты выборов прямо противоположны царящим в обществе настроениям. Но почему же так получилось?
В начале нынешнего года губернатор создает в структуре краевой власти новое Министерство развития гражданского общества, моментально названное в народе МинГроб. Согласно официальному сообщению, «новому министерству переданы полномочия и функции администрации губернатора по вопросам информационного взаимодействия со СМИ, предоставления им сведений о работе Осипова и правительства». То есть, МинГроб должен был заменить ряд информационных структур. На деле министерство встало в один ряд с центром управления регионом, центром социально-значимой информации, управлением внутренней политики и управлением пресс-службы и информации. Фактически же этот новый орган власти можно назвать Министерством пропаганды.
Вопреки ожиданиям, что МинГроб возглавит либо одиозный глава администрации губернатора Константин Колыванов, либо некая бьюти-блогерша, руководить министерством стала пришелица из Хабаровска Наталья Щербина. Ходили слухи, (подчеркиваем – слухи, и просим не воспринимать это, как утверждение), что в Хабаровске она достойно проявила себя при нейтрализации движения в поддержку губернатора Сергея Фургала. Однако, учитывая масштабы политической зачистки в районах края, в это можно поверить.
До нее править информационным балом в крае попытались два засланных столичных политтехнологических казачка - Даниил Ермилов и Дмитрий Сандера. Все закончилось грубо состряпанными конструкциями: «Азбука Забайкалья» и «Забайкалье – это по любви». Над ними похохатывали не только все здравомыслящие граждане и политическая оппозиция, пусть даже с приставкой «псевдо», но и на Чайковского,8. Вкупе с многочисленными праздниками, все это создало эффект дешевого балагана, где самым главным петрушкой оказывался губернатор. Потому он поспешил избавиться от этих «двоих из ларца».
Щербина же начала свою работу тихо, без пафоса и громких заявлений. Единственным было заявление о том, что она выиграет выборы во всех округах. Разумеется, под этим имелась в виду победа партии власти. В итоге, так оно и вышло. Но какой ценой? И теперь пора обратится к некоторым цифрам.
Электорат устал
Явка на выборах в Заксобрание, по данным Избиркома, составила 26,62%. И это на 4% выше, чем в 2018 году. Правда, тогда голосовали всего один день, а не три. Всего в регионе зарегистрирован 766 251 избиратель. Итого в голосовании приняли участие 203 976 человек. За «Единую Россию» проголосовали 56,94% избирателей, или 116 143 человека. Иначе говоря, каждый шестой избиратель. Много это или мало?
Прикиньте сами, какую часть из этого количества составляют государственные и муниципальные служащие, работники крупнейших госмонополий типа ЗабЖД или ТКГ-14, сотрудники силовых структур, военные, а также же контролируемые собственным руководством бюджетники типа врачей и учителей. Фактически они и составляют искомые 116 143 человека. Остальные 650 108 человек на выборы просто не пришли, потому что, извините за такое грубое народное слово - обрыдло. Примерно лет 10 машина пропаганды работает именно на достижение этого эффекта – перенасыщение информационного пространства тем самым «белым шумом», который подавляет у потенциально активной части населения волю к действиям. Тезис о том, что «за нас все равно уже все решили, ходить на выборы бесполезно» стал основным у людей по отношению к политическим процессам. Это подтверждают и результаты опроса ZAB.RU, касающийся отношения жителей края к итогам голосования.
А вот еще один интересный опрос. Его результаты говорят о политических пристрастиях активной части населения края.
Ну, и «до кучи», еще один опрос
Кона на переправе не меняют
До последнего момента сохранялась интрига – кто возглавит Заксобрание 4 созыва? Задолго до этого ходили слухи, что спикером может стать бывший сити-менеджер Читы, покинувший внезапно свой пост после проблем с реализацией крупных городских программ. Изначально говорили даже о том, что его ждет место не то вице-премьера, не то вице-губернатора. Но все же Осипов не рискнул проталкивать его кандидатуру в спикеры по ряду причин. Да, Сапожников – человек всецело преданный губернатору, который когда-то сделал из него главу городской администрация, подняв с уровня всего лишь директора кинотеатра. Впрочем, у них нечто общее – в частности, умение делать громкие заявления. Если Осипов пообещал не уезжать из Читы, пока она не станет похожа на Париж, то Сапожников назвал Читу мини-Санкт-Петербургом.
Но все же кресло спикер осталось за ветераном забайкальской политики Юрием Коном, которому через два дня после выборов исполнилось 74 года. Кон сидит в краевом парламенте уже почти четверть века и это на сегодняшний день единственное связующее звено между губернатором, который за пять лет правления так и не стал до конца своим у местных элит, с этими самыми элитами. У Сапожникова же нет и десятой доли того авторитета и коэффициента влияния на истеблишмент.
Первым вице-спикером стал еще один политический ветеран Сокто Мажиев, у которого за плечами трёхкратный срок пребывания в Заксобрании и опыт административной работы в краевом правительстве.
Сапожнику же достался «утешительный приз « в виде должности просто вице-спикера, и судя по всему, эта должность будет теперь для него пожизненной, если только в регионе радикально не изменится политическая ситуация и руководство.
Новый срок для Осипова
А вот чтобы ситуация не изменилась, и был создан МинГроб. Удельный вес тех, кто сегодня недоумевает от того, что делает губернатор, близится к критической массе. И в политических кулуарах уже говорят о поисках достойной замены. А ведь Заксобрание – это единственный на сегодня орган власти, который может объявить импичмент первому лицу края. У которого в следующем году истекает срок хранения. Но МинГроб отработал свою задачу на пять с плюсом. Теперь уже ясно, что нынешний срок для Осипова будет не последним.