ПОВЕСТКА ДНЯ: Стабильная стагнация
Это забавно, но председатель Заксобрания региона Кон Ен Хва, в конце общественных слушаний по проекту краевого бюджета отозвался о нём тепло, хотя, как выразился, «депутаты его ещё не видели и не изучали, но можно сказать, что он социально-ориентирован». Чем-то напоминает, известное изречение, но с обратным знаком: «Я Пастернака не читал, но я его осуждаю».
Традиционная ориентация
Трудно увидеть логику в том, что публичные слушания по проекту бюджета организует Минфин края, а не Заксобрание, которому в конечном итоге и принимать этот главный финансовый документ региона, и отвечать за его исполнение. Когда его обсуждали на площадке Заксобрания, тогда депутаты предварительно могли с ним хотя бы бегло ознакомиться, а то и изучить в силу своих способностей. Думаю, вместо тёплых слов в адрес незнакомого документа, у них возникли бы некоторые вопросы к проекту бюджета.
Ну, например, такие. Почему общий объём бюджета на 2024 год предлагается утвердить по доходам в размере чуть больше 103 миллиардов рублей, в то время, как доходы бюджета на текущий год были на 1 миллиард 63 миллиона больше - доходы бюджета на 2024 год составляют по проекту 103 миллиарда 48 миллионов рублей. Да, конечно, федеральный центр выделяет на 2024 год меньше денег – предварительно около 34 миллиардов рублей, а в прошлом году только при формировании бюджета край заложил 44 миллиарда дотаций из федерального бюджета - и потом в течение года из Москвы поступали деньги на разные нужды. Понятно, с чем это связано. Но ведь, по предварительной оценке, которую даёт Минфин, доходы бюджета в нынешнем году по факту вырастут до 116 миллиардов рублей, а расходы до 130 миллиардов – рост значительный. Зачем же на 2024 год планировать отступление от достигнутого? Да и на протяжении более года губернатор Александр Осипов неоднократно повторял, что объективных причин для снижения экономического развития Забайкальского края нет. Хотя, конечно, рост собственных доходов с 53,8 миллиарда рублей при планировании на 2023 год до почти 70 миллиардов рублей на 2024 год при анализе налогооблагаемой базы несколько сомнителен. Об этом ниже.
Наверное, вопросы у депутатов возникли бы и по поводу того, что Минфин предлагает на 2025 год снизить доходы до 96,9 миллиарда рублей. Меньше нынешних доходов планируется получить и в 2026 году.
Искусственное занижение доходов не проходит даром. Предложено принять бюджет на 2024 год с большим дефицитом - более чем в 7,8 миллиарда, то есть расходы составят 110, 9 миллиарда рублей. Заметим при этом, что даже первоначально принятый бюджет по расходам на 2023 года был выше, чем планируется на следующий год и составлял 111,4 миллиарда рублей, а в конце года по оценке специалистов он составит, повторим, 130 миллиардов.
Где логика? Думается, она заключается в традиционной ориентации нашей региональной власти на неоправданное занижение показателей, дабы затем выпрашивать у федерального центра побольше денег. Дескать, вот мы какие бедные, дайте нам дотаций из федеральной казны на безбедную жизнь побольше, поскольку сами мы заработать ну никак не можем. Хотя пиаровские службы губернатора, да и он сам всё время бьют в литавры по поводу экономических побед. Такая позиция длится годами, но особенно приобрела большое звучание как раз при нынешнем губернаторе.
Что посеешь, то и пожнёшь
Конечно, в основу проекта бюджета положен прогноз социально-экономического развития Забайкальского края на плановый период. И здесь есть над чем задуматься. Если налоговые доходы Минфин планирует получить в 2024 году в размере 68 миллиардов рублей, а на два последующих года и того больше – 74,5 и 79 миллиардов рублей - то почему тогда на все три года Минфин планирует значительное сокращение доходной части краевого бюджета? Не уверены, что дотации из федерального бюджета останутся на нынешнем уровне? Возможно.
Но за счёт чего же планируется увеличение налоговых поступлений в бюджет? Да, прогнозы экономического развития края всегда оптимистичны, по каждому пункту Минфин даёт увеличение, однако реальность не вселяет больших надежд. Если в 2022 году (за 2023 год картина ещё неясна) промышленное производства в целом выросло на 2,5% по сравнению с предыдущим годом (в основном за счёт горнорудной промышленности, а обрабатывающие производства традиционно сокращают объёмы), то сельское хозяйство сработало всего на 97% к предыдущему году, инвестиции в основной капитал составили 96,8%, оборот розничной торговли снизился на полпроцента, меньше стали располагаемые доходы населения, а цены выросли почти на 15%.
Есть и такой пассаж. Минфин утверждает, что общая сумма поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Забайкальского края в 2024 году составит 25, 5 миллиарда рублей с ростом на 20,1 процента. Прогнозируемый объем налога на 2025 и 2026 годы составит соответственно 27,8 и 29, 9 миллиарда рублей с ростом к данным предшествующего периода соответственно на 8,6 и 7,9%. Звучит оптимистично. Но если мы посмотрим на численность населения нашего края, то увидим, что этих самых физических лиц становится всё меньше: сам же Минфин показывает, что в 2024 году население будет составлять лишь 982 тысячи человек (в 2021 году был 1 миллион 27 тысяч), затем идёт сокращение население и в 2026 году по прогнозу забайкальцев будет 967 тысяч.
При таком положении трудно поверить в то, что люди в нашем крае стали богаче и платить налоги будут в большем объёме, чем прежде. Тем более, что выше признаётся: располагаемые денежные доходы у населения сокращаются. А количество малых и средних предприятий в крае даже по прогнозу остаётся на одном уровне, примерно 7,3-7,4 тысячи. И количество человек, которые на них трудятся, тоже не растёт, остаётся в пределах 44-45 тысяч человек. В целом работающего населения в крае больше не стало. Откуда же взяться увеличению НДФЛ?
Вообще, весь оптимизм пропадает, когда мы видим картину народосбережения в Забайкальском крае – то есть одну из главных задач, которую ставит правительство страны перед регионами. В 2022 году среднегодовая численность постоянного населения Забайкальского края составила 996,5 тысячи человек. Общий коэффициент рождаемости снизился относительно предыдущего года на 1,8 % и составил 11,2 на 1000 человек населения. А вот коэффициент смертности оказался выше рождаемости и составил 13,8 на 1000 человек населения Суммарный коэффициент рождаемости в 2022 году снизился по сравнению с предыдущим годом и составил 1,69 рожденных детей на одну женщину. Миграционная убыль остаётся на высоком уровне - 5,5 тысячи человек. И тенденция к дальнейшему сокращению населения Забайкальского края сохраняется.
Так что депутатам Заксобрания есть о чём задуматься и от привычной оценки главного финансового документа края (дескать, он социально ориентированный) перейти к реальному его анализу в интересах населения края.