ОСОБОЕ МНЕНИЕ: В лабиринте цифр лукавых
Время прогнозировать и строить радужные планы для руководителей края – это значит нарисовать розовую картину, обрамлённую взятыми с потолка цифрами. Почему бы и нет, поскольку никаких отчётов перед забайкальцами о их реализации предоставлять никому не надо.
Взлёт с просевшего фундамента
Обычно это ярко проявляется в период обсуждения очередного регионального бюджета на три последующих года, который должен базироваться не столько на безвозмездных поступлениях из федерального бюджета, сколько на собственных экономических достижениях края, увеличения налогооблагаемой базы.
И вот тут, если сравнивать реальные цифры развития, предоставляемые официальной статистикой в лице Забайкалкрайстата, и прогнозные показатели, которые и определяют доходы и расходы бюджета, то остаётся удивляться – откуда только берётся безграничный оптимизм у разработчиков главного финансового документа? А ведь по нему жить.
Нередко в течение года краевым властям приходится протягивать руку к федеральной власти за помощью, поскольку даже самые основные обязательства перед населением они выполнить просто не в состоянии. Это касается заработной платы бюджетников, обеспечения сельского хозяйства самым необходимым для производства, особенно ГСМ, создания инфраструктуры в строительстве, обеспечения топливом жилищно-коммунального хозяйства, подготовки его к зиме и ликвидации бесчисленных аварий и проч. Тогда и вылезают наружу все прорехи в бюджетной системе региона.
Откуда наши прогнозисты взяли, что в текущем году промышленное производство достигнет уровня 104% по отношению к 2022 году (прошлогодний индекс 102,5% к предыдущему году)? А в 2024 году ещё прибавит полтора процента, а в 2025 году этот показатель достигнет 112,3%. Это было бы здорово, но на чём основан этот взлёт? Где тот задел, опираясь на который можно говорить о предстоящей взлётной динамике промышленного производства в нашем крае?
Теперь посмотрим на реальные показатели текущего года, которые в оперативном режиме предоставляет Забайкалкрайстат. За девять месяцев промышленность края нарастила производство к тому же периоду прошлого года 2,7%. Но прорывной динамики не видно. К августу текущего года она отрицательная – только 90,1%, а к сентябрю 2022 года – 97,3%. Даже добыча полезных ископаемых, которая в промышленном производстве занимает львиную долю (76,9%) к августу текущего года имела отрицательную динамику – 88,4% и только за девять месяцев нарастила 2,9% к прошлому году. Такая турбулентность настораживает, и менее всего вселяет оптимизм по поводу промышленного взлёта уже в 2025 году (на 12,3%).
Как всегда, на протяжении уже нескольких лет обрабатывающие производства из месяца в месяц, из года в год теряют свои позиции (а ведь эта отрасли более всего зависит от эффективности руководства наших региональных министерств). И сегодня в стране именно этому направлению придаётся особое значение. За 10 месяцев 2023 года к тому же периоду прошлого года показатель в отрасли составил 93%. В реальности так, но только не в прогнозах. Там картина радужная. Ежегодно в течении последующих трёх лет прогнозируется рост в отрасли от 6,7 до 11,4%. Почему, за счёт чего – сказать трудно. Край теряет позиции в пищевой отрасли – 85,6% к провальному предыдущему году, а в текущем году ожидают несколько больше, но всё же даже на этот уровень выйти не удастся. А вот прогноз – загляденье. Каждый год предусмотрен рост на 1.5-1,9%. Такая же картина с напитками. Пока же мы видим на прилавках магазинов продукты преимущественно не собственного производства, а завезённые из других регионов.
Обработка древесины, традиционная для нашего таёжного края отрасли, в 2021 и 2022 годах неуклонно падала соответственно до 65,4 и 91,4% к уровню предыдущего года, но вот неожиданно Минфин даёт прогноз – рост в 2024 году до 2,6%. То же можем наблюдать и в сельскохозяйственном производстве. Да и по многим другим отраслям.
Прибыль от… убытков?
Такое впечатление, что те, кто сегодня прогнозирует социально-экономическое развитие, в частности, доходы от прибыли предприятий, живут в параллельном мире или, просто в другом, более успешном регионе, пользуются их показателями.
Вот Минфин даёт такой прогноз на 2024 год: сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Забайкальского края в 2024 году, составит 20, 7 миллиарда рублей с ростом к 2023 году на 25,5%. Рост, как видим, солидный. Прогнозируемый объем налога на прибыль организаций на 2025 и 2026 годы тоже оптимистичней – он составит соответственно 21,9 и 23, 2 миллиарда рублей с ростом к данным предшествующего периода соответственно на 6 и 6,1%.
Откуда такие ожидания – сказать трудно. Забайкалкрайстат сообщает, что от малых предприятий в прошлом году получена не прибавка к прибыли, а минус 6 миллиардов рублей к плану, крупные и средние предприятия в 2022 году дали 3,8 миллиарда с минусом, сельскохозяйственные потребительские кооперативы дали меньше прибыли на полтора миллиарда рублей.
Но может быть в текущем году положение исправляется? Совсем не так. Забайкалкрайстат показывает, что в первом полугодии нынешнего года с немалыми убытками сработали сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, другие отрасли. Сумма убытков крупных и средних предприятий только растёт. Если в первом полугодии 2022 года убытков было получено 11,4 миллиарда рублей, то в первом полугодии нынешнего года – 17,3 миллиарда.
О сомнительных доходах бюджета с налога физических лиц мы уже писали.
И вот когда видишь эту картину, то испытываешь недоверие к планируемым собственным доходам краевого бюджета. Становится понятно краевые власти так часто ходят с протянутой рукой в федеральные ведомства за финансовой помощью.