РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: Фальшивый памятник и подлинная проблема

Арина Шаравина / Общество, 12:14, 27 июля

Любой  глубоко провинциальный город страстно мечтает иметь красивые легенды и таинственные артефакты, чтобы заманивать туристов, доказывая, что  он-то и есть самый необыкновенный.

Не знаю, чем была бы примечательна Чита, если бы тут не побывали декабристы. Правда, для них принудительно всё получилось, но всё же – побывали. И внесли огромный вклад в развитие города (тогда – маленького населённого пункта).

Ещё бы. Цвет России, героические люди – 85 декабристов и 8 удивительных женщин. Это при том, что население Читы составляло всего 323 человека. Процент самых образованных, уникальных людей России, в эти четыре года декабристской каторги в Чите, просто зашкаливал. Никогда, в последующем, этот рекорд не удалось повторить, разве что теперь бьём наотмашь антирекорды.

Казалось бы, Чите надо (по всей логике) всячески развивать тему декабристов и гордиться ей. Но не на ту напали. При советской власти застроили каким-то хламом драгоценную территорию, связанную с декабристами. А сейчас только болтовня на тему туризма, как будут его неслыханно развивать и на этом всё, сдулись. Аааа, ещё какие-то полоски розовые на асфальте рисуют. Громаднейший вклад в туризм, ничего не скажешь.

Церковь Декабристов

Чудом сохранился уникальный памятник, подлинный и единственный свидетель времён Декабристов – Церковь Декабристов. В настоящее время опять идёт посягательство на древнюю Церковь. Кому-то не терпится выпотрошить уникальный музей –  гордость нашего города и всей России. Интересно, что каждый нездешний губернатор покушается на Церковь Декабристов. Предпоследний раз эта смута случилась при любителе праздников и масштабного веселья губернаторе Ильковском, ныне канувшем в лету. Как говорится – никогда такого не было и вот опять. Воскрес другой весёлый губернатор с невеселыми намерениями.

Неподалёку от Церкви Декабристов находится ещё один, так называемый объект культурного наследия аж федерального значения – «Дом Нарышкиной Елизаветы Петровны». Который, на самом деле, не является домом Нарышкиной даже близко-рядом. Более 60 лет вешается эта лапша на уши читинцам и гостям города. Рассказываются слезливые истории, изрядно приправленные фантазиями доморощенных историков. Но, однако – сколько уже можно?

 Табличка на мнимом «Доме Нарышкиной»

Надо сказать, вернувшись в начало 60-тых годов прошлого столетия, что тогда в Чите аж три дома претендовали на звание «Дома Нарышкиной». Первый был на хорошо уже знакомом месте, ул. Селенгинская, 14а. Второй находился ближе к углу улиц П. Осипенко и Ангарская. Третий был расположен на квартал выше медицинского института. Разумеется, все три дома категорически претендовали на подлинность. Все дома, по образу и подобию, были примерно одинаковые. И исключительно  все были, будто-бы, «когда-то перенесены» на эти абсолютно разные места.

Один из «домов Нарышкиной», ул. Ангарская. Фото А.И. Шегеры, 1961 г.

Но все три дома никак не могут быть подлинными. Поэтому был выбран дом, максимально близко находящийся к месту настоящего расположения дома Нарышкиной. Этот дом на Селенгинской просто назначили быть домом жены декабриста, потому что спохватились, опаньки –  так ничего же не сохранилось от декабристских времен, ни одного дома жен декабристов.  И надо хотя бы сымитировать эту сохранность «для потомков». А дома-конкуренты, со временем, были предусмотрительно снесены.

Много народу в Чите вращалось и исчезало тогда,  в то время, в 60-тые годы прошлого века. Всё, как на перевалочном пункте. Всё, как сейчас.  И назначение этого здания по ул. Селенгинской, 14а «Домом Нарышкиной» – одна из прихотей и фантазий тех случайных людей. Об этом мне рассказал свидетель тех давних  событий Архитектор Алексей Иович Шегера, который был тогда Начальником отдела по делам строительства и архитектуры Читинского Облисполкома.

А.И. Шегера у дома по Селенгинской, 14а

А где же был расположен настоящий дом Елизаветы Нарышкиной? Декабристом Петром Фаленбергом в 1830 году был создан топографический План Читинского острога (с указанием расположения всех домов жен декабристов). Чита – один из немногих городов, имеющий такой старинный и точный план. Дом Нарышкиной был расположен на углу улиц с современными названиями Селенгинская и Декабристов. Там сейчас находится школа № 18.

По плану Петра Фаленберга и рисункам Николая Бестужева мы можем судить о размерах и облике тех домов, в которых поселились жены декабристов. Дамы приезжали в Читу и брали в наём те дома, которые им могли сдать местные жители. Судя по плану Фаленберга, все дома жен декабристов были примерно одинакового размера (8х15 м) и одинакового облика – в виде крестьянских изб.

 Схема расположения настоящего дома Е.П. Нарышкиной

Поддельный дом Нарышкиной выстроен из окантованных брёвен. Но, во времена декабристов, дома в Чите строились из круглого бревна. Никто тогда поверхность брёвен не стёсывал, в брус их не превращал. Посмотрите на рисунки Николая Бестужева, на эти кругло бревенчатые дома – у вас отпадут малейшие сомнения. Декабрист и выдающийся художник-акварелист Бестужев максимально точно переносил реальность на свои картины, скрупулёзно стараясь запечатлеть уникальность жизненного момента.

Ещё такой нюанс. Фальшивый «Дом Нарышкиной» – так называемый «дом с мезонином» (мезонин – надстройка над средней частью дома с балконом). Во времена декабристов домов такого типа попросту ещё не существовало в Чите. Они появились только лет через тридцать-сорок после отъезда декабристов. В принципе, даже только по этим причинам такое строение  не может быть свидетелем декабристской эпохи. Но тут история-то ещё интересней.

В начале 60-тых годов 20-того века за этот дом принялись круто. Ему уже было около 100 лет, поэтому его решили отреставрировать. Шегера А.И. рассказывает, что однажды он приехал на ул. Селенгинскую к этому дому и увидел, что все старые столетние  брёвна беспощадно выброшены и заменены на брус-сырок, а работы, спустя рукава, проводили неквалифицированные мастера. Выброшены были также все скобяные изделия, великолепные кованые элементы, дверные ручки, искусно выполненные читинскими мастерами.

То есть, ушёл в небытие дом, построенный в шестидесятые годы 19 века – нынешнее строение является полностью новоделом, ему чуть больше 60-ти лет. Кстати, это подтвердили Красноярские учёные, которые в 2023 году брали керны из бруса.

Взятие керна из бревна мнимого дома Нарышкиной

А Елизавета Нарышкина первое время по приезде в Читу жила в доме Александрины Муравьёвой. Затем она сняла для себя дом, стоявший на окраине Читинского острога (тогда это была окраина). Именно сняла, а не «построила». Декабрист Розен писал: Нарышкина и Давыдова жили в наёмных домах, которые они хорошо перестроили. Псевдоисторики нас постоянно уверяют, что дом был построен самой Нарышкиной. Ан – нет. Дом был взят в наём, об этом пишет декабрист, а ему явно виднее. Да, дом перестроили (перепланировка помещений и прочее) и выкупили. Но не строили новый.

Нарышкина, уезжая в Петровск-Забайкальский, продала свой домик за 2 головы сахару. Однако! Хочется верить, что это были сахарные головы по 16 кг (пудовые), а пуд сахару тогда стоил около 60 рублей серебром. Дом был продан не более, чем за 120 рублей, а скорее всего – дешевле. Хоть когда-то цены на недвижимость в Чите были бросовые.

«Типовая» застройка Читы времён декабристов (фрагмент акварели декабриста Н. Бестужева)

Судя по всему, пребывание декабристов было золотой эпохой для тогда еще Читинского острога и будущей Читы. Видимо, до сих пор читинцы не могут морально очухаться после отъезда декабристов, и это чувство таинственно передаётся из поколения в поколение. Как писал Михаил Бестужев: «По отбытии нашем, жители Читы скоро впали в бедность, ещё большую прежней, лень пошла об руку с пьянством. Итак, прогрессивно упадая, они дожили до той эпохи, когда их бедная деревушка была переименована в областной город Забайкальского края». Провидец! И это Бестужев ещё до конца не знал, как мы можем «прогрессивно упадать». Тут-то мы ого-го.

Фальшивый Дом Нарышкиной, безусловно, имеет право на существование и даже охрану. Да, это очень уютный новодел, в нём есть некое отражение, пусть не декабристской, но – эпохи. Пусть он не подлинный,  но там находится важнейший для города просветительский центр – библиотека.

Но когда же городские легенды обретут хоть какую-то подлинную основу? Ведь на этой территории,  где проводят бесконечные экскурсии гостям города, даже не установлены элементарные указатели – где находились дома Нарышкиной, Муравьёвой, Волконской…? Где находился острог? Где находилась резиденция коменданта Лепарского? Не говоря уже о том, что нет никакого стоящего проекта реконструкции этой территории.

Проходят десятилетия, воз и ныне там. А с нынешними, находящимися у власти разбазаривателями исторического наследия, скоро и от этого воза останутся рожки да ножки.