ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Вверх по лестнице, ведущей вниз
Если бы не относительно независимая статистика и упрямые факты из нашей сермяжной жизни, забайкальцы бы пребывали в положении героев антиутопического романа Джорджа Оруэлла «1984». Где Министерство правды (Миниправ) – это фальсификация, а Министерство изобилия (Минизо) - это ложь о счастливой жизни населения. Нечто похожее происходит сейчас в нашем Забайкальском крае.
Провалы в кривом зеркале
Когда во время отчёта губернатора Александра Осипова президенту России Владимиру Путину во время видеоконференцсвязи в начале апреля прозвучало утверждение, что в Забайкальском крае налицо рост экономики и то, что она стала привлекательной для инвесторов – вот тогда и возникло чувство антиутопии в духе романа «1984». Не удивительно: отмечались и увеличение производства, и объёмов строительства, капвложений, создание новых рабочих мест и многое другое…
Здесь надо отдать должное руководителям нашего края: умеют же ребята представить даже очень невыгодную ситуацию конфеткой. А давайте посмотрим, что говорит на эту тему статистика в лице Забайкалкрайстата и Минэкономразвития. Вот хотя бы первые два месяца 2024 года как-то не вяжутся с этим утверждением, а, напротив, вызывают тревогу. Промышленное производство в крае в целом уменьшилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,2%, а добыча угля, несмотря на то, что президент не раз призывал нарастить добычу этого энергоносителя, поскольку наши восточные соседи тоже изъявляют желание получить его больше – снизилось на 1,6%. Добыча прочих полезных ископаемых тоже снизилась, причём на 12,8%, а предоставление услуг в этой отрасли стало меньше на 35%. А ведь удельный вес отрасли занимает в промышленности региона 75,9%. На ней и держатся все экономические показатели в регионе, поскольку в других отраслях положение ещё более незавидное.
Вот возьмём обрабатывающую промышленность. Рост объёмов производства здесь в первом квартале отмечается только по пяти из 17 видов производств. Снижены показатели по ремонту и монтажу машин и оборудования на 3,5%, обработке древесины и производству изделий из дерева– на 6,6% (и это при наших лесных богатствах!). И какой уж год подряд в крае снижается производство пищевых продуктов! Местная молочная продукция стала мало-мальски появляться на рынке, но это капля в море – основная часть молока завозится из других регионов. Местные яйца стали появляться, но их доля тоже невелика. До сих пор в крае не обрабатывается около миллиона гектаров пахотных земель, и сельское хозяйство находится в положении изгоя. Так и зарплата работников самая низкая в регионе – в пределах 18 тысяч рублей. И не удивительно, что объём производства валовой продукции сельского хозяйства в первом квартале составил лишь 97,5% к тому же периоду прошлого года.
Но в отчётах всё это, как в кривом зеркале, выглядит совсем по-иному.
После радости – неприятности
Во время беседы, помнится, президент сказал: «Особенно радует то, что у вас увеличивается объём строительных работ». Мы бы тоже порадовались, но статистика говорит, что в январе-феврале 2024 года отмечено снижение объемов работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – 91,2 % к уровню января-февраля 2023 года. Если говорить о строительстве жилья, то львиная доля его строится самими гражданами даже в условиях постоянно растущих цен на строительные материалы. Например, в 2023 году построено 2678 жилых зданий, в том числе населением – 2632 жилых дома. Общая площадь жилых помещений составила 380,2 тысячи квадратных метра. Индивидуальными застройщиками (населением) построено 73,8 % от общего объема жилья, введенного в 2023 году.
Губернатор Осипов много говорит о снижении безработицы в крае. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны – а сколько вообще рабочих рук в крае и какова здесь динамика? Так вот, если исходить из данных Забайкалкрайстата, то в 2020 году в крае было 522,9 тысячи человек, способных работать. Занятых трудом из них было 471,6 тысячи человек. А вот в январе 2024 года рабочей силы стало 488,1 тысячи человек, а занятых трудом – 455,1 тысяча человек. Куда за три года подевались 34,8 тысячи способных к работе граждан и 33 тысячи занятых трудом? Есть ли здесь повод для ликования, если граждан и работников в крае становится всё меньше? И откуда взялись, если верить губернатору, десятки тысяч новых рабочих мест, созданных под его умелым руководством? И куда они делись?
Но, может быть, перспективы обнадёживающие, и количество работников стабилизируется или будет возрастать в крае? Обратимся снова к статистике. По данным Забайкалкрайстата пока этого не видно. Например, в минувшем году численность работников, выбывших по разным причинам из организаций в марте было 17150 человек, в июне 20050, в сентябре 26238, в декабре 22283 человека. Как видим, работников больше не становится, поскольку принятых в организации значительно меньше. А число вакантных мест возрастает. Если в марте минувшего года их было 14778 человек, то в декабре 18560 человек. Поэтому особо радоваться тому, что число безработных у нас в крае уменьшается, странно. Просто работников в регионе становится всё меньше, и если дело пойдёт так и дальше, то безработица будет на нуле, а дефицит кадров станет возрастать.
В разговоре с президентом Александр Осипов указал, что регион под руководством зампреда правительства страны Татьяны Голиковой занимается разработкой программы, направленной на улучшение социально-экономической ситуации в Забайкальском крае, которая будет действовать до 2030 года. Но ведь у нас уже есть и стратегии, и программы, и планы развития, в том числе Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края, принятая в августе 2021 года до 2025 и на перспективу до 2035 года и подписанная председателем правительства России Михаилом Мишустиным. Что ещё нужно? И с кем в нашем крае думают выполнять все эти программы, если народонаселение региона, в особенности работоспособная его часть тает на глазах? На одном вахтовом методе много не наработаешь.
Так что, как видим, отчёт губернатора получился красивым и заслужил похвалу президента России, но реальность – по Джорджу Оруэллу.