ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Яйца под шубой
С яйцами у нас всё в порядке. Нашего губернатора они вообще не волнуют. Во вверенном ему регионе собственное производство этой продукции закрывает потребности, согласно статистики, на 2%. А цена на яйца за год повысилась лишь на 27% и доходит до 180 рублей за десяток. В других региона бывает хуже. Чего тут волноваться?
Блеск и нищета «золотого фонда»
Такая мелочь вообще всё наше краевое правительство не волнует. Главное - там, в Москве. В уходящем году все силы были брошены на то, чтобы показать столичному начальству богатства нашего края. Какие у нас богатые недра. Сколько лесов, полей и рек. И какие замечательные люди тут живут! Пусть бедно живут, часто выживают, часто уезжают в другие регионы, но ведь живут. Пусть рождаемость падает, а из 100 браков, по статистике Забайкалкрайстата, 88 распадаются. Откуда детям взяться? С милым, конечно, и в шалаше рай, но ненадолго. А квартир строится мало, цены за квадратный метр в благоустроенных домах до 200 тысяч рублей доходят. Молодёжь умная, она считает, что за такую цену лучше купить квартиру где-нибудь на берегу Чёрного моря и жить припеваючи в тёплом климате. Уезжают тысячами, а «золотой фонд» Забайкалья, по определению губернатора, то бишь население края, убывает, как вода в решете. Но губернатор всё прославляет и прославляет забайкальцев в своих златосладких речах.
Пусть в уходящем году цены рекорды бьют. Но ведь и зарплата средняя, по статистике, уже 68,2 тысячи рублей – даже в центральных регионах страны позавидовать могут. Конечно, это не значит, что в реальности она такая, но на бумаге-то красиво смотрится!
Там, в Москве, на выставке, про леса забайкальские много сказано и показано. А вот про дровишки умолчали. Цены на них в крае таковы, как будто кругом одни степи да болота. От 15 тысяч рублей за куб – да ещё поискать надо. Но они же из лесу, вестимо. Но там официальных заготовителей дров нет, зато браконьеров и спекулянтов пруд пруди.
Да что там дрова! У нас в крае угля завались, угольных месторождений, больших и малых, не перечесть, а зиму встречаем или без запаса угля или с каким-то не тем сортом. Котлы в котельных в уходящем году побили рекорды по авариям, замерзает наш «золотой фонд» целыми городами и посёлками, а позаботиться о них некому. Министров и вице-премьеров, отвечающих за ЖКХ, губернатор отыскивает где-то в дальних регионах, а они чуть поработают, чуть глянут на всё это прохудившееся коммунальное хозяйство и сбегают восвояси. Некоторых, особо патриотичных в своих речах, полиция под белы ручки уводит. А губернатор не равнодушен. Он критикует коммунальщиков, призывает навести порядок. Постыдит постыдит – и в Москву, в Питер, на форумы едет заключать многомиллиардные контракты, которые тоже на бумаге выглядят красиво. А старики и детки в холодных квартирах, как, например, в Борзе, спят в полушубках и в валенках.
Вот вам и новое новогоднее блюдо - яйца под шубой!
Красиво врать не запретишь
Ежегодно в Новый год мы ждём светлого будущего. Оно у нас описано во многочисленных программах, планах и стратегиях. Его нам обещали все губернаторы, упаковав это светлое будущее в глянцевую обёртку программных документов. Сложно даже посчитать, сколько было исписано бумаги, проведено совещаний, всенародных обсуждений и презентаций. Но с уходом очередного пламенного строителя светлого будущего для забайкальцев внезапно исчезают, словно в шляпе фокусника, все эти рукотворные предвестники наших надежд. Чтобы уступить дорогу новым, ещё более впечатляющим.
Правда, читать прожекты бывает приятно. Например, в плане развития до 2025 года говорится: «Предусматривается постепенное преобразование товарной структуры производства, где все большую долю начнут занимать технологичные продукты, основная масса которых будет производиться за счет развития форм международной и межрегиональной специализации и кооперирования (аутсорсинга)». В другой программе заявлено, что в приграничных зонах будет развиваться «производство, в том числе сборка разнообразных промышленных товаров, на основе завозимых комплектующих и материалов из российских регионов, а также из КНР, Монголии и других государств». И как вишенка на торте: эти товары (не уточняется – какие) будут столь технологичны, что станут иметь «выраженную экспортную направленность».
Экспортная направленность – это вообще жесть. Высокая технологичность – из области фантастики. Ибо пока мы не экспортируем созданные нами товары, а везём их из-за границы, начиная с гвоздей и кончая автомобилями, экскаваторами и бульдозерами. Да что там – и яйца готовы привозить из-за границы. В наших магазинах трудно отыскать товар, созданный руками забайкальцев. И если реально взглянуть на нашу промышленность, то в такое чудо даже в новогоднюю ночь трудно поверить.
Описанные в этих документах перспективы достойны митингового спича великого комбинатора Остапа Бендера по поводу создания в захолустном городке знаменитых Нью–Васюков. В ожидаемом результате создатели программных документов заложили переход (до 2025 года) к ускоренному социально-экономическому развитию региона, создание десятков тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. В сфере сельского хозяйства они напророчили увеличение посевных площадей в 2,5 раза - до миллиона гектаров, рост объёма продукции в два раза. Увеличение объёма экспорта заложили в 2,5 раза до одного миллиарда долларов, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней должны возрастать на 20-25 миллиардов рублей в год. Полчища туристов ринутся в наш край со всего света, и этот нескончаемый поток достигнет 350 тысяч человек в год. И, наконец, привлечение инвестиций создатели прожектов предрекли в триллионах рублей.
До 2025 года остался год. Неужели деревянный дракон поможет нам почти от нуля достичь этих фантастических результатов?