ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ: Не роскошь, а средство

Борис Ветров / Общество, 13:01, 26 августа

С 2014 года пригородные дачные поселки у Читы стали обитаемыми даже в самые суровые зимы. Горят огоньки в окнах, тянутся полосы дыма, лают собаки, скрипят в наезженных колеях шины автомобилей. Количество обитателей растет с каждым годом.

И это не пресловутые бомжи, а сами владельцы загородных избушек. Свои городки квартиры они давно сдают мигрантам – таджикам, киргизам, дагестанцам, или пускают студентов.

Все это дает им 20-30 тысяч рублей в месяц дополнительно к пенсии. Почему к пенсии? Потому, что тех, кто имеет хоть какую–то работу, среди зимогоров меньше – электричка и автобус города стоят от 60 до 100 рублей в один конец, Так что обитают тут либо пенсионеры, либо безработные.

 «Они в Россию, я – на дачу» 

- За коммуналку платят теперь квартиранты, - рассказывает мой сосед Денис Анатольевич, - киргизы живут у меня, семья – пять человек. Дают мне 25 тысяч за мою двухкомнатную квартиру. И пенсия у меня 21 000 – уже можно жить. Вода тут своя, дрова – тысяч на семь в год. Баня есть. Что еще надо? Вот так и получается – они в Россию эмигрировали, а я – на дачу.

Но таких пассивных «мигрантов» становится все меньше. Сегодня горожане активно осваивают фермерскую науку в полосе рискованного земледелия. Впрочем – почему «осваивают»? Давно уже научились врачи и учителя, инженеры и библиотекари, механики и строители, извлекать максимальное количество урожая из 6 - 8 соток дачного участка.

 Дед Петрович 

Есть у нас в поселке пожилая пара. Супруг Виктор Петрович всю жизнь проработал в объединении «Читагеология». Его жена Нина Николаевна 30 лет отдала работе в училище. На заслуженном отдыхе они с середины нулевых годов. Тогда, вроде, и пенсий хватало, и дети помогали, и жизнь, казалось, налаживается. Но несколько лет назад пенсии перестали соответствовать рванувшим вверх ценникам в магазинах. Так же, как и  ежемесячно растущие цифры в коммунальных квитанциях. Пришлось даже продать   «Ниву», на которую   накопили деньги еще в советские времена – и старушка исправно работала. Потом потеряла работу дочка, а вскоре умер, выпив вместо водки, какой-то гадости ее муж. Алкашом он не был, долго маялся без работы, кое-как, по великому блату, попал в одну из ремонтных бригад. Как-то после работы, промокнув под дождем, решили согреться жидкостью, купленной в пригороде под видом спирта. Костя умер ночью, по дороге в больницу. Теперь Елена одна растит сына Витю.

Потому Виктор Петрович (соседи его уважительно кличут дед Петрович) работает на своей земле круглогодично. И смена времен года ему нипочем. Он соорудил на участке площадью в восемь соток три теплицы, которые отапливаются с помощью собственноручно собранных котлов. Под грунтом пролегает система трубок, а в них подается горячая вода. Печка, греющая котел, согревает и воздух в теплице. На строительство ушло почти полтора года, стройматериалы дед Петрович собирал по крупицам. На топливо идут дрова и тайком вывозимый валежник. Да-да, еще до величайшей милости он стал очищать окрестные леса от следов деятельности черных лесорубов. В итоге он имеет три урожая огурцов, помидоров, перца и зелени в год. Теплицы занимают почти весь участок, так что дед Петрович потихоньку разработал пустошь, которая раньше тоже была чьей-то усадьбой. Там у него огород для личных нужд. Свекла, капуста, морковка, картошка – всего этого хватает всем до следующего урожая.

- Нет, не тяжело, — отвечает он на мой вопрос. – Главное жить, как тебе природа подсказывает – ложиться и вставать вместе с Солнцем. Все же разумно устроено. Зимой надо сил набираться, от холода прятаться, вот потому дни короткие. А уж летом будь добр – вкалывай по 16 часов.

Своими коммерческими успехами дед Петрович не хвастается. Но судя по нему, по жене, внуку и дочери – живут они не хуже прочих. Даже хватает денег отправить внука в лагерь на Японском море, и обучать музыке.

Выращенный урожай у Петровича покупают заведения общепита из тех, что дорожат своей репутацией. А зелень реализуется через местный магазин за определенный процент.

 Птичник Серега 

- Не смог я кроликов глушить. Никак не смог, - рассказывает другой «хронический дачник» Сергей. – Ты же привыкаешь к ним, пока выкармливаешь, они маленькие у тебя на руках сидят. А потом забивать? Не. Это не по мне.

При этом Сергей не тонкий ранимый интеллигент, а вполне брутального вида мужик, который долгие годы отпахал по старательским артелям. А вот теперь осел на дедовской даче. Квартиру тоже сдал.

- Но я русским ее сдал. У соседей сын женился, молодым хочется отдельно же пожить, вот и въехали в мою однюшку.

Сергей занимается куроводством.

- С ними как-то проще получается. Хотя все равно неприятно головы рубить. Потому я больше упор на яйца делаю.

Это крестьянское ремесло Сергей освоил три года назад. Раньше он и знать ничего не знал о птицеводстве. Да и вообще, все его понятия о сельском хозяйстве ограничивались высаживанием и копкой картошки на даче. Теперь же большую часть участка занимает утепленный курятник.

- Курица любит тепло и свет. Чем теплее, тем больше яйценоскость. Зимой, конечно, несутся мало, но все равно, результат есть.

Яйца Сергей сдает на продажу в  маленькие магазинчики. Покупатели, из тех, кто побогаче, давно знают, что домашние яйца куда вкуснее тех, что поступают с конвейеров птицефабрик. А уж в стряпне им и равных нет.

- В общем, если напрягаться, как я, то чистыми на руки получается примерно тысяч пятьдесят в месяц. Можно увеличить объем, но это надо еще участок земли, да и помощника нанимать. А там обязательно придут и спросят – а ты зарегистрирован, как предприниматель? И снесут все к такой-то матери. А то и посадят еще.

И тут его опасения вполне оправданы – в 2023 году в силу вступили изменения в 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно поправкам, допускается использование садовых земельных участков и огородных земельных участков для выращивания для собственных нужд птицы и кроликов при соблюдении определенных градостроительных и санитарных условий.

Однако если или соседи, или местные власти, узнав о такой «ферме» посчитают это превышением норм, с ней придется распрощаться.

Но есть и контрмера - в законе не закреплено количество обитающей  на участке живности. Главное – не доставлять неудобства окружающим 

Некремлевский мечтатель 

Еще один круглогодичный обитатель поселка, который очень просил не указывать его фамилию («еще решат, что на старости лет из ума выжил») поделился идеей, которая стоит внимания.

- Я вот тут все участки наперечет знаю. Процентов 20 – заброшены. Если бы приняли закон, чтобы после определенного времени все это на баланс кооператива ставилось, можно было бы привести дома в порядок, землю очистить и сдавать с весны по осень людям. А что? Тут и отдохнуть можно, и вырастить для себя что-нибудь. Не каждый может купить  дачу, а тут – пожалуйста, все тебе условия. И переживать не надо, что зимой ее обворуют.

 Что ж, наш народ всегда был изобретателен и предприимчив – эту жилку не вытравили даже печально знаменитые раскулачивания в 20-30 годах прошлого века. И сейчас еще находятся те, кто не ждет милостей от государства, а своими руками обеспечивает себе настоящее и будущее. Ведь это же лучше, чем жить на унизительные подачки?